Часть 3. Долгая дорога домой

На Фото мама посередине.

Хроникально-документальный очерк

Часть третья

      
Однажды я спросила маму, почему «Работу». Почему работу во время войны называли работой. Когда я была маленькой, я никогда не могла понять почему. Ведь мама воевала. Служила в армии. Для меня это ассоциировалось с борьбой, с войной, но никак не с работой. Вот так я тогда это понимала.

      
Спустя много лет я, конечно,  разобралась, что  мамина работа   в 1283 дня  и ночи - это и есть ее военный подвиг, ее  и многих  других таких же девчонок ушедших на фронт добровольцами. 

      
Девчонки, которые прошагали пешком пол Европы, жили в холодных сырых землянках, голодали, мерзли в своих тоненьких чулочках и узеньких фронтовых юбчонках, когда морозы доходили до 20 градусов.

      
Если приходилось, то и рыли окопы, обустраивали передвижные лазареты, а одновременно лечили, вытаскивали раненых с поля боя и при этом оставались молоденькими девчушками, на долю которых выпало защищать нашу  Великую Родину.

      
Мама замечательно трудилась и в мирной жизни, добросовестно выполняя свой долг  Работала она в детской поликлинике в хирургическом отделении медицинской сестрой. Она всегда с большой ответственностью подходила к своей работе и шла на нее, исполняя, скорее воинский долг, чем гражданский.

      
Свои первые  вылеты  уже на фронте на У-2 отец совершил,  начиная с 3 мая 1942 года, сначала  летал по спец. заданию, потом  с 16 мая 1942 года начались его первые  боевые вылеты.

      
Эту информацию я взяла из отцовской летной книжки,  которая лежит передо мной, словно отец возвратился из  боевого полета, и мы вместе  листаем эти пожелтевшие хрупкие  листки. И словно целая жизнь  вновь прошла перед нашими  глазами…,  день за днем…,  год за годом….

      
Было отцу  тогда всего 20 лет. Всего, за май месяц, он совершил 39 полетов из них 34 на бомбометание….  Потом, с каждым месяцем количество полетов увеличивалось, на врага обрушивалось бесчисленное множество  авиабомб, и уже к концу июня месяца отец имел 91 боевой вылет.

У-2

      
У-2! Казалось бы, совсем не военный самолет. Сколько легенд по нему сложено, сколько песен.
 
      
С началом Великой Отечественной Войны, имевшиеся под рукой стандартные варианты У-2, стали переделывать в легкие ночные бомбардировщики. После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2.

      
Рассказы о По-2 обрастали легендами с каждым днем, с каждым новым боевым вылетом.   Становились все более весомыми и значимы в достижении тех побед, которые  одержали в борьбе с гитлеровской Германией вот такие молодые ребята, двадцати лет отроду.

      
Они мужественно, отчаянно и достойно по тревоге бежали к своим удивительным машинам,  бесшумно поднимались в небо, сливаясь  с ним в единое целое.

      
А однажды, отец рассказал случай, который произошел в их полку с экипажем, который летел на задание. Погода была нелетная, туман. Они летели на низкой высоте и в итоге зацепились  за кирху церкви. Сколько они там висели, я не знаю.

      
Отец рассказывал давно и из памяти этот эпизод как- то стерся. Но это было. Экипаж все-таки каким-то образом выбрался из самолета, и  они добрались до своего аэродрома. Брату Геннадию отец тоже рассказывал про этот случай.
 
      
Из рассказа отца он помнит, что это случилось в Польше. Самолет тогда повис на церковной башне, пробив черепицу крыши, и сам получил повреждение: у него был пробит бензобак и бензин вытекал прямо на летчика, а он даже не мог пошевелиться, потому что самолет сразу приходил в движение и в любую секунду мог упасть.

      
А в это время в церкви шла служба. Когда летчик спустился на землю, он бежал, на ходу срывая с себя одежду, пропитанную горючим. Все его тело горело. Вот так, чуть ли не нагишом он и продолжал бежать.   Представляю удивление и испуг прихожан. Вот такая история. Но  закончилась она благополучно.

      
Об этом случае я так же читала в  военных мемуарах, только не знала тогда, что это произошло в полку, где служил мой отец. И,  что отец был свидетелем этих событий.

      
Константин Симонов в очерке «Русс-фанер» передает рассказ командира авиационного полка о действиях самолета У-2 на Сталинградском фронте:

      
«...Здесь, где фронт идет от дома к дому, от поселка к поселку, зигзагами, клиньями, языками, ни одному современному ночному бомбардировщику не могут дать таких заданий, какие дают У-2.
 
      
Им дают задание бомбить дом — определенный дом, — не слева и не справа, а именно вот этот, в котором засели немцы. Им дают задание бомбить немецкую половину квартала, в то время как вторая его половина находится в наших руках.

      
И они со своей малой скоростью, со своей идеальной прицельностью бомбежки выполняют задание, точно повисают именно над этим домом и бомбят именно этот дом, без всяких ошибок и заблуждений. Они бомбят там, где немецкие бомбардировщики не рискуют работать, боясь обрушить груз бомб на голову собственных войск.

      
Летчики свыклись со своими машинами и полюбили их за эту точность бомбометания, за безотказность, за простоту взлета и посадки, за то, что эти их машины, такие, казалось бы,  слабые с виду, тихоходные, несовременные, оказались на самом деле грозным оружием.

      
В любую погоду они летают шесть раз в ночь, они летают всюду, куда им прикажут, и они знают, что ни к одному самолету пехота, там, на земле, не относится так нежно, как к ним. Их, летающих так низко, что, кажется, вот они заденут тебя колесами.
 
      
Они взлетают и садятся в абсолютной темноте, немцам никак не удается разбомбить их аэродром, потому что все освещение, которое на них есть — это мигающий свет двух маленьких ручных фонариков, дающих направление пробежке.

      
В полку шутят, что скоро они натренируются до того, что будут сажать самолет на свет зажженной папироски. И надо сказать, что это не так уже далеко от истины…».
 
Записи  из летной книжки отца…

      
…Перелистываю, в который раз, летную книжку своего отца, находя там такие записи: «… бомбил войска,… бомбил деревню,… бомбил склад… бомбил войска противника,… бомбил опушку леса,… бомбил деревню,…разведка погоды,…разведка.,… бомбил дорогу,… бомбил станцию,… бомбил скопление войск в деревне…..

      
За три года войны записей очень много… день за днем,  по несколько боевых вылетов в день. Продолжая просматривать книжку, вижу и такую запись: « …перевозка сухарей… ». Да, было и такое.  Читаю дальше: «… бомбить под Старой Руссой,…  бомбить аэродром Глухая Голушка,… бомбить аэродром Сальцы,…. полет в облаках,… разведка войск противника,…. бомбить  деревню Великое село….»

      
Увидев запись «под Старой Руссой» сразу вспомнился рассказ отца, рассказанный мне о первой встрече с мамой. Мне думается, что именно первая встреча и произошла,  где- то  там, под Старой Руссой.  Да, и мама часто вспоминала… Старая Русса… и бои там были тяжелые….

      
Встреча моих родителей оказалась встречей на всю жизнь. Эту любовь они пронесли сквозь все трудности, которые им пришлось пережить в годы войны. Но тем радостней и счастливей была их встреча в конце войны. Жизнь только начиналась, оба они были молоды и полны сил.

      
Оба достойно воевали, были честными перед собой и Родиной. Они были одними из тех,  кто одержал победу  в тяжелой упорной борьбе, и верили, что счастье теперь им улыбнется, и все  теперь будет хорошо.

      
А сейчас война продолжалась  и сколько испытаний ждет их впереди, сколько тревог…Они этого не знали. Только надежда и тепло встреч согревали их сердца…

Записи  из летной книжки отца …

      
Пролистывая летную книжку отца, вижу страничку, на которой написано « Личный боевой счет старшины Обрезкова»:

« 17мая 1942года.  Совершил 4 вылета на бомбардировку войск противника. По заданной цели бомбил хорошо.

Представитель ВВС 11Армии

« 23мая 1942года.  Совершил 4 вылета на бомбардировку  цели. По заданной цели бомбил хорошо.
Нач штаба 11Армии
«3июня 1942года.  Совершил 3 вылета на бомбардировку войск противника.  По заданной цели бомбил хорошо.
Командиры полков.

      
И так день за днем  я прослеживала этот боевой путь отца по его записям: « бомбил… горит деревня…. взорван склад, бомбометанием вызван большой взрыв… уничтожил миномет…уничтожил склад … 19.2.43. в 20.35 на северной окраине Суконниково уничтожил 1 дом…

      
5.3.43 совершил  6 боевых вылетов в эту ночь… нанесен большой ущерб противнику…6.3.43. в 00.20.   вызвал большой взрыв, по - видимому  взорван склад с боеприпасами…14-15.5.43.  в 1-02 под Старой Руссой уничтожил пулемет…

      
18-19. 5.43.  0-28 уничтожил миномет юго-западнее Медведково… 21-22.5.43. в 1-50 уничтожил 1 арторудие западнее Старой Руссы…. уничтожил машину…

Продолжаю листать летную книжку отца:

      
«Итого в 717нбап  с мая 1942года по июль 1943года включительно сделал боевых вылетов на бомбометание  войск и коммуникаций противника  - 410(четыреста  десять) вылетов.
 
Из них на разведку войск противника 10 вылетов. Общий боевой налет за это время – 452ч. 38мин (четыреста пятьдесят два часа 38 минут)

Адъютант 2-й АЭ»

Полтавская Высшая офицерская школа штурманов

      
А потом пришел  приказ. Фронту не хватало опытных летчиков и штурманов. Самолеты У-2  в то время, в сложившейся военной обстановке, тоже претерпели значительные изменения,  появились новшества, которые помогли нашей авиации справиться с военными задачами, которое поставило верховное командование, не хватало  штурманов,  и надо было обучать этому ремеслу вновь прибывших курсантов.
 
      
Отца направляют  на учебу в Полтавскую Высшую школу штурманов. ВВС КА в город на юге страны Краснодар, где он успешно осваивает эту удивительную профессию – штурман.
В школе  отец проучился с августа 1943года (возможно чуть раньше) по июль 1944 года потом  окончил  и вернулся в свой полк, продолжая летать штурманом  на самолете У-2 .


Из военных мемуаров:

«Как фашисты боролись с нашими По-2.

    
— Это оказалось для них нелегкой задачей, — рассказывает Молоков. — Когда они начали охотиться за каждым По-2, наши самолеты стали сопровождаться истребителями. И вот получается такая картина: внизу летят По-2 со скоростью 100–120 километров, а над ними истребители.
 
      
Чтобы прикрыть «маленьких», как называли самолет По-2, они делали все время круги и не подпускали «Мессершмиттов», завязывая с ними воздушные бои. А в это время По-2 ускользали и выполняли свои задания.

      
Так действовали, выполняя боевые задания, ночные бомбардировщики, связные, санитарные самолеты По-2 на всех фронтах. В конце 1943 года господство в воздухе перешло окончательно к советской авиации.

      
Советские бомбардировщики, штурмовики, истребители становятся полными хозяевами воздуха, а рядом с ними, как их вернейшие помощники, действуют и маленькие По-2, значительно модифицированные и усовершенствованные...."

Записи  из летной книжки  …

      
Листаю пожелтевшие листки летной книжки: « 18.2.1945….По-2… бомбить Кюстрин… Второй полет по спец заданию….  Далее 19. 2.1945.    По-2… бомбить Кюстрин…. 27.2 1945… По-2… бомбить Кюстрин… 2 полета…2часа 30минут… все полеты ночью….       

«Итого за февраль сделал 18 боевых вылетов (восемнадцать) с боевым налетом 34часа 50минут. По спец. заданию 2 полета с полетом 1час 30 минут.

Нач. штаба »

И дальше весь март  записи: « …бомбить Кюстрин,…. бомбить Гольцов

«Итого за март 1945года сделал 57 полетов с общим налетом 71час 15минут. Из них боевых вылетов на бомбометание войск противника 54(пятьдесят четыре) с боевым налетом 69часов 00мин

Нач. штаба»

      
Апрель месяц: « …спец.  задание в г Познань,....  бомбить узел связи в нас. пункте,… в деревне Фриденсдорф,…  читаю дальше… бомбить Франкфурт… (город в котором родилась я, но значительно позже,  в далеком 52….)

      
Еще запись: « 23.4.1945г …БОМБИТЬ БЕРЛИН…. количество полетов -  3, количество часов проведенных в воздухе -  5

      
Единственная запись в книжке, которая была  подчеркнута красной чертой. Не знаю, может быть, отец подчеркнул ее сам…
А дальше опять идут записи о бомбежке  города  Берлин… Витмансдорф… Берлин… Берлин… Берлин…

      
«Итого произвел вылетов за апрель месяц 34 с общим налетом  46часов 55 минут. Из них ночью боевых вылетов на бомбометание 26(двадцать шесть) с боевым налетом 38часов 35 минут. Из них на Берлин произвел 9 боевых вылетов с налетом 15 часов 50 минут

Нач. штаба»

      
«Итого за время отечественной войны с 3.5.1942г. по 9мая 1945года произвел 522 боевых вылета (пятьсот двадцать два б/в) на бомбардировку войск и живой силы противника, с общим боевым налетом 610часов 13 минут (шестьсот десять часов 13 минут).

       Из них на разведку войск противника 12 вылетов. Произвел 27 (двадцать семь) полетов на спецзадание по переброске боеприпасов, продовольствия и  переброске людского состава штурмовой операции с налетом 38 часов 25 минут.

Нач. штаба»

Из военных мемуаров:

      
«Командование наземных войск, штурмовавших город и крепость, дало отличный отзыв о работе летчиков, действовавших на По-2.

      
Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин приказом объявил благодарность летчикам за отличные боевые действия в боях за овладение городом и крепостью Кюстрин…

      
Еще немного о самолете У-2 (историческая справка) Я все время возвращаюсь и возвращаюсь, не могу не написать об этом самолете.

      
… Cамый маленький самолет Поликарпова, учебный тихоход, безобидный У-2. И на его долю выпала героическая судьба: до последних дней войны оставался грозой для гитлеровцев.

      
Немцы знали о существовании машины У-2. Еще в 1928 году она демонстрировалась на выставке в Берлине, но, разумеется, ни одному немцу тогда не могло прийти в голову, что эта примитивная фанерно-полотняная учебная машина может представить для них хоть какую-нибудь опасность.

      
И когда фашисты увидели над своим расположением эти маленькие машины, они издевались над ними, наделяя их презрительными кличками: «русс-фанер», «кофейная мельница»…

      
Но это было только в первый период войны. Скоро наши летчики заставили фашистов переменить свое мнение об этом самолете. Гитлеровцы перестали смеяться, так как «кофейная мельница» не раз вносила панику в их ряды.

      
А вот,  несколько случаев из боевой жизни самолета У-2  рассказанные летчиками:

      
«При посадке на машине подломились шасси. Летчик отправился в деревню, достал проволоку, скрутил шасси и взлетел. Задание было выполнено».

      
«… сделал над деревней три круга, но подходящей площадки не нашел и приземлился прямо на улице. Получил донесение. Но тут возникло новое затруднение: улица коротка, взлететь невозможно. Тогда крестьяне привели волов, впрягли их в самолет и вывели его на большую дорогу, … поднялся. Задание было выполнено в точности»

Искусство, с которым действовали отряды У-2, граничит с фантастикой.

Отрывок из боевой жизни, описанный в военных мемуарах:

      
«…Подразделение под командой капитана, почти полностью окруженное врагом, держалось до конца осады только благодаря У-2. Вечером, в условный час, капитан зажигал в окопе плошки, невидимые для врага, но видимые сверху. Летчик, бесшумно планируя, опускался на огни и сбрасывал бойцам боеприпасы и продовольствие.
Однажды, проходя ночью по окопу, капитан вдруг услышал над собой совершенно явственно человеческий голос:

«Хренников, что же ты огня не зажигаешь?».

      
Капитан клялся, что никогда в жизни его ничто так не поражало, как этот голос с неба, ввергший его на несколько мгновений в оцепенение».

      
Вот так день за днем, просматривая документы,  я постепенно  заново создавала образ своего отца,  проживая вместе с ним эту жизнь. Героическую жизнь, потому что для меня мой отец герой, так же как и моя мама. Потому что они вместе бок о бок сражались в одной дивизии, каждый делал свое дело достойно и самоотверженно.
 
      
И не только они одни, но и те, кто стоял рядом с ними плечом к плечу, их боевые друзья, создавая при этом такую мощь и силу, что наш народ сумел выстоять  и победить  в этой страшной и жестокой войне. Многие из боевых друзей погибли, не вернулись из полета, а многие дошли до Берлина и радовались этой победе вместе с ними, храня в сердце память по погибшим товарищам.

А вот что пишет об отце мой брат:

    
С 1942 года  пролетал  штурманом  на «кукурузнике»  ПО-2, бомбил «логово», закончил войну в Германии. Рассказывал:  « В конце войны было положение о наградах, где сказано, если летчики и штурмана не совершили явных геройских подвигов, но выполнили 400 и более  боевых вылетов  и остались,  при этом живы, то их можно представлять к высшей награде – званию  Героя Советского Союза.

    
У отца было более 500 боевых вылетов и поэтому в конце войны   его включили в список, представленных к соответствующим наградам. Список ушел в Москву, а тут и война закончилась.   И вот кто-то из «верхних» людей решил летчикам  Героев  дать,  а  штурманам  дать  награду поменьше,  но  чтобы не обидеть -- престижную.

    
И вот, неожиданно,  в 24  или в 25 лет, даже менее, молоденький штурман, лейтенант получил полководческую награду – орден Суворова III степени.  И  всю жизнь отец им гордился больше,  чем, если бы получил «обыкновенного»  Героя.

    
Особенно после одного случая. Дали отцу отпуск, кажется, в 46-ом. Тогда все поезда из Германии и Польши шли сначала в Москву, а затем все разъезжались кто куда. И вот отец рассказывает: идет он по Москве в парадной форме, юный, красивый, живой и здоровый и все девчата заглядываются, а навстречу патруль.
 
    
Отец, как положено, напрягся  и четко отдал честь. Патруль ответно козыряет с равнодушным усталым видом, и, когда уже разминулись, отец   вдруг слышит требовательное:   «Товарищ лейтенант!». Отец оглянулся. К нему, хищно приглядываясь, направлялся старший патруля, майор.   «Вашу орденскую книжку…».

    
Отец достал книжку и передал  начальнику патруля. Тот долго с изумлением рассматривал книжку, подпись Калинина, многочисленные награды, юное лицо лейтенанта  и опять главное украшение на *CensureBlock* - орден Суворова, который по статусу вручался только тем, старшим офицерам - командирам, которые проявили полководческий талант в руководстве войсками, но ни как не таким, молодым и «зеленым»… Майор вернул книжку и уважительно козырнул. Ликованию отца не было предела. Действительно, кадровики - штабники утешили…"

Конец третьей части

Январь-май  2010г.

Продолжение: http://www.proza.ru/2011/12/27/439


Рецензии
Вот кто начал делать впервые точечные бомбометания, а не америкосы. :) ЗАМЕЧАТЕЛЬНО и очень ПОЗНАВАТЕЛЬНО! СПАСИБО! :)~

С теплом ,

Владимир Белик   10.07.2012 14:26     Заявить о нарушении
Сейчас на работе, а вечером прочитаю все части.

Владимир Белик   10.07.2012 14:30   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир,
С теплом, Светлана.

Светлана Ивановна Обрезкова   10.07.2012 14:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.