Страх, смерть и страх смерти

Несколько слов в защиту русских алкоголиков
 
«Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю — пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.»
Соломон, Притчи
На самом деле непостижимы три вещи – рождение, любовь и смерть. Вроде, понятны, объяснимы, но… непостижимы.
«Не судите, да не судимы будете.»
Тоже откуда-то оттуда...
 
У подруги умер бывший муж. Ровно 9 дней не дожил до своего дня рождения. Исполнилось бы 47. Так что 9 декабря – 9 дней – будем поминать. Увезли на Скворцова-Степанова. Алкогольный психоз, отёк головного мозга. Не откачали…
Конечно, подруга говорила, что он долго не протянет. Несколько лет назад попал в Александровскую больницу с «белочкой», потом – регулярно – капельница, кодирование, 6-7 трезвых месяцев… Говорить-то она говорила, я понимала, но как-то не верилось. Может, потому что не видела его в таком состоянии, как она – в первый раз он попал с панкреатитом, в психиатрическое перевели после того, как он попытался выйти в окно. А там – всё жёстко – прикрутили голого к кровати… Отлёживайся… Не видела этого – бессмысленных глаз, оскаленного рта с сухими зубами, запёкшейся корки на губах, обделанных простыней… Не держала за ноги, когда ставили капельницу. Да много чего не видела!..
Ведь он, если не попьёт недельку – прямо огурец! Ни за что не скажешь, что алкоголик… Вот такая особенность организма…
«Я хочу не пить… Но – не могу…» - жаловался он ей примерно за полторы недели до смерти. Слабый. Человек без поступка.
 
- Жалко…
- Как ты сказала? Жалко?.. Ты серьёзно?
- Да… Жалко. Он был безобидный, не злой мужик. Слабый…
- Хм... Жалко… Мне алкашей ничуть не жалко! Чего их жалеть? Они сами выбрали эту жизнь.
- Сами… А мне всё равно жалко.
- Ты знаешь, я много раз сталкивалась с такими… Один одноклассник тоже с «белочкой» попал в больницу. Это же почти не люди. Я их не ненавижу, не жалею – они для меня просто не существуют.
- Не знаю… Говорю же – слабохарактерный, сломанный… Потому и пил, наверное. Но зла не делал.
 
Услышала от одной знакомой, которой рассказала об этом. Не понимаю, не люблю людей без сомнений, у которых всё раз и навсегда разложено по полочкам. Наверное, удобно и просто разбираться со всем в жизни – посмотрел на бирку, и всё понятно. Со знаком минус, значит, отбросы, жалеть не нужно. Есть в этом что-то тупое. Не могу объяснить, но… правда – тупое. Такое ощущение, что человек хочет упростить себе жизнь, разграничить её на какие-то чёткие сектора – черное-белое, плюс-минус. Всё. Автоматизм и унификация. Удобно.
 
…Вечером, во время очередного перекура, она спросила меня: а как вообще?.. Ну, что было? Почему вызвали скорую со Скворцова-Степанова?..
 
- ...Я со своим пыталась бороться. Чего только не делала – и ругалась, и убеждала… Всё бестолку. Он говорит, что не может без этого…
- А что – твой тоже пьёт?
- Пьёт… Ну как… Не нажирается так, чтоб в стельку, но каждый вечер выпивает бутылку водки…
- Бутылку водки в одно лицо?.. Это… жесть!..
- Да, бутылку. Нет, не то, чтобы утром был как зомби, ничего такого – две чашки кофе, и идёт как ни в чём ни бывало на работу…
- М-да… У меня брат подрабатывал наркологом – выведение из запоев, снятие ломок и т.д. Сам при этом пил конкретно… Так вот, он говорит, что пока человек сам не захочет бросить – медицина бессильна. Уже несколько лет, как бросил. Вопрос мотивации…
-…Да…
 
Мне жалко свою школьную подругу, которую так же несколько лет назад не откачали перед Новым годом. Нет, белой горячки у неё не было – замужем, двое детей, нормальная работа, устроенный быт – но пила не по детски. При этом,я знаю, была совестливым, порядочным человеком. Только в чём-то сломанным… Мучилась, переживала, пила…
Было б просто всех сгрести под одну гребёнку – пьют, мрут, ну туда им и дорога… Не достойны звания человека, чего жалеть-то?.. Ну да, пьют, но не все же человеческий облик теряют. А смерть – такая штука… Всё, полный, окончательный кирдык.
Это даже не чёрствость, а тупость. Я, например, почти никогда не подаю нищим, не помогаю там, где другие помогут, не замечена в благотворительности, но этих людей жалею. Осуждаю, но не сужу. Короче, дифференцированно, индивидуально оцениваю, не по каким-то меткам или ярлыкам. Та же ныне покойная подруга, мне ближе и дороже, чем знакомая, которая так удивилась моей жалости. Потому что при всём при том, что пила, была неоднозначным человеком, а те, кому всё всегда ясно и понятно… ну, не люблю их!..
 
...плачет: «Ты бы видела, какой он худой стал!.. 5 дней не ел… Трезвый, разговаривает нормально, шутит… И тут же глюки: «Опять они по стенам ходят… Вон-вон, смотри, пошёл…» «Кто пошёл? Где?..» «Да вот – мужик по стене побежал…» Я ему сладкого чая сделала, булочку сую… А он – не может есть. Еле-еле пол чашки выпил. Меня еще по телефону спрашивали: «Он у вас ходит?..» Говорю – да, ходит немного. «Ест?.. Глотать может?..» Говорю – несколько дней не ел… Они: «Понятно…» Оказывается, у них глотательные рефлексы перестают работать... Приехали, санитары спокойные такие… Спеленали его… и увезли... А потом позвонили… Ой, как жалко его!.. Дурачо-ок!.. Что он в жизни видел?.. Последние десять лет в пьяном забытьи…»
«Ты теперь кто, - спрашиваю осторожно, - вдова?..»  «... Да, наверное, вдова...»
 
Вообще она «везучая» в этом плане – сосед и соседка с разницей в пол года, подруга, выбросившаяся из окна, отец, мать… Теперь бывший муж…
У её сестры несколько лет назад случился инсульт, она на инвалидности. А всего на год старше меня. Страшно…
Рождение и любовь отошли куда-то в прошлое, а вот эта… из всех загадок стала как-то ближе всего. Напоминает о себе регулярно…
 
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!..»
Да, в этом весь фокус – смерть придёт, а ты не готов. Как говорится – «Не ждали?..» Нет, не ждали. Мы её как-то никогда не ждём, не готовимся, вообще стараемся не думать. Зачем? Это неприятно и страшно. Как будто если не думать, закрыть глаза, отгородиться, спрятаться, то она не найдёт…
Люди делятся на тех, кто помнит о смерти, но воспринимает философски – как закономерность, на тех, кто думает о ней, и на тех, кто не думает. Первые – мудрые. Вторые – умные. Третьи – тупые. Они считают, что есть только одна смерть – особенная, их собственная, персональная, справедливая и вовремя, а как там другие перекинулись – не важно, не стоит об этом думать…
Где-то читала, что если человек состоялся в жизни, использовал все шансы, то он не боится смерти. И наоборот, если один за другим пропускал меж пальцев возможности повернуть, изменить свою судьбу… Тогда… тогда он боится смерти.
Смерть – это не наказание, только итог жизни.
Я – боюсь. Плохо…
Некоторые боятся жизни, это хуже.


Рецензии