Не начавшийся роман 8 глава

     Николай после больницы чувствовал какой-то подъём. Он всегда был в хорошем настроении. Людмила помнила его таким, когда они только поженились. Чем было вызвано теперь его настроение? Она поймала себя на мысли, что снова не довольна. Если её раньше раздражало то, что он молчал, то теперь её стала раздражать его весёлость. Её настораживало буквально всё в нём. "А вдруг они встречаются?" Но он всё время дома. "А что, если он говорит, что идёт в гараж, а сам бежит на свидание?"
   Людмила не знала, как себя вести. Но дала себе слово, что больше никогда ни о чём не будет спрашивать, и не будет его подозревать в измене. Ведь сейчас он был таким милым.
  Людмила вдруг вспомнила: когда она приходила со свидания, то всячески старалась проявлять к мужу внимание. И ей это удавалось легко. Но мысли все были о любовнике.
   И только когда они с ним расстались, а вернее, он её бросил, Людмила вновь стала раздражённой. Она взрывалась из-за каждой мелочи. И чтобы как-то себя успокоить, развивала бурную деятельность. Заставляла мужа хвататься за всякую работу, лишь бы он заработал побольше денег. Сама сменила место работы, наняла мастеров и занялась ремонтом квартиры, сменила мебель. Но когда всё было сделано и она радовалась, что живут теперь не хуже всех, на них обрушилась беда.
   Их квартиру обокрали, вывезли буквально всё! В то время,  Николай уезжал к матери, а Людмила поехала отдыхать в Евпаторий. Конечно, никто ничего не видел и воров, естественно, не нашли. Пришлось начинать с нуля.

   Людмила старалась во всём обвинить Николая. Ведь когда она уезжала, он ещё оставался дома. "Зачем ты поехал к матери? Что, меня не мог подождать?" -зло выговаривала Людмила.
    Тогда они крупно поругались и дело шло к разводу. Если чаще беда людей объединяет, то у них получилось наоборот. Порой им казалось,что они стали чужими друг другу. Николай не стал больше гнуть спину, спокойно работал и получал свои законные деньги. Они купили самое необходимое, и Николай начал копить на новую машину. С этого времени он ограничил жену в деньгах, что привело её в бешенство. Они стали часто ссориться и, наконец, разъехались по разным комнатам. Не поймёшь, то-ли муж и жена, то-ли квартиранты. Для друзей и близких они всё ещё были мужем и женой. Когда к ним приходили гости, делали вид, что всё у них в порядке. Но стоило тем выйти за порог, каждый из них уходил в свою келью.

    И теперь Людмила пыталась сохранить то, что осталось от их семьи. Пусть он будет весёлым, пусть он думает о той женщине, лишь бы не ушёл к ней насовсем. Нет, она не будет ничего у него выяснять, но всё же проверить его она решила. Узнать бы ещё, что за женщина к нему приходила. Людмила поговорила бы с ней, попросила оставить Николая в покое. И вдруг её осенило: "Так ведь это она! Конечно, я же видела тогда её у магазина. Николай тогда как-то странно себя повёл и женщина ему улыбалась. Точно, это она была в больнице! Я же не раз сталкивалась с ней в коридоре. Вот так дела! Ну, ладно, выясним, что это за дама". Ревность съедала Людмилу. Нет, она обязательно должна выяснить, кто она. Но как?
   Начинался дачный сезон. Людмила готовила семена, собираясь вплотную заняться огородом". "Надо и Николая привлечь к делу, чтобы у него меньше оставалось времени на ерунду" - думала Людмила. А Николай приводил машину в боевую готовность. Приходя с работы, он ужинал и уходил в гараж. Приходил обычно поздно. Бедная Людмила! Как она переживала, ожидая его. Чего только она не передумала за это время. Раньше Людмила не беспокоилась, а уходила  к соседке, или та к ней приходила, и они вместе смотрели сериал. А, заодно, обсуждали дела семейные.
- Ну что, твой-то не успокоился? Всё кобелится небось? В гараж поди пошёл?
- Да. Только не знаю, чего он там так долго делает?
- А ты не гадай! Давай вместе сходим и проверим. А что? Скажем, прогуляться вышли.
    Людмила и сама хотела как-нибудь сходить, но что-то не решалась. А тут соседка  пристала, пошли да пошли. Она и сдалась.
- Ладно, пошли, по крайней мере сразу всё и выясню.
   Они досмотрели свой сериал и пошли "выводить Николая на чистую воду", как выразилась соседка. Подходя к гаражу, они увидели, что дверь в него открыта. Машина стояла у гаража. Заглянули в машину, никого. Ничего подозрительного они не заметили. Тут из гаража вышел Николай, услышав разговор.
- Вы что тут делаете?
Он посмотрел на соседку, которую недолюбливал. Вечно она везде нос суёт. И тут понял: они пришли его проверять.
- Ну что ж, проходите, смотрите, обнюхивайте. Вы ведь за этим пришли?
- Нет. Мы решили просто прогуляться, - пробовала оправдаться Людмила.
- Даже если бы ты пришла одна, я бы не поверил. А раз уж ты ещё и свидетеля привела с собой, тем более. Убедились, что я тут один? Теперь гуляйте дальше.
Соседка молчала, а Людмила пыталась объяснить, что они вовсе не для того пришли.
- Не надо, Люда, оправдываться. Дома поговорим, а сейчас уходите.
- Ты разве ещё не идёшь домой?
- Нет. Я ещё не иду,- и он снова пошёл в гараж.
   Как Людмила жалела, что послушалась соседку. "Вот дура! Зачем я согласилась?"-ругала она сама себя. А соседка подливала масла в огонь, уязвлённая словами Николая: "Чего ты ему веришь? Мы сейчас с тобой домой, а он к ней. Докажи потом, что он в гараже был. Не верь ты ему".
   Соседка ещё что-то говорила, но Людмила её уже не слушала. Она думала о том, как будет объяснять свой поступок Николаю. Да, наверно, прав он был, когда говорил, чтобы она не больно откровенничала с соседкой. Уж очень та была любопытная. Та заболеет, если не посплетничает. Как Людмила была рада, что Николай был один. А если бы его не было, или он был бы с женщиной? Тогда бы про это знал весь двор. Она боялась разговора с Николаем. Ведь вроде только всё стало налаживаться. И снова она сама всё испортила.
   А Николай шёл домой с твёрдой уверенностью, что он всё расскажет Людмиле, и пусть она сама решает. А то чего доброго, начнёт выяснять про Олю. Он не хотел для неё неприятностей. Когда он пришёл домой, жена сидела на кухне. Николай сел напротив неё.
- Люда, давай поговорим сегодня в последний раз.
- Как это в последний. Ты что, уходишь?
- Умей слушать, не перебивай. Когда ты увлеклась кем-то, я знал. И понял, когда твой роман закончился. Я прекрасно понимал, где ты бывала, хотя придумывала разные небылицы. Но дал тебе возможность самой разобраться в себе. И если бы проявил решительность и ушёл от тебя, что было бы с тобой? Ведь он тебя бросил? За всё это время я хоть раз тебя упрекнул или вспомнил? После всего этого тебе доверял. Говорю тебе об этом не для того, чтобы оправдать себя. Видит Бог, я не собирался тебе мстить. Одну вещь я понял, плотская страсть - не есть любовь. Тебе казалось, что ты любила. Я знаю, что в то время ты была рада со мной расстаться. Я это чувствовал. Но я хочу сказать, что у нас с Олей иначе складываются отношения.
- Что значит, складываются? Ты всё таки встречаешься с ней?
- Нет, не встречаюсь,- ответил Николай и рассказал всё, начиная с первой встречи. Даже о всех своих переживаниях и сомнениях. Он уверил Людмилу, что они никогда не были близки, потому что оба понимали, они не вправе ломать судьбы других. Он не скрыл от Людмилы, что ему нравилось в Оле. И попросил, чтобы жена дала ему время. Он должен справиться с этим чувством. И тут Людмила призналась:
- Я догадалась, что женщина, которая написала стихи и та, что приходила в больницу, и та, что видела нас у магазина, это она.
- Да, это она.
- Тебе наверно жаль эти стихи? Ты прости меня.
Николай подумал:"При чём тут стихи? Разве о них сейчас разговор. Она так и не поняла, почему он затеял этот разговор".
- Нет, не жаль. Я не это хотел от тебя услышать.
- А что?
- Разве тебе нечего мне сказать?
   Людмила смотрела так, будто она находилась перед экзаменатором, и ей нужно сдавать экзамен. Она была не готова к такому повороту событий, поэтому молчала. Она знает самое главное: Николай не изменяет ей и не собирается от неё уходить. А Николай хотел, чтобы между ними не было никаких недоговорённостей. Чтобы отныне они доверяли друг другу. Он понимал, что в этот момент Людмила не может чувствовать себя на высоте. Её грех обнажился и она не может, как прежде, смело смотреть ему в глаза. Она предпочла молчать. Ну что ж, это её право.

   Первый раз в жизни Людмила пожалела о том, что изменяла мужу. Она долго ещё размышляла над их разговором. "А ведь Николай увидел в Оле то, чего не видел во мне. Но что именно?"-думала Людмила.
   А не хватало ему понимания, уважения, как к  мужчине, и женской ласки. И Людмила решила, что ей нужно как-то меняться. Но не поздно ли? Теперь ей стало понятно, почему муж уходил часто в гараж. Ему надоедало слушать её причитания и упрёки. Ей как-то собственная мать сказала: "Как он только с тобой живёт? Ты любого с ума сведёшь". Людмила тогда обиделась на мать:"Сама отца довела, что он ушёл от тебя. Теперь меня учишь?  Никуда Николай не  денется от меня. Кому нужен такой тюфяк?"
  Как она тогда ошибалась! Ведь если бы он захотел, любая бы его увела. Людмиле казалось, что Николая не за что любить. А вот Оля любила ни за что. Она просто любила и всё! Вот так и получается в жизни, живёшь с человеком рядом и не видишь никаких достоинств, а для кого-то он самый лучший. Размышляя над этим, Людмила спросила себя: "А люблю ли я Николая?"

    ...Когда ей было 18 лет, она влюбилась в своего однокурсника. Он был такой же высокий, как Николай. Красивый, талантливый! Очень хорошо пел и рисовал. До сих пор у Людмилы хранится её портрет, который он написал. Он всегда был душой компании. С ним было весело проводить время. Они встречались до тех пор, пока ей не сказали, что он похаживает к женщине. Людмила закатила ему истерику: "Как же так? Ведь ты обещал на мне жениться".
   Друзья все знали об этом. Она всячески старалась вернуть его, даже ходила к той женщине, но всё бесполезно. Даже после того, как он оставил любовницу, не вернулся к Людмиле. А через полгода разбился на машине. Как она его жалела! После него она не могла смотреть на ребят. Все они ей казались такими серыми...Никто не мог ей заменить его. И только Николай почему-то приглянулся Людмиле.
   Во-первых, жених подруги расхваливал его, а во-вторых, она поняла ,что он очень добрый. Он не жалел для неё ничего. Мать тогда сказала, что это даже хорошо, что он постарше, значит серьёзный, а ей порой хотелось, чтоб он был похож на её первую любовь. Но чем дольше они жили, тем больше она убеждалась, что Николай совершенно не такой. Он был молчун. Иногда она специально выводила его из себя, но он был непробиваем, как броня. Вот тогда она и решила для себя, не мужик, а тюфяк.
   Людмила понимала, что в её памяти до сих пор образ того весельчака. Потому и появился в её жизни любовник. Всю жизнь она старалась переделать Николая, но разве это возможно? А теперь, когда за плечами тридцать лет совместной жизни, уже и не стоит этого делать. Нужно сохранить то, что есть.
   Людмила по достоинству оценила поступок Николая. Он был честен перед ней. А вот она так и не призналась в измене. И вообще, она считала, что в их возрасте не может быть любви. Но она обманывала себя. Она хотела быть любимой, но не чувствовала этой любви от Николая. Он всегда был очень сдержанным. А может просто не любил её? Ну, конечно! Невозможно же любить сразу двоих. И лишь спустя какое-то время, поняла, что всё, что случилось в последнее время, обернулось благом для неё и для Николая. Они научились ценить друг друга.

   Всё познаётся в сравнении, так говорят, и это правда. Людмила не раз убеждалась, что с Николаем надёжно. Он всегда себя контролировал. Вёл себя со всеми корректно. Умел держать обещания. Не грубиян, работящий... Ведь Люда-то знала, что у многих её знакомых мужья пьют, дерутся. Дома постоянные скандалы. Жёны уже в гости с ними перестали ходить, потому что они всем настроение испортят. Николай совершенно не такой! Он спокойный, уравновешенный. Почему же она никогда этого не замечала раньше? Почему всегда была недовольна им? Ей тогда так не понравилось, когда он заступился за Олю. Теперь же она поняла, муж поступил, как настоящий мужчина. Она бы очень хотела, чтобы её саму так же выгораживал Николай и так бы отзывался о ней. Как ни странно, но думая об этом, Людмиле вдруг становилось жаль Олю. Ведь ей сейчас тоже нелегко.

-


Рецензии