Проверьте. Можно ли вам заниматься моржеванием?

  С детства родители нас учили, что полезно мыться холодной водой. Какой мальчишка не спешил искупаться в речке через неделю после  ледохода.  А сколько книг  и статей убеждают нас о пользе зимнего купания  в прорубе. Известно, что абсолютных благ не бывает. Тем более, если спорт или процедура считаются  экстремальными. Но о вреде зимнего купания я нигде, ничего не читал. Вот поэтому и решил написать этот рассказ, может быть мой опыт кому-то будет полезен.

Из военного детства я вырос очень болезненным ребенком с большим пучком заболеваний. Но ангина была главной болезнью, она мучила меня более двадцати лет. Врачам я надоел и они напугали меня, что если мне не удалить миндалины, то я испорчу последний здоровый орган в моем теле – сердце. Испугавшись, я согласился  на операцию и мне ее сделали.

 Наступила ленинградская холодная осень, у меня снова заболело горло и я  слег с очень высокой температурой. Привели ко мне врача отоларинголога, тот сокрушенно покачал головой и печально говорит:
- Зря ты, мой дорогой, удалил себе гланды. Раньше у тебя была обычная ангина, а теперь подъязыковая. Раньше я бы тебе назначил полоскание и через пару дней ты пошел бы на работу, А теперь твои гнойные «миндалины» глубоко в горле, под языком, и лечить можно только антибиотиками, которые теперь тебе испортят желудок.

 Если бы  у меня температура тела была ниже тридцати девяти и не болело  горло, я бы ему сказал все, что я о нем думаю, хотя  не ругаюсь матом. Мне стало понятно, что врачи мне не помогут, надо искать выход самому, иначе эти ЛОР-ы перережут мне горло и скажут, что я это сделал сам.

 В это время, по счастливой случайности, я познакомился с жизнерадостным парнем  странного вида. Мы ехали в метро, на улице уже шел дождь со снегом, а худощавый жизнерадостный паренек стоял в вагоне без шапки и в рубашке с коротким рукавом. Я стоял рядом, парень ко мне обернулся и, приветливо улыбаясь, как будто мы уже давно знакомы,  сказал:
- Ты чего это так рано влез в зимнюю одежду?
Мне даже стало как-то неудобно стоять в теплой куртке перед человеком в футболке :
- Да у меня проблемы с горлом. Чуть остыну и ангина. Вырезал гланды, стало еще хуже. Употребляю антибиотики, как кондитерские изделия. А без них уже не могу жить.

- Слушай, есть способ покончить  с ангиной без лекарств, за достаточно короткий срок. Единственно, что надо уметь, это не бояться, принять решение и потерпеть. Ты спортом, хоть каким-нибудь,  занимался?
Я ему сказал, что у меня спортивные разряды по нескольким видам спорта, чему он очень обрадовался и продолжил агитацию:
-Ты где живешь? В Озерках? Так это для тебя редкая удача. На втором озере у нас «Клуб моржей». Приходи завтра  вечером в теплой спортивной одежде, возьми плавки, шерстяные носки и обувь для бега. Ты бегаешь? – я ему кивнул.
 Он так настойчиво и убедительно говорил, что я даже не мог вставить слово, а он протянул руку, и  мы познакомились:
- Раз ты спортивный парень у тебя не будет особых проблем.

  Так я стал моржом. Это не спорт и не оздоровительное мероприятие. Это религия, наркотик. Всегда приподнятое настроение.  Даже движение тела, глаз и мыслей стали резкими и никаких простуд, никакой ангины и ревматизма, которые меня донимали с детства.    Независимо от времени года и температуры воздуха, при виде речки или озера хотелось туда влезть. И так круглый год, несколько лет дома, в Неве, у Петропавловской крепости, и в других городах, во время командировок.
   
 В одну из лютых зим, когда температура воздуха была ниже тридцати градусов, мы с приятелями вышли голые из бани и полезли в прорубь. Когда я вернулся в баню и снова вошел в парилку, то почувствовал покалывания  кожи шеи, спины и рук. Было такое ощущение, что в этих местах  под кожей колючки. Я сказал об этом приятелю. Он осмотрел мое тело и говорит:
 - Слушай,  а у тебя тело «раскрашено» не так, как у всех. Вот посмотри на мою спину и грудь, Мое все тело красное, а у тебя на спине и груди красные  пятна.
И действительно, в зеркале  увидел  у себя пятна на спине и плечах. Я подумал, что   просто обморозился, от колодца до бани надо было идти по морозу метров пятьдесят.

 К сожалению, в дальнейшем, мои неприятные ощущения все усиливались, но моржевание я не прекращал. К концу зимы уже на теле стали  образовываться выпуклые болезненные мокнувшие пятна и я обратился к врачу. Дерматолог выписал мне «сонные» лекарства, снимающие возбуждение и нервный стресс. Я ему рассказал, что занимаюсь моржеванием. Дерматолог меня похвалил, сказав, что интенсивный прилив крови в коже во время зимнего купания очень полезен при кожных заболеваниях.

  Но проявление болезни все продолжалось, и мне стало тяжело не только ходить на работу, но сидеть и спать. Под коленями исчезла кожа и образовались мокрые красные болячки, в которые врезались брюки.  Постоянные  боли не проходили ни днем, не ночью.
Я и моя жена были в панике. Мои друзья старались мне помочь, и я пользовался любым их советом и  помощью, надеясь хоть на небольшое облегчение.

  Много раз в своей жизни я убеждался, что выход из тупика  появляется только во время серьезного кризиса. А у меня он был  тяжелейшим. И вот, опять-таки случайно, я встретил своего друга, больного псориазом. Ему я рассказал о своей беде, и он посоветовал  попасть на прием, к очень известному старенькому дерматологу. Этот доктор, пенсионер, два раза в неделю консультировал людей с  кожными заболеваниями в небольшом административном помещении на Невском проспекте. Принимались больные по предварительной записи. По очереди можно было попасть на прием только через полгода. Я терпеть так долго не мог, просто не дожил бы, и мой друг предложил очень рискованный  способ, как  попасть на прием немедленно.

  Для этого надо было сыграть роль близкого знакомого, или даже коллегу этого врача. Перед кабинетом, где принимал доктор, был большой зал, в котором всегда ждали приема тридцать – сорок больных. Моя задача была, войти в кабинет, не обращая внимания на присутствующих.

 Прежде всего, мы долго подбирали  одежду этому «персонажу». Было решено надеть серый костюм тройку с галстуком, в руках я должен буду нести  портфель. На лицо надо было «надеть» холодную неприступность.
 Мы устроили репетицию, к которой я относился очень серьезно не только потому, что меня могли просто разорвать больные и их родственники, но как к последнему шансу выжить. Я надел костюм, взял старый портфель и несколько раз изображал холодную безразличность. Через несколько прогонов мой приятель, как Станиславский сказал:
 -   «Верю!» - и мы поехали к врачу.

   Я быстро поднимался по лестнице на пятый этаж, а сам себе внушал:
в зале, перед кабинетом, никого нет! Он пуст! Он пуст! Я очень тороплюсь к своему приятелю, врачу!
На лестничной площадке пятого этажа, ни на кого не глядя, я торопливо   отодвинул стоящих людей и вошел в кабинет. Плотно закрыв за собой дверь, я  скороговоркой произнес отрепетированную фразу:
- Коллега, я рентгенолог, мне крайне необходимо с вами посоветоваться.

В кабинете около окна стоял письменный стол, у стены два шкафа с документами, а в углу ширма  и диван. В середине комнаты, опираясь на трость, на стуле сидел грузный старик и видимо отдыхал от работы с последним больным. Неподвижное, отекшее лицо было с красными прожилками, выдавая наличие у этого человека сердечно сосудистые заболевания. Даже не повернув в мою сторону голову, он тихим, сиплым голосом спросил:
- Чего тебе надо?
- У меня стала мокнуть кожа на ногах. Появились боли. Не могу работать, сидеть, спать.
- Подойди ко мне и снимай брюки – это все старик произнес  с полным безучастием.
Я подошел к нему ближе, стал напротив, расстегнул  и опустил брюки на пол. Старик, молча, подтолкнул меня  в бок, показывая, что надо повернуться задом,  достаточно долго рассматривал кожу на икрах и спросил:
- Гепатитом болел, печень болит, в правом подреберье боли есть?
- Нет.
- Нагнись и посмотри мне в глаза – он сунул руку в карман, достал от туда фонарик, направил его яркий луч мне в глаза и стал их внимательно рассматривать – боксом не занимался?
-Нет.
- Странно!

В разговоре возникла пауза. Я понял, что врач искал причину заболевания в обычных жизненных ситуациях, которые могли дать толчок к началу болезни. Тогда,  нерешительно, я позволил себе высказать предположение:
- Хотя я уже спрашивал  это у ваших коллег, дерматологов, и они отвергли эту причину, я Вам, все-таки, повторю вопрос: а зимнее купание в прорубе, моржевание не может  быть причиной заболевания?

 Старик вздрогнул, но не проронил, ни слова, и я вдруг увидел, что  его розовощекость стала быстро расширяться, все лицо стало красным, а потом стало быстро синеть.  Щеки надулись, и я подумал, что у него начинается  приступ, спазм дыхательных  путей. Он широко открыл рот и, брызгая слюной, громко, срывающим в гневе голосам, стал материться, при этом, в такт этим звукам он стучал о пол тростью.  Я не мог двигаться, просто стоял, слушал эту брань, и  ждал, какой будет конец. Мне было страшно, что сейчас я буду виновником смерти человека.

 Но на высокой ноте, крик старика неожиданно оборвался. Лучшее слово, которое я понял и услышал в свой адрес, было сволочь. Остальные, были импровизацией на самый жесткий матросский мат. Старик неподвижно сидел, устало опустив голову на грудь. Потом он с трудом встал со стула и медленно пошел к столу. Кряхтя  сел, повернулся ко мне и спросил:
- С желудком  были проблемы?
- Да. Хронический гастрит с детства.
- У тебя печень не первого сорта. А во время погружения в ледяную воду, в желчном пузыре  происходит спазм, и желчь попадает в кровь. Когда ты согреешься, желчь снова идет в двенадцатиперстную кишку, но желчь в крови, начинает отравлять организм. И так всю зиму. Для лечения надо сделать три шага:

1. Прекратить купание в прорубе немедленно.
2. Надо лечить  печень. Я тебе выпишу лекарство по моей прописи. Будешь его принимать месяц, а может быть,  два. Как пойдет выздоровление.
3. Надо лечить кожу. Ежедневно будешь принимать ванны, главные компоненты которых, молоко и травы.

В лечении я был очень аккуратен, точен и терпелив. Но только через три недели почувствовал улучшение. А через полтора месяца на коже полностью исчезли следы заболевания, и я уже бежал вдоль озера, с радостью преодолевая подъемы и спуски. Была весна, на озере плавали льдины, вокруг которых хлопотали утки. Я им завидовал, но испуг еще не прошел и соблазн я преодолел.

Еще через две недели я остановился на берегу того же озера, лед уже растаял, а утки кружили веселые хороводы. Было тепло, и я решил окунуться. Всего один раз.  Сунул руку в воду, она была еще холодная, но не обжигала и я решил, если почувствую дискомфорт, то навсегда откажусь от этой затеи.  Попробовал. Почувствовал неописуемое счастье. Оделся, а сам подумал, что вода уже не ледяная, если не буду долго сидеть в воде, то все лето смогу получать удовольствие, да и старик тоже мог допустить ошибку.

Но через неделю кожа стала давать тревожные знаки. Я даже заплакал от обиды и впервые понял, чтобы выжить, придется  отказываться от многих удовольствий. Рецепт на руках у меня был, я снова заказал набор лекарств, и через  полтора месяца кожа у меня стала нормальной.
.
Я больше не пытался лезть в прорубь, но стал каждую неделю ходить в баню париться. А в голове был все время вопрос: почему только я болею, чем я отличаюсь от всех? Я сидел на полкЕ и  вглядывался в красные тела моих соседей. Все примерно одинаково выглядели. И тогда я вспомнил разговор  с моим приятелем в бане после купания в проруби, вышел из парилки и направился к зеркалу. К моему удивлению, картина красных пятен на моем теле была такая же, как и  после купания в проруби. Мое тело одинаково реагировало как на экстремально низкую, так и очень высокую температуру.

Тогда мне очень захотелось узнать, а кроме меня есть ли еще люди с такими же аномалиями ? Я вошел в помывочное отделение, занял скамейку около выхода из парилки и стал наблюдать за выходящими мужчинами. Наблюдал долго. Но все же, из сорока мужчин с равномерно красным цветом тела, двое были    «красными зебрами». Рисунок пятен, интенсивность цвета  у  них был разный. Но пятна были. Я был не одинок. Хотя процент «пятнистых» мужчин видимо небольшой, один-три процента.  А раз так, то есть и будут много людей, которым могут быть интересны мои соображения и могут помочь мои советы.

1. Поверхность тела человека – сплошная сеть   кровеносных сосудов, выполняющих роль теплообменников, которые обеспечивают стабильность температуры , внутренних органов жизнедеятельности человека, как при низких, так и высоких температурах окружающей человека среды. При низких температурах на поверхность тела кровью подводится тепловая энергия, а при высоких температурах на коже выделяется жидкость (пот), испарение которой понижает температуру кожи.

2.У некоторых  людей  эта сеть сосудов с неравномерной подачей крови в поверхностном слое мышц груди и спины. Таким людям нельзя заниматься моржеванием. Чтобы понять относитесь  ли вы к этой группе риска, достаточно посидеть в парилке до пота, а потом посмотреть на свое тело в зеркало. Если покраснение не равномерное, на теле видны красные пятна – моржевание не для вас. Вы должны остерегаться как переохлаждения, так и перегрева, это для вас опасно.

3. Достоверно установлено, что сильные переохлаждения, к которым, в первую очередь относится моржевание, приводят к образованию кист на почках,в основном,  у людей старше пятидесяти лет. Я об этом узнал случайно, когда мне было семьдесят лет. У меня возникли проблемы с позвоночником и я проводил  исследование с помощью МРТ (магниторезонансного томографа). Вот тогда впервые я узнал, что на одной почке у меня образовалась киста. Потом, через три года была обнаружена киста и на второй почке. А всесущий интернет подсказал, что это не случайность, а результат переохлаждения в безрассудные молодые годы.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.