Патриарховские чтения

               ПАТРИАРХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ    Николай ЕРЁМИН

                Рассказ


      - Мысль изреченная есть ложь!-
сказал, цитируя Тютчева и открывая «Патриарховские чтения», ректор Абаканского педуниверситета, профессор, доктор филологических наук А. - 4ОО человек из разных уголков России, где проживал наш великий Патриарх, приехали, чтобы почтить его память. Да, прошло уже пять лет, как его нет рядом с нами! Но живы мы, те, с кем он дружил!
      «Любите Россию! - не раз говорил Патриарх.-  Вымирает Россия! Триста лет под татаро-монголами и семьдесят лет под коммунистами не прошли даром. Мы – на грани демографической катастрофы. Скоро некому будет читать наши книги, надо что-то делать!»
        Вот мы и собрались сегодня здесь, чтобы решить – «Что делать и кто виноват», опираясь на мысли Патриарха, ибо в его изреченных мыслях – только правда и ничего, кроме правды.
      
  - Кто виноват? – вы спрашиваете, - воскликнул депутат Законодательного собрания Абаканской области Б, директор библиотечной системы. – Так вы уже сами и ответили  на этот вопрос словами высокочтимого нами Патриарха. А вот на вопрос «Что делать?» у нас есть кое-какие намётки, которые мы хотим предложить здесь и обсудить в рамках  Государственной всероссийской программы.
       Прежде всего: нужно открыть областной  Центр чтения! Чтобы каждый читающий был на учёте, и чтобы мы знали, что он читает, и чтобы рекомендовали ему круг чтения.
       А-то что же получается? Читатель приходит в библиотеку, платит за читательский билет, за место в читальном зале, а если взял книгу на дом и задержал – за каждый день просрочки! Это отбивает у него всякую охоту к чтению.
       А что нужно? А нужно платить ему!
       Да, за то, что пришёл почитать – платить. За то, что дочитал книгу до конца – платить. И премировать, если он в месяц прочитал книг больше читательского норматива.
       Кроме того. У нас в России есть звания: Почётный житель области, Почётный житель города, Почётный библиотекарь… Так вот, нужно ввести звание Почётный читатель России, с нагрудным золотым знаком и соответствующим денежным эквивалентом. Деньги, разумеется, брать из бюджета. На частные пожертвования эту программу не осуществить!
       Хватит нашему читателю странствовать в виртуальном мире по всяким Интернетам, лишая себя здоровья! Нам важно сохранить здоровье нации – духовное и телесное!
       Вернём книгу читателям, а читателя - книгам!
 
- Наш Патриарх, - продолжил тему директор Патриарховского музея В из города Перми, - очень любил не только писать книги, но и читать их Не только свои, но и товарищей по перу. И любил повторять:- «Посмотрите на книжные полки! Сколько написано! Толстой, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Бунин, Тургенев, Достоевский…Что мы, грешные, можем добавить к тому, что сказали они?»
       А он добавлял!
       Поэтому давно пора ввести в школьные программы обязательное чтение собрания сочинений Патриарха и не давать школьнику Аттестат зрелости, если он не прочитал все пятнадцать томов!
       Я горд тем, что возглавляю в Перми дом-музей Патриарха, со всей полнотой освещающий  пермский период его жизни, начало творческого пути, когда он выпустил в свет свой первый роман «Колосится рожь», где под зрелыми колосками ржи подразумевал каждого из нас, жителей России, её патриотов, свято любящих землю, на которой живём и колосимся, если говорить образно.
      И мне непонятно, как это в прекрасном сибирском городе Абаканске, в самом центре России, где он провёл свои последние, самые зрелые годы жизни, до сих пор вы не можете открыть музей-квартиру Патриарха, чтобы каждый желающий читатель прильнул  губами к животворящему источнику его творчества. Пора! Давно пора!

- Да у нас есть дом-музей Патриарха, под Абаканском, в деревне, где он родился! – возразил гостю  директор музейного объединения Абаканской области Г. – Нам этого вполне достаточно. Ведь в городской квартире живёт вдова писателя, его наследники, а квартирный вопрос  в Абаканске до сих пор не решён.
Зато у нас есть специальный музейный маршрут «Путём Патриарха», экспозиции в Краеведческом и Литературном музеях, а в ближайшее время будет открыт памятник Патриарху во дворе университета, которому присвоено его имя.
       Произведения Патриарха переиздаются и пользуются спросом, так как содержат в себе высокие и глубокие духовные ценности, так необходимые нам, когда вокруг – вакханалия преступности, наркомании, проституции, вседозволенности и в поступках, и в словах. Почитайте, что пишут молодые московские прозаики?  Убийства, секс, мат на мате… И куда мы все катимся?

- Я знаю, куда мы катимся! - Воскликнул бородатый писатель Д из Томска.- Мы катимся в пропасть. И если не ввести государственное регулирование в экономике и цензуру в словесности, всё закончится крахом
В обстановке вседозволенности, когда можно говорить что угодно и кому угодно, мы не можем заставить нашего молодого читателя читать высоконравственные произведения, которые мы создаём, я имею в виду нашего Патриарха, Царствие ему небесное, и его друзей-писателей, приехавших  сегодня, как бывало, к нему в гости, чтобы подзарядиться  его духовной силою, ощутить взаимное чувство соборности.
Я предлагаю в документ о чтении внести  строку с требованием  вернуть народу утраченную цензуру! Чтобы, как было в прекрасное до-перестроечное время, произведения писателей шлифовал редактор и цензор! Мало ли что мы можем насочинять в порыве вдохновения!  Мало ли куда завлечет наш ум хитромудрая Муза! Мало ли куда унесет  наше воображение крылатый Пегас!
       Редактор и цензор просто обязаны нам помочь и направить на путь истинный. Правильно тут было сказано, что мысль изреченная есть ложь! Подрастающее поколение читателей должно получать высококачественный духовный писательский продукт!

- Понятия духовность и душа плотно взаимодействуют в произведениях нашего Патриарха. – сказал протоиерей Абаканской епархии Е. – Был он то верующим, то неверующим человеком. Но в последние годы жизни всё чаще обращался к Богу  с мольбой:«Спаси и сохрани Россию и всех Россиян!»
       И перед тем, как отдать Богу душу, принял таинство крещения и был отпет и похоронен по христианскому обряду. И его душа, как взращённая  цветком капля нектара, взятая пчелой, была  перенесена Ангелом в уста Бога нашего. И все произведения Патриарха стали  освящённым словом Божьим, в которое мы, грешные, должны вслушиваться, вчитываться, ибо в каждом из этих слов – и исповедь, и проповедь, то есть урок всем нам, живущим и идущим на смену…

Затем взял слово  Михаил Злобин, поэт, лауреат Пушкинской премии, почетный житель города Абаканска. Он сказал:
       - Я возмущён до глубины души выступлением нашего гостя из города Томска, его требование вернуть цензуру!
       .Вот уже много  лет все мы, все без исключения, пользуемся, кто как может, благами свободы слова, пожалуй, единственным пока завоеванием демократии в нашей многострадальной кандальной России.
Вспомним, что Патриарх  был категорически против цензуры в какой бы то ни было форме.
       И я – против!
       Человек должен свободно выражать свои мысли и чувства. Тем более – писатель и поэт, творец от Бога.
       Никаких цепей! Никаких кандалов!
       Как вы привыкли во времена тоталитаризма, господин-товарищ из Томска, быть рабом! А ведь все те произведения, которые вы написали во времена цензуры, сейчас выбрасываются в мусорные баки или сдаются в макулатуру и перерабатываются, извините, на туалетную бумагу!
       Ум современного читателя стал свободным, и его не могут удовлетворить подцензурные рабские литературные поделки.
       Я помню, как Патриарх жаловался, что цензура свирепствует: цензор  вымарал из рассказа имя Бога и упоминание об алкоголе, которым злоупотребляет первый секретарь Абаканского областного комитета коммунистической партии, партии, которая тогда была у власти.
       Цензор ссылался на секретную инструкцию!
       Вы этого хотите?
       Нет! Творчество писателя и поэта должно оставаться свободным. И единственным цензором должен быть наш читатель, который выбирает себе любимого писателя и поэта
и с ними идет по жизни.
       Мы должны говорить, что думаем и читать, что хотим!

  До позднего вечера продолжались «Патриарховские чтения»
Много было сказано интересного, много высказано противоречивых точек зрения.
       Когда выступления закончились, все были приглашены  в банкетный зал, где желающие могли выпить кофе с коньяком или коньяку без кофия.
      
Когда я пил кофе, ко мне подошла сухонькая пожилая женщина и подарила книгу «Весна Патриарха»
       - Прочтите! – воскликнула она. – К сожалению, мне не дали выступить.
Я – автор этой книги. А в ней – о том, какой наш Патриарх был жизнелюб! Как он любил любовь, весну! И в нас, женщинах, видел источник вдохновения!
       Я поблагодарил женщину, допил кофе и вышел на каменное крыльцо с колоннами Абаканской областной научной библиотеки, на свежий осенний воздух.
      
 Смеркалось.
Багровая полоса заката отражалась в полноводной дрожащей от холода реке…Перед крыльцом библиотеки группа бородатых писателей жгла костёр из сухих тополиных листьев. Едкий дым поднимался  над деревьями.
       Бородач из Томска рвал над костром книгу - листок за листком – и бросал  в костёр.
       - Что вы делаете? – поинтересовался я.
       - Жжём стихи Михаила Злобина! – радостно воскликнули бородачи, взялись за руки
И пустились в пляс вокруг костра, выкрикивая  слова русской хороводной песни:
                Гори, гори ясно,
                Чтобы не погасло!
                Гори, гори ясно,
                Чтобы не погасло…
                Г Красноярск


Рецензии