Путевые записки. Париж. Прогулка по Сене. часть1

на первом плане мост Дебилли, за ним мост Альма            


             В гавани Port de la Bourdonnais на левом берегу Сены у моста Йена производится посадка и высадка на кораблик Bateaux Parisiens каждые полчаса. Основанная в 1956 году директором ресторана Эйфелева башня компания Bateaux Parisiens процветает, обслуживая 2 миллиона человек в год. Вся пристань для корабликов со стороны набережной уставлена туристическими автобусами.
            Экскурсионный кораблик - баржа с панорамной крышей Bateaux-Parisiens с рядами кресел, обтянутых красной кожей.  Практически сразу начинается посадка на прогулочный трамвай. Народа в этот обеденный час не так много, хотя вмещает он 500 человек. Садимся и выбираем места внизу на открытой палубе прямо у поручней. К каждому креслу прикреплен продолговатый прибор с комментариями аудиогида на 13 языках. Просто нажимаешь на кнопку №6, и из прибора слышится  русская речь.
            День такой солнечный и яркий и в воздухе разлита такая теплота и нега! А впечатлений столько от увиденного вокруг, такого известного и знаменитого, что просто не успеваешь воспринимать окружающее! Ты в другом времени и пространстве… Время пролетает мгновенно, хочется ухватить волшебный миг и задержать его. Увы! Время неумолимо! Картинки быстро меняются, они такие интересные и загадочные, что просто хочется плакать после их исчезновения…   
            «Я в Париже!»- хочется крикнуть во всю мощь. 
            Берега Сены очень живописны! Шарма добавляет весна: все цветет вокруг! На приколе под сенью высоких деревьев стоит множество интересных маленьких судов, где размещаются экзотические сады с разнообразными деревьями и цветами. Это просто дома на воде, жилые баржи! Под навесом виден автомобиль. Богатым туристам вместо отелей предлагают катер, оборудованный под жилье.
            С набережной гуляющие люди активно приветствуют нас, машут руками, создавая праздничное настроение. Некоторые сидят группами на пикнике, свесив ноги к воде, и потягивают вино, заедая сыром с неизменным багетом.
            Мы плывем вдоль левого берега Сены от Эйфелевой башни, набережные реки прячутся в густой тени деревьев. Мостов в Париже 37, все они единственные в своем роде и тянутся примерно через полкилометра друг от друга.
             Первый мост – Дебилли, пешеходный, с высокой круглой аркой посередине. Мост был построен к выставке 1900 года для посетителей. Его ажурные формы повторяют силуэт Эйфелевой башни, создавая единый ансамбль. Пешеходов на нем мало, на нем нет туристской суеты, поэтому его посещают романтики, чтобы уединиться в этом шумном городе, утверждая, что этот мост ведет в никуда… Снести его после выставки не разрешила мэрия, выкупив и таким образом сохранив его до наших дней.
          Набережные до самого  150-тиметрового арочного моста Альма утопают в густой тени деревьев. Мост построен в 1854 году и назван в честь победы в сражении у реки Альма в Крымской войне. У одной из опор моста сохранилась фигура зуава – французского пехотинца. Именно уровень воды относительно колена скульптуры означает наличие наводнения на Сене. Это широкий мост со снующимися по нему в несколько рядов автомобилями. 
             Подвесной четырехъярусный мост Инвалидов посвящен боевым успехам Наполеона на суше и на море. На опорах моста прилепились скульптурные головы – символы военных трофей, а на центральной опоре  большая скульптура – символ победы.
             Для любого русского этот мост – бальзам на душу! Издалека заметен мост Александра III длиной 110 м, он был построен в 1900 году в самом узком месте Сены, он плоский и однопролетный.  Мост, символизирующий заключение франко-русского союза в 1894 году, становится самым красивым мостом Парижа.  По краям моста возвышаются столпы-пилоны  с золоченными скульптурами крылатых коней, олицетворяющие Промышленность и Торговлю. В центре моста изображен герб Санкт-Петербурга и женская фигура – символ Невы. Скульптуры херувимов и купидонов, нимф и морских чудовищ расставлены по парапетам. Бронзовые старинные светильники в стиле канделябров установлены по всей длине моста. Украшенные мраморными гирляндами с позолотой арки изящны и добавляют уникальности мосту.
             После моста Александра III на набережной виден Бурбонский дворец с 12 коринфскими колоннами, как огромный греческий исполин  раскинулся на левом берегу. За ним виднеется величественный дом Инвалидов с золоченным куполом.
              По набережной от моста Александра III почти прямо у воды проходит автомобильная трасса. При строительстве широкого 5-тиарочного моста Конкорд – Согласия в конце ХVIII века  использовали камень с разрушенной Бастилии. Даже ограждения у моста сделаны из камня у пешеходной части. Он довольно широкий 34 м и длиной 153 м и самый загруженный в Париже.  А под мостом несколько мрачновато – камень почернел от времени, но свет проникает между рядами мощных круглых опор моста. У набережной много жилых барж.
              Узкий пешеходный мост Сольферино также назван в честь победы в 1859 г в сражении вблизи этой итальянской деревни в австро-итало-французской войне.  При его реконструкции в 1999 году мост значительно модернизирован и становится двумя сетчатыми 115 метровой арками, поддерживающими настил из стали и дерева. Под мостом проходим быстро, не успевая рассмотреть арки.
              Мы плывем мимо музея Орсе, бывшего железнодорожного вокзала, где сейчас музей изобразительного искусства ХIХ-ХХ века. Набережная Сены около музея довольно низкая, множество автомобилей припарковано у входа. Далее виден отель де Вилет – старинный особняк, знаменитый тем, что в 1778 году в нем скончался Вольтер.
              За музеем Орсе начинается Королевский мост 1689 года с несколькими арками из камня и сплошными каменными парапетами. Он не соединяет улицы двух берегов Сены и является единственным в этом роде.
              Мост Карузель - очень старинный и менял названия, пока  не был назван так при Людовике ХIV,  во времена которого возле моста была установлена карусель.  Фонари весом 46 т были установлены уже в середине ХХ века. Совсем простой конструкции, украшен скульптурами, олицетворяющими Францию. Оригинальные спуски-лестницы на набережные - крытые прямоугольные каменные сооружения с арками. Зелени на этом участку набережной практически нет, несколько высоких деревьев сиротливо примостились на набережной.
              Чугунный, ажурный  арочный мост Искусств 1802 года очень изящен. Многие парижане просто сидят на мосту и отдыхают, устраивая пикник. Мост состоит из 7 пролетов, стоящих на 6 железобетонных опорах и облицованных камнем. Мост Искусств предназначен только для пешеходов, он соединяет Лувр с институтом Франции - величественным гигантским дворцом ХVII века с черным сланцевым куполом далеко заметным на берегу Сены. Мы проплываем сквозь ажурную сетку опор моста и поворачиваемся назад посмотреть еще на это чудо мостостроения.
             Впереди остров Сите, навстречу нам плывет, как корабль с зеленою кормой небольшого сквера Вер-Галан, приютившегося на носу острова.
              Новый мост 1607 года длиной 287 м с каменными арками внизу соединяет остров Сите с берегами Сены. 12 пролетов моста, и у левого берега он имеет 5 арок.
              На Новом мосту упирается в основание острова Сите конный памятник королю Генриху IV – тонкого ценителя женской красоты. От памятника тянется лестница в сквер с зеленым газоном, раскидистыми деревьями и скамеечками под ними.
                От Нового моста  проложена двухъярусная набережная с домами ХVIII-ХIХ века с высокими мансандрами.  Перед мостом Сен-Мишель слева на острове Сите виден 33-метровый шпиль церкви Сен-Шапель, считающейся шедевром готического искусства.
              Мост Сен-Мишель  - очень старинный мост, украшен монограммами императора, от него начинается бульвар Сен-Мишель. По этому красивому старинному мосту из-за монограмм легко ориентироваться. Мост был построен в ХIV веке, но последний раз реконструировался в середине ХIХ века. Лестницы спускаются к набережной левого берега Сены прямо к воде, огороженные совсем низким парапетом.
                Уже через арку моста Сен-Мишель над Малым мостом уже виден слева знаменитый собор, отражающийся в изумрудной воде Сены. Вид необыкновенный!
              Мост Двойного Денье назван так из-за сбора двойной оплаты за проход по мосту госпиталем, владеющим этим мостом. Сразу после того, как кораблик выныривает из под моста, хорошо виден южный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари и знаменитое окно роза.  Высоко на каменной набережной спускается густая зелень прямо к воде. Подстриженные кустарники по краям набережной сквера  Иоанна XXIII на самом краю острова Сите хорошо просматриваются с кораблика слева.
              Архиепископский мост с самыми низкими арками, с обычными металлическими   решетками-ромбами. Влюбленные весят замки на парапеты моста. Мост назван так из-за соседства разрушенного здания Архиепископа. 
               


Рецензии