Неуспеваемость школьников

  Неуспеваемость школьников
Школьная успешность и  неуспеваемость является  изучаются многими психологами разных стран (Гельмонт А.М., 1954; Славина Л.С.,1975;  Майорова Н.П., 1988; Менчинская Н.А., 1971; Мурачковский Н.И., 1971; Цетлин В.С., 1977; Локалова Н.П. 2009; Borkowski et al, 1988; Elliott, 1989;   Mc Clelland, 1986; Sinh, 1995 и др.).  Неуспеваемость  дифференцируется в связи с трудностями обучения (психолого-педагогическими факторами: возраст ребенка, дидактико-методической системой обучения (тактильная, развивающая), психологическими факторами (готовность к школьному обучению, индивидуально-психологическими  особенностями (темперамент) и в связи с задержкой психического развития (нейропсихологческими факторами: особенности морфогенеза, функциогенеза).
Е.П. Ильин в своей монографии «Психология для педагогов»  пишет, что В.М. Лизинский (2000) отмечает. Что на 33% успешность обучения определяется оптимальностью педагогического общения: толерантностью, уважительного, одинаково доброго ко всем ученикам, без «срывания зла» на учащихся, приближения любимчиков, неприязни или безразличия к кому-либо из учеников. На важность для успеваемости взаимоотношений учителя и учащегося.
И.А.Мещерякова, Л.Н.Федотова (2004) замечают, что педагоги довольно часто не знают истинных причин неуспеваемости и довольствуются типичными, мало что объясняющими фразами: «Он не хочет учиться», «Она больная» и «У него родители – придурки». Чаще всего подобные «объяснения» далеки от истины и создают только иллюзию понимания ученика.
Выделяют следующие группы неуспевающих школьников:
1. Педагогически или социально запущенные дети. Они отличаются слабой мотивацией учения, интеллектуальной пассивностью, недобросовестны, небрежны. Чтобы повысить неуспеваемость, нужно проявить к ним заботу, создать  условия для выполнения уроков, повысить социальный статус в классе, а затем повышать их мотивацию к учебе.
2. Ослабленные дети, устающие после перенесенной болезни, быстро теряющие концентрацию внимания, обладающие низкой работоспособностью. Такие дети не могут долго удерживать в сознании требования учителя. Желание быстро включиться в учебную деятельность не реализуется, темп работы медленный.
3. Дети с несформированными интеллектуальными  умениями и не-достатками в развитии психических функций (общим недоразвитием речи, наглядно действенным и конкретным мышлением, ег ригидностью и пр.). Эти школьники могут выполнять задания только сложившимися у них ранее способами. Они долго вникают в условия задачи, медленно решают. Первое найденное решение считают окончательным. Или же стремятся выполнить всё как можно быстрее, но кое-как, небрежно, не проверяя, верно ли сделано.
Чаще всего учителя пытаются применить к учащимся дисциплинарные меры: наказывают детей, заставляют их больше заниматься, но не объясняют, как надо это делать эффективно.
П.Н. Чернов (1984) считает, что «слабому ученику вначале можно задавать легкие, посильные ему задания, которые он мог бы выполнить сам. Без посторонней помощи . При этом у него возникает уверенность в своей силе, а затем постепенно вопросы следует усложнять. <…> Самостоятельно преодолевая трудности, ученик получает удовлетворение и наслаждение».
Ю.З. Гильбух выделяет следующие причины неуспеваемости: педагогиче-ские. Психологические, нейрофизиологические и соматические.
Педагогические  причины со стороны педагога – плохая организация учебного процесса, отсутствие дифференцированного подхода к учащимся (ко всем детям сразу, уже в первом классе предъявляются одинаковые требования. хотя дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и имеют разные способности), незнание и непонимание учеников, неумение их стимулировать и использовать методы обучения, способствующие  активизации учащихся. Педагогические причины со стороны учащихся – пропуски занятий, пробелы в знаниях.
Психологические причины – слабая мотивация, нежелание заниматься с усердием, слабое развитие волевой сферы, плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности, низкий уровень развития познавательных способностей.
Нейрофизиологические причины – нарушения зрения и слуха, речи, малая мозговая функция, дислексия и дисграфия (стойкие нарушения чтения и письменной речи).
Соматические и физические причины – общая ослабленность организма, хронические  болезни.
Д.Н. Задирейко (2002) отмечает роль типа акцентуации характера учащихся: низкому уровню успеваемости способствует педантичный и возбудимый типы среднему уровню – гипертимный, дистимичный, циклотимичный, экзальтированный и демонстративный типы акцентуации.
Н.И. Соловьева (2001) отмечает, что причины неуспеваемости у учащихся могут быть разными. В младших классах это прежде всего неготовность к обучению в школе. Влияют личностные особенности учащихся: неразвитое произвольное поведение, низкая работоспособность, высокий уровень тревожности и т.д.  Важно так же не забывать о профессионализме учителя [с. 457-459].
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. Спб.:Питер, 2012.

Как успевать много и не уставать
Материал Делать множество дел, но при этом не ощущать себя загнанным и усталым реально. Как это можно сделать: Приучите себя планировать дела недели. Один человек, руководитель крупной компании, делился: «Начал писать планы – поймал себя на мысли, что перестал беспокоится о работе. На бумаге все записано, ничего не забуду – чего дергаться?». Самый простой способ планирования: в понедельник перед началом работы напишите все дела, которые нужно сделать на неделе, а потом разнесите их по дням. Появилось новое дело – впишите его сразу в свой список и подумайте, когда вы его выполните.
• Старайтесь сочетать дела так, чтобы успевать больше.
Если вам, например, нужно выполнить несколько выездных дел – совместите их в одном дне, тогда все остальные время вы сможете спокойно работать в офисе.
• Составьте картинку дня
План будет работать только тогда, когда вы, как минимум в воображении, убедитесь, что он реалистичен. Представьте себе, момент, как вы приехали на работу, чем займетесь сначала, чем – позже, хватит ли вам времени выполнить все задуманное? Если чувствуете, что дел явно больше чем времени – пересмотрите свой график. План должен быть реалистичным.
• Продумайте регулярный отдых
Несколько коротких отдыхов лучше, чем один долгий. Кроме выходных, устраивайте себе маленькие отдыхи в течении дня: перерывы на обед, прогулки до метро, короткие десятиминутные перерывы каждый час в работы. Чередование дел – это тоже своего рода отдых. Напечатать статью, провести переговоры, сгонять на почту за посылкой. Сделали три дела, но усталости нет, потому что дела все разные: пока писали статью – работала голова, когда беседовали с клиентом – подключились эмоции, когда пошли на почту – работало тело.
• Займитесь спортом
Спортивные мероприятия – это вовсе не дополнительная трата времени. Это – отдых, способ развеяться, поднять настроение и приобрести бодрость на ближайший день. Танцы, восточные единоборства, фитнес, зарядка с утра станут отличным дополнением вашему графику.
• Работать под музыку
Почти вся регулярная работа не требует предельной концентрации внимания и тогда можно работать с музыкой. Как ни странно, устаешь намного меньше.
• Писать долгосрочные планы
Чем больше направлений работы, тем более долгосрочными должны быть планы. Это поможет избежать аврала.

Как легко выполнять запланированное
Материал Иногда бывает так: план написан, а работа по плану не ладится: то времени не хватает, то сил. Как выполнять запланированное:
• Расставлять приоритеты. Мало написать список дел, важно знать, что начнешь делать в первую очередь, что - во вторую.
• С чего начинать? Это зависит от, извините, уровня вашего развития. Сильные люди начинают утро каждого дня уверенно, с самых важных дел, не разбираясь, трудны они или легки. Если же вам нужно раскачиваться, если для вас актуальны ваши биоритмы и другая личностная психология, вам на начало рабочего дня лучше планировать простые и понятные дела, в которые просто включиться. Так будет просто включиться в работу и "размяться" перед более трудным заданием.
• Отслеживать результативность. Запланированное должно быть доведено до результата. Тогда эта задача уже не всплывет завтра или послезавтра в самое неподходящее время. Чтобы было понятнее: допустим вам нужно договориться о встрече. Вы позвонили нужному человеку, но не дозвонились и отложили дело, а в плане пометили - звонил, то есть вроде как дело сделано, хотя на самом деле, еще нет. Чтобы такого не возникало, приучите себя доводить дело до конца: то есть не просто позвонить - а договориться о встрече.
• Привыкнуть дела делать максимально сразу, не откладывать в долгий ящик. Дело отложенное имеет обыкновение тянутся очень долго. То, что можно сделать сразу - делайте, не откладывая.
• Далее смотрите методы личной самоорганизации: много дельных подсказок.


Как успевать много и не уставать
Материал Делать множество дел, но при этом не ощущать себя загнанным и усталым реально. Как это можно сделать: Приучите себя планировать дела недели. Один человек, руководитель крупной компании, делился: «Начал писать планы – поймал себя на мысли, что перестал беспокоится о работе. На бумаге все записано, ничего не забуду – чего дергаться?». Самый простой способ планирования: в понедельник перед началом работы напишите все дела, которые нужно сделать на неделе, а потом разнесите их по дням. Появилось новое дело – впишите его сразу в свой список и подумайте, когда вы его выполните.
• Старайтесь сочетать дела так, чтобы успевать больше.
Если вам, например, нужно выполнить несколько выездных дел – совместите их в одном дне, тогда все остальные время вы сможете спокойно работать в офисе.
• Составьте картинку дня
План будет работать только тогда, когда вы, как минимум в воображении, убедитесь, что он реалистичен. Представьте себе, момент, как вы приехали на работу, чем займетесь сначала, чем – позже, хватит ли вам времени выполнить все задуманное? Если чувствуете, что дел явно больше чем времени – пересмотрите свой график. План должен быть реалистичным.
• Продумайте регулярный отдых
Несколько коротких отдыхов лучше, чем один долгий. Кроме выходных, устраивайте себе маленькие отдыхи в течении дня: перерывы на обед, прогулки до метро, короткие десятиминутные перерывы каждый час в работы. Чередование дел – это тоже своего рода отдых. Напечатать статью, провести переговоры, сгонять на почту за посылкой. Сделали три дела, но усталости нет, потому что дела все разные: пока писали статью – работала голова, когда беседовали с клиентом – подключились эмоции, когда пошли на почту – работало тело.
• Займитесь спортом
Спортивные мероприятия – это вовсе не дополнительная трата времени. Это – отдых, способ развеяться, поднять настроение и приобрести бодрость на ближайший день. Танцы, восточные единоборства, фитнес, зарядка с утра станут отличным дополнением вашему графику.
• Работать под музыку
Почти вся регулярная работа не требует предельной концентрации внимания и тогда можно работать с музыкой. Как ни странно, устаешь намного меньше.
• Писать долгосрочные планы
Чем больше направлений работы, тем более долгосрочными должны быть планы. Это поможет избежать аврала.


Рецензии