Рождественское чудо. Выставка презепе в Храме Хрис

                Выставка презепе в Храме Христа Спасителя.
 
                Эссе.

  Эта выставка случилась много лет назад, но до сих пор во мне живы те волшебные ощущения, которые довелось там испытать.

Я тогда впервые зашла в Храм Христа Спасителя, в один из воскресных дней января. Изучала величественные мраморные своды храма и заметила попутно, какой свободный дух здесь царит. Я увидела молодую негритянку в джинсах, в огромной шапке-ушанке и с фотоаппаратом. Она пришла сюда явно на экскурсию и её впустили! Потом я внезапно ныряю в какую-то лестницу и оказываюсь в Преображенской церкви, смежной с храмом. В левом крыле церкви были открыты большие врата, а за ними - манящая мерцающая темень, внутрь заходили люди. Любопытство потащило меня туда.

...Я будто попала в сказку. Я ступала по мягкому настилу. Повсюду струился синий свет, кругом посверкивали россыпи блёсток. Под потолком парили подвешенные фигурки ангелов. Это была выставка презепе - итальянской католической традиции, аналога русских вертепов, альтернативных рождественской ёлке. Надо сказать, что эти презепе были выполнены с большой искусностью. Презепе и есть настоящее народное искусство.

Для справки, презепе - это трёхмерное изображение сцены Рождества Христова с декоративными элементами и фигурами, которые можно переставлять, следуя замыслу художника. Введение традиции презепе в цикл рождественских обрядов приписывают святому Франциску Ассизскому. Как говорит предание, в рождественскую ночь 1223 года в местечке Греччио святой приготовил в пещере ясли с сеном для Богомладенца, привёл туда быка, осла и, создав своего рода "живой презепе", в присутствии множества людей отслужил мессу.

Гриденский собор (1563 года), установивший нормы религиозного почитания святых и реликвий, поддержал распространение презепе.

Презепе, имеющий католическое, средиземноморское южное происхождение, стал противостоять рождественской ёлке Мартина Лютера, протестантской, светской церкви.

В XVII веке презепе вышел за пределы церкви, войдя в дома буржуазии и аристократии, стал предметом роскоши. Его непременным атрибутом в то время был рынок с изобилием яств, что было символом победы над нищетой.

В XVIII веке для презепе характерен камень, скалистый выступ на руинах храма, где совершается таинство Рождества Христова. Элементы руин свидетельствуют о возникшем в то время интересе к античности, вызванном археологическими раскопками той эпохи во всей области Кампания.

В конце XVIII века традиционно оформленные презепе постепенно утрачивают былую роскошь, презепе "беднеет", становится элементом домашнего рождественского ритуала, то есть истинно народным. Потеряв в роскоши, презепе обогатился поэтичностью.

Традиционные неизменные персонажи презепе - Богородица, младенец Христос и святой Иосиф, а также волхвы и пастухи. Элементы сценографии - грот, фонтан, мост как символ перехода между мёртвым и живым, река как символ рождения, постоялый двор или таверна символизируют с одной стороны достаток, с другой - равнодушное и отвлечённое человечество.

Презепе демонстрирует не только разнообразие творческих приёмов, но и используемых материалов: папье-маше, дерево, камень, терракота, гипс, древесная кора, пробковое дерево и многое другое.

Более подробную информацию о презепе и выставке можно прочесть здесь: http://kuklyspb.narod.ru/presepe2006.htm


Многие презепе размером с небольшую комнату. На удивление разные, но всё в них неспроста. В основном, презепе изображают целый город, или иное поселение, с его повседневными занятиями, точно жители его в один момент внезапно застыли.

Мы можем видеть крестьян, работающих или отдыхающих, хозяюшек, сплетничающих у ручья, торговку снедью, гончара, группу людей, забавляющихся ребёнком лет шести. Характерно для презепе, что момент рождения Христова может быть незаметен, словно "потерян" в этом многообразии.  Не во всех композициях фигура святого младенца оказывается на переднем плане. Но в том и поэтичность презепе - ведь глаз упрямо ищет ложе новорожденного Иисуса, которое может располагаться где-то сбоку, очень скромно. Зритель созерцает этот слепок повседневности, и к нему приходит осознание чуда случившегося, выглядящего столь обыденно.

Разглядывая эти трёхмерные композиции, выполненные с большой достоверностью, я поймала себя на том, что изо всех сил стараюсь заглянуть в подсвеченные окошки домов, хозяйственных построек, - рассмотреть, что там внутри (но, как и в жизни, нашему зрению оказывается доступна лишь часть, фрагмент житья людей), пытаюсь представить, кто эти люди, куда шли и о чём говорили. Я почувствовала себя настоящим ребёнком.

Презепе полны удивительно реалистических подробностей. Вот целый город, в нём мы видим различных ремесленников: музыкантов, столяров, гончаров. Вот крестьянин у колодца, а там, под деревом, - спящий путник. Хозяйки возятся у водопровода, бабки сплетничают. Девушка с бабушкой идут постирать. А на заднем плане - две женщины разматывают нитки.

В другом презепе отображается разнообразная светская жизнь, торговля и увеселения. И множество деталей: занавески, кошечка на балконе, связки лука.

Мастера Базиликаты с реализмом рисуют трудный быт крестьян и ремесленников. Презепе напоминают "Евангелие от Матфея" Пазоллини. Он рисует типичный сельский пейзаж.

Я удивлена. Ведь ранее мне в голову не приходил вопрос: а как на самом деле мог происходить момент рождения Иисуса?

Выставка презепе неожиданно навеяла на меня размышления о христианстве и творчестве.

И увидела я, что христианская религия - самая творческая изо всех религий. Ведь именно  с философией Христа у людей появилась свобода выбор пути: появилось право ошибаться, падать, вставать и снова идти вперёд! Оказался шанс быть прощённым и начать новую жизнь. Дерзким, смелым была дана возможность назваться детьми Господа, а не безвольными рабами-полуживотными. Люди вырвались из порочного круга наследственной вины человечества, -  тех пут, из которых ранее было не выбраться.

И люди отплатили за данную им свободу созданием совершенных, прекрасных творений, посвящённых Богу. Свою любовь к Нему они излили в прекрасных, изысканных формах, облачили веру свою в ритуалы и обряды. Вехи жизни Христа и приобщение людей к вере назвали чарующим словом "таинства".

Говорят, в Библии существует запрет на изображение сущего на небе и под небом. Но человек не был бы человеком, если бы не нарушил тот запрет.


Что есть творчество?

Очарование.

Все мы ищем радости в жизни, гармонии. Так не думаете ли вы, что искусство - для чего-нибудь другого, как-то иначе устроено? Всё едино в этом мире.

Нам нужно созидать строй души. Равновесие-самоопределение в пространстве - это ли не главное в повседневности?

И порой мы многое готовы отдать за миг очарования... за этот взгляд, за ту изящную линию, за эффектную игру цветов. За... дуновение вдохновения.

Хочется убеждаться в многоцветности пространства. Так хочется признаний, любви, открытий и открытости.

Ещё отрадно, что в комплексе Храма Христа Спасителя мы могли стать свидетелями реально наметившегося диалога веками соперничающих конфессий - христианства и католичества. Это ли не чудо наших дней?


Рецензии
Цитата:
"Ещё отрадно, что в комплексе Храма Христа Спасителя мы могли стать свидетелями реально наметившегося диалога веками соперничающих конфессий - христианства и католичества. Это ли не чудо наших дней?"
______________________
Думаю, что Вы хотели сказать - православия и католичества.

С уважением,

Фрол Громилов   04.06.2013 22:52     Заявить о нарушении
О да, спасибо большое! Конечно же, это описка. Вы очень любезны, что не пожалели рецензии.

Светлана Твердохлебова   05.06.2013 12:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.