ЗОО

В детстве я очень не любил зоопарк. Старался полюбить, но не мог. А если быть до конца честным – я ненавидел его всей детской душой.
Дед водил меня к вонючим клеткам и загонам, смотреть на бедных, отупевших и обезумевших от неволи животных, думая, что мне интересно, а мои ноги не шли, хотели бежать прочь из этого зверского концлагеря.
Я не смел рассказывать о своих переживаниях деду, боялся его обидеть, пытался перебороть своё неприятие, но сердце изнывало от жалости к безвинным пленникам и негодования к жестоким служителям-тюремщикам в засаленных ватниках.

Ну, на что там можно было любоваться или даже рассматривать? Плавающих в гадкой жиже собственной мочи и кала угрюмых бегемотов? Изящно-уродливых жирафов, которые должны были выбирать: распрямить им ноги или вытянуть шею? Апатичного, с потухшими глазами и свалявшейся гривой льва, часами неподвижно лежащего в углу клетки? Или, наоборот, мечущихся без остановки из угла в угол волков, прожигающих редкую толпу жёлтым, злобным взглядом?
Не лучше выглядели и лисы, зайцы, сурки и прочие маломерки. Только мартышкам и макакам было, вроде бы как, всё равно: их мало заботили решётки, и гораздо больше –  подачки снаружи и свои внутриклеточные разборки.

А был там ещё огромный старый слон…

Оказалось, что сам дед тоже не однозначно относился к этим нашим походам, потому что в итоге у него родилось длинное печальное стихотворение, проиллюстрированное собственными картинками, от которого хотелось плакать. Оно не сохранилось, но я на всю жизнь запомнил один отрывок, про слона:
«А слон раскачивал свой хобот,
Как будто бил в большой набат.
К ногам уж подбирался холод.
Он знал: Визирь всего живого
Не даст ни клетки сдать назад,
И впереди ждёт скорый мат»

Многое мне стало понятным спустя много лет, когда я подрос и узнал, что дед с бабушкой пережили арест своего единственного сына, моего будущего отца, курсантом мореходки получившего за анекдот про трубку вождя, записанный в дневнике, десять лет лагерей. Семь лет страшной, изнуряющей неизвестности, вплоть до амнистии в 1955-м. Вернулся неузнаваемый, затравленный, издёрганный. Похоже, наши вожди-революционеры считали, что всей стране будет полезно пройти через камеры и тюрьмы…

А недавно я побывал в Таиланде. В зоопарке «Мир сафари» под Бангкоком. Потребовался не один час, чтобы проехать на автомобиле по основному маршруту. Не удивительно: он занимает 64 га. Я видел довольные, улыбающиеся морды зверей: они не сидят в тесных клетках, а гуляют свободно по огромным территориям. Правда, хищники отдельно. Только там, где опасно, имеются решётки, но это скорей люди ограждены от животных, а не наоборот. Уровень благоустройства и эстетики – на пять звёзд. Для удобства зверей всё оборудовано так, что мне захотелось там пожить, в каком-нибудь вольере.

Ближе к Патайе есть гигантский национальный  зоопарк Као Кео, площадью более 800 га, где, вообще, нет клеток, а люди отгорожены от хищников только рвом с водой и проводами под напряжением. Приходят туда и дикие обезьяны из окрестных джунглей, чтобы получить свою порцию бананов. Заведению уже более 30 лет.

Я вспомнил наши отечественные зоопарки, (например, передвижные), где несчастные, рождённые для воли, зверушки содержатся просто в невыносимых условиях тесных клеток, в которых даже люди не смогли бы долго выжить, несмотря на многолетний опыт коммуналок и хрущёвок, и подумал: как же это символично и симптоматично.

Не будет у нашей страны никакой благодати, свободы и никакого человеческого лица, пока не найдётся доблестный Ваня Васильчиков, и не выпустит, наконец, из камер пожизненного заключения всех невинно заключённых туда без вины, суда и следствия меньших наших сестёр и братьев.

«И вскричал Ванюша:
- Радуйтеся, Звери!
  Вашему народу
  Я даю свободу,
  Свободу я даю!
                Я клетки поломаю,
                Я цепи разбросаю,
                Железные решётки
                Навеки разобью!»


Рецензии
Что-то приход Доблестного Вани Васильчикова из столетия в столетие всё откладывается и откладывается, вместо него всё какие-то лжевани являются... Зато текст Вы написали замечательный, буду перечитывать раз в неделю круглый год. Всего Вам в Новом году хорошего!

Борис Хаимский   06.01.2012 11:32     Заявить о нарушении
Ох, Борис. Случайно на Вашу рецу наткнулся - пропустил. Сорри.
Очень рад Вам и Вашей оценке этой шуточно-трагической безделушки.
С большим уважением,

Мидлав Веребах   12.02.2012 22:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.