Одесса

 25.o4.2010 

      Одессита с его смешным говорком и неправильным  русским, с его наивным хвастовством и  самоуверенностью принято считать забавным и привлекательным. Этот  типаж одесского обывателя весьма   распространен в кино, на эстраде, в  литературе, в песенном фольклоре, в анекдотах. Меня этот типаж тоже забавляет и тоже кажется привлекательным. Одна только «тетя Соня»  Клары Новиковой чего стоит!.. Но что-то мне всегда мешало принять эту привлекательность в полной мере.  Мне этот типаж  был понятен как литературный персонаж, но когда я пытался представить  живого человека с этими характерными черточками, то  он, знаете, - выглядел  не очень симпатично.  И я, пожалуй, готов поверить впечатлениям Н. Гумилева, который писал   о своем посещении Одессы в 1912 году следующее:
 
      "Странное впечатление производит на северянина  Одесса. Словно какой-то заграничный город, русифицированный усердным администратором. Огромные кафе, наполненные подозрительно-изящными коммивояжерами. Вечернее гуляние по Дерибасовской, напоминающей в это время парижский бульвар Сен-Мишель. И говор, специфический одесский говор, с измененными ударениями, с неверным употреблением падежей, с какими-то новыми и противными словечками. Кажется, что в этом говоре яснее всего сказывается психология Одессы, ее детски-наивная вера во всемогущество хитрости, ее экстатическая жажда успеха...
      Несомненно, в Одессе много безукоризненно порядочных, даже в северном смысле слова, людей. Но не они задают общий тон. На разлагающемся трупе Востока завелись маленькие юркие червячки, за которыми будущее. Их имена - Порт-Саид, Смирна, Одесса."


Рецензии