Феникс веры. часть первая

«Мысли и чаянья души не могут быть никому подвластны, кроме Бога; поэтому нелепо и невозможно повелениями принудить кого-либо верить так, а не иначе»
                Лютер Мартин.

               

Древнюю Европу можно не любить, но её нельзя ненавидеть. Да, мы русские много нехорошего видели от Европы, особенно в Средние Века, но всё же ненависть, это удел СЛАБЫХ. Недаром наши предки, до принятия христианства считали ложь и обман – уделом рабов и тех, кто подчиняется сильному. Раб – имеет право лгать. Раб – имеет право ненавидеть. Рабу позволено то, что не позволено свободному человеку.
 
Древняя Европа связанна с нами теснейшими узами, и не наша беда, что мы, русские, относимся к ней с неприязнью. Это очень долгий исторический процесс, чьему течению очень сильно мешают политические взгляды и неправильно понимаемый нашими историками термин «патриотизм».

Славяне вторглись в Европу ещё в пятом веке нашей эры. «Велесова книга» рассказывает о том, что гунны разграбили и уничтожили город Киев, а прочих славян, в лучших традициях Чингисхана, увлекли с собой на грабёж Европы.

Но гуннам не повезло – народы Европы умели защищать себя. В битве на Каталунских Полях Европа победила гуннов. И хотя победа казалась неочевидной, но настоящий историк с удовольствием расскажет вам, что Каталунские Поля поставили точку в завоеваниях гуннов. Как только умер Атилла – единственный харизматичный вождь гуннов, как ветер истории разметал этот народ в пепел.

Но русские остались. И случайно ли то, что после гибели Атиллы и разгрома гуннов на арену истории вылезают славяне? И уже не слезают с неё.

Если рассуждать логически, а не патриотически, то всё понятно – славяне жили в лесах очень небольшими племенами и родами. Вечно ссорились и враждовали друг с другом. Объединиться для серьёзного похода под знамёнами какого-то одного князя не могли по причине перманентной вражды. Гунны сумели выбить их из лесов и погнать на штурм рушащегося Рима. Вкусив вкус крови, подержав в руках сокровища римлян, славяне начали увереннее собирать дружины и ходить в дальние походы. Ничто не меняет человека так, как обладание собственностью.

И только Византии было суждено остановить этот натиск. Наверное, уже мало кто из русских людей знает, что молебствие "Взбранной воеводе…" было создано в честь поражения русских у стен Царьграда в 626 году. На протяжении веков русские славят победу иностранцев над своими же, русскими, предками.
История любит парадоксы.

Ну а что Европа? Европа продолжала развиваться своими путями. И снова мы имеем удивительный парадокс: Европа постоянно разбивает и громит, стирает в пыль, кочевые народы, от коих Русь страдала вплоть до времён правления Екатерины Великой.

Карл Великий уничтожил, причём в самом прямом смысле этого слова – кочёвников аваров, более известных на Руси как обры. Да, да, те самые обры, что славились своей изуверской жестокостью и тем, что запрягали в телеги женщин и девушек славян и ездили, таким образом, на весёлые пирушки.

Германские князья сумели остановить мощный набег венгров. И не просто уничтожить их, но превратить это племя, пришедшее из глубин Урала, в один из оплотов католичества.
Крестовые Походы – это самый удивительный парадокс Средних Веков. Парадокс, что не объяснен и по сию пору. До сих пор непонятно, почему европейцы сумели пойти к чёрту на рога и завоевать Палестину. Наиболее удивительно было то, что крестоносцы были сборищем народа из разных племён. Знаменитая Анна Коммин рассказывала, что крестоносцы, зачастую, не понимали друг друга. И эта варварская орда сумела нанести поражение одному из сильнейших государств того мира! Причём подвиг крестоносцев становится ещё значимее, если вспомнить, что они воевали на чужой земле, против противника, что использовал все преимущества своей территории.

Военные сотни Батыя во многом дрогнули и отошли из Европы отнюдь не из-за известия о смерти Угэдея или страха перед Новгородом. (Вероятнее всего Новгород просто напросто дал монголам на лапу солидную взятку, дабы те оставили город в покое). Нет, монголы, несмотря на ряд побед в Европе, осознали, что имеют дело с народами, что способны в минуту критической угрозы объединять свои усилия! А ведь именно этого не хватало Руси, именно по этой причине русские и надели на себя ярмо, на триста лет!

Одно дело крушить слабые княжества, что даже гипотетически не могли противостоять армии монголов. И совсем другое – сражаться с теми, кто вставал плечом к плечу со вчерашними врагами, ради победы.

Русским сильно повезло и в том плане, что Европа погрузилась в свои внутренне проблемы. В частности начался знаменитый Альбигойский Поход, что превратил юг Франции в руины. Во время него было убито, «всего-навсего» миллион человек, это по самым оптимистичным прогнозам. Это для нас, жителей современного мира миллион трупов число невеликое – но вот для тринадцатого века это было ошеломляющее количество. И такая бойня сильно обескровила  Европу.

А затем грянула Великая Схизма. Для нас, русских, это явление не воспринимается очень уж странным или заслуживающим особо пристального внимания. Мол, подумаешь – двое пап разодрались и переехали. Однако эта, далеко не кухонная ссора разорвала Европу на два противоборствующих лагеря и вызвала очень жуткий религиозный кризис. Под шумок этого кризиса в Европе и началось Возрождение и эпоха Гуманизма.

В отличие от всяких наших, русских, патриархов, папы Рима имели власть не только над телами верующих, но и над их душами. И спалив вас на костре, могли затолкать вашу несчастную душу в ад, да ещё настучать вам по пальцам посохом, если вздумаете цепляться за края. Духовный диктат пап был очень близок к тактике и стратегии тоталитарных сект современности. Доходило до того, что мирянам запрещали читать Библию, ограничиваясь декреталиями и постановлениями римских понтификов, да и то, искажали так, что просто диву даёшься.

Могущество Церкви стояло на многих базах, но автор этих строк уверен, что во многом мощь Церкви определялось её социальной демократией – главной «ахиллесовой пятой» современных тоталитарных сект.

Церковь принимала в свои ряды ВСЕХ. От простого мирянина, до высочайших аристократических чинов. Служба в Церкви «смывала» социальное неравенство, и бывали случаи, когда простые пастухи становились Римскими понтификами.

Это была примитивнейшая социальная хитрость – умение эксплуатировать человеческое честолюбие. Дай человеку возможность проявить себя – и он горы свернёт. Эта нехитрая мысль была известно давно.

Пётр Первый, Фридрих Великий, Наполеон – все эти люди эксплуатировали человеческое честолюбие. Покажи себя – будешь достоин многого. Система нехитрая, но действенная, как удар поленом в лоб.

Такой подход к людям был, есть и будет краеугольным камнем в создании могущественных государств и организаций.

Великая Схизма расколола Европу. Люди были в замешательстве – на троне сидели двое римских пап, что имели полную власть над душами людей и использовали эту власть для запугивания мирян. Оба папы сыпали проклятьями друг в друга и грозили смертным всеми карами.

Положение осложнилось, когда был избран третий римский папа.

Именно в годы Великой Схизмы начинается долгая и сложная история того, что мы называем Ренессанс. Простые люди утеряли веру в справедливость католической веры и начали искать иные способы веры.

Возрождение многим известно, оно началось как обращение к древнему миру античности, к миру древних римлян и греков. Но мы должны чётко понимать, что это был БУНТ. Это было восстание против удушающих тент христианства, с его болезненным смакованием смерти и жажды наживы.

Возрождение породило Гуманизм – преклонение перед дьявольской красотой человеческого тела и уважение. Ренессанс, выражаясь фигурально, «содрал с женщин рубища и монашеские рясы», начав обряжать их в красивые, праздничные одежды. Великие художники тщательно вырисовывали женские тела, в блеске наготы, насыщенные жаждой любви, восхищения и радостей жизни. Поэты воспевали женщин и старинные, языческие времена.

Возрождение было очень сложным, переломным моментом истории Европы. Но, к сожалению, оно угасло, словно мотылёк на морозе. Причину этого следует искать в том, что для людей Средневековья религия была – ВСЕМ. Точено так же, как мы считаем мерилом современного мира – деньги, для жителей того времени мерилом всего была – Вера.

Гуманизм сопротивлялся дольше, но и его бы ждала жуткая участь забвения, если бы не совершенно немыслимое, невероятное событие! Его можно было бы назвать «божьим провиде-нием», но...

Однако начнём по порядку. Могущество Рима было сломлено Схизмой. Под сильнейшим нажимом светских владык в 1414 году был созван Констанцкий Собор. На этом соборе не только покончили со схизмой, но и забросили несколько «подводных мин», коим было суждено пустить на дно церковь Европы и России.

Во первых: сама суть Собора была откровенно еретической – светские государи побуждают духовных лиц судить и отрешать от должности римских пап. Случай неслыханный.

Во вторых: именно на этом соборе были приведены в человеческий вид указы и законы об индульгенциях.

Произошло на этом Соборе немало иных событий. Были арестованы и сожжены Ян Гус и Иероним Пражский.

Их смерть вызвала в Чехии начало движения таборитов.

Табориты далеко не так просты, как нам кажется. Это были люди, что сумели создать элиту тогдашней армии. Непобедимые отряды, использующие бронированные фургоны, что выстраивались в стены, защищая таборы от атак кавалерии. Русские воины во время битвы на Калке, использовали телеги, дабы выстраивать стены, для защиты от монголов. Можно сказать, что табориты усовершенствовали этот метод, превратившись в непобедимое войско.
Элита Средневековья.

Против таких «стен» были бесполезны атаки рыцарей. Только артиллерия могла внести ясность в вопрос: «кто сильнее?».

Таборитов погубило то же, что губило очень многих, кто шёл за ними и после них. Их восстание, по своей сути, было обычным БУНТОМ. Не было у них лидеров, способных напитать их бунт ИДЕЕЙ и превратить в РЕВОЛЮЦИЮ, Вот почему гуситское движение в Чехии было обреченно на поражение, с самого начала.

Затем случилось некое происшествие, что нагнало на Европу такой ужас, какого те не испытывали со времён вторжения татаро-многлов.

В 1453 году армия султана Мухаммеда Второго подошла к Константинополю и, после упорного штурма, захватила его. Так исчезла с лика мира Византия.

На европейцев случившееся произвело жуткое впечатление, даже гораздо больше, чем на Россию, обязанную Византии светом христианской веры. На Руси, ей-ей, было не до всяких там Византийцев. После того, как Дмитрий Донской утопил на Куликовом Поле в крови, войска Золотой Орды, то на Руси произошёл психологический надлом. Русские перестали бояться Золотой Орды. И даже поход Тохтамыша на Русь и сожжение Москвы уже ничего не решало. Русские люди были готовы воевать, сражаться и умирать в битвах с Золотой Ордой. Однако при этом на Руси возник новый, агрессивный хищник – Москва.

Москва – это уникальное явление в истории России. Жёсткое, свирепое, до предела милитаризованное общество, где князья задавали общий тон не то что простым мирянам и воинам, но и священнослужителям. Главным противником Москвы был Новгород, но ему удавалось успешно сражаться с молодым хищником.

Так вот, вернёмся в Европу. Разгром Константинополя и Греции был опасен тем, что Османская империя получала прямой доступ к Европе – ходи и грабь. Кроме того османы захватили контроль над всем Средиземьем. На долгие столетия пираты Средиземного моря не будут сходить со страниц скандальной и печальной хроники.

Над Европой нависла опасность, а европейцы, увы, переросли годы крестовых походов. Меж них не было той собранности, и они не могли организовать должной защиты. Османы медленно надвигались на Европу.

Между прочим ислам того времени и близко не напоминал тот, с последователями коего не на жизнь, а на смерть, сражаются ныне русские и европейцы. Это обусловлено тем, что Османская Империя была очень уж могущественна и жёстко централизованна. С христиан собирали дополнительный налог, их детей забирали в янычары, так что османы не всегда стремились загонять «неверных» силой в «рай». Перегибы, конечно, бывали, но случаи насилия следовало отнести скорее к исключениям, чем к правилам.

Доходило до таких пошлостей, что владыка мусульманского мира – Сулейман Великолепный, отчитывал римских пап, спрашивая наместника божьего: «От Христа завещано, все люди – братья». Так куда делось милосердие твоей церкви?». Римский папа проигнорировал обращение султана.

На счастье европейцев как раз к тому времени Испания завершила Реконкисту, и осталась правительницей целого мира, с огромнейшим войском на руках. Несколько поколений людей, что занимались только войной, создали в Испании особый класс, касту – идальго.
Именно Испании и было суждено стать сильнейшим государством Европы. И основным противником османов.

Жизнь того времени была всё же не столь жестоким и страшным ужасом. Нам пишут о толпах нищих, горящих городах, свирепых экзекуторах. Но ведь и в те годы на небе сияло солнце, слышался весёлый смех, под звонкий смех опустошались кружки с пивом и вином. Люди того времени жили вполне нормально, по своим меркам.

Вспомните, что писал Чоссер, в «Кентерберийских рассказах» о Батской Ткачихе:
                «Жена завидная она была,
                И пятерых мужей пережила,
                Гурьбы дружков, девичьих, не считая,
                (Вокруг неё их увивалась стая).
                В Булонь и в Бари, в Кельн и в Сантьяго, в Рим –
                И трижды – в град святой, Иерусалим –
                Ходила на поклон к святым мощам,
                Чтобы утешиться от горя там».
Как видите, дальние прогулки в разные города Европы на поклонение мощам были отнюдь не редким делом. Более того, ежегодно в Рим стекались десятки тысяч человек, чтобы получить благословение от Папы Римского.
Входил в число этих паломников и неунывающий Франсуа Рабле – представитель племени гуманистов, создатель «Гаргантюа и Патнтагрюэля». Те, кто читал эту книгу, отмечают, что её последние главы пропитаны грустью и печалью. Рабле чувствует закат гуманизма и оплакивает его. Он так и умер, отправившись искать своё «великое может быть», не сумев узнать, что гуманизм, словно Феникс, воскрес из пепла и воспламенил тысячи душ, что были на протяжении столетий – углями под серым, и тяжёлым пеплом.
А всё началось с индульгенций. Давайте опять обратимся к Чоссеру и его «Кентерберийским рассказам» и к «Прологу торговца индульгенциями».
                «Так каждый год на хитрой ловле
                Я марок сто сбираю сей торговлей.
                На кафедре стою я, поп попом,
                Простой народ рассядется кругом –
                И вот я с ним преважно говорю
                И неподобнейшую чушь порю.
                Вытягиваю шею, что есть силы,
                И по сторонам раскланиваюсь мило,
                Как голубок, сидящий на сарае;
                Руками я и языком болтаю
                Так быстро, что и поглядеть то любо.

                Им скупость, чёрствость я браню сугубо,
                Лишь только б их мошну растормошить
                И мне их денежки заполучить.
                Мне дела нет, пускай. Когда схоронят,
                Душа иль плоть в мученьях адских стонет.
                Стремлюсь к тому, чтоб прибыль получать,
                А не к тому, чтоб грешным помогать».
Сам феномен индульгенций ничем особенным не выделяется – право выкупа за преступления было у всех языческих народов. Совершивший преступление человек мог внести выкуп семье убитого, пострадавшему или общине. Никто не видел тут ничего странного.

Однако впервые в истории опущение грехов шло ЗА ДЕНЬГИ. Это было не просто удивительно, но и жутко.

Объясню на коротком примере: для торговца индульгенций было совершенно безразлично, откуда человек берёт деньги на покупку индульгенции. Вор, укравший двадцать монет, должен был отдать, допустим, три, в уплату  индульгенции, но после этого оставшиеся семнадцать монет он мог считать благоприобретёнными.

Где есть торговля, та есть и кредит. Иными словами человек мог купить индульгенцию, совершить преступление и жить с чистым сердцем  душой в полной уверенности, что Бог закроет глаза на то преступление, что он совершил.

И в третьих: индульгенции стоили очень дорого. Чаще всего их могли себе позволить богачи или преступники. Таким образом, создавалось жутковатое социальное неравенство.

И – самая главная проблема: нарушение основ христианской веры.

На протяжении столетий христиане призывали своих верующих не обращать внимания на бесчинства богачей и правителей, убеждая, что богатые и властные люди после смерти будут наказаны за свои грехи, а нищие и страдающие – возвеличены. Кто читал притчу о богаче и Лазаре, поймёт меня.

И вдруг – такой странный подход к делу – выходит от адовых мук можно ОТКУПИТЬСЯ деньгами?! Значит богачам это сделать проще! Не каждому бедняку индульгенция по карману.

В октябре 1517 года (экое совпадение дат!) в городе Виттенберге, в университете коего учился Гамлет Шекспира, вышел доктор Маритнус Лютер и, со своим помощником, Иоганом Шнейдером, прозванным впоследствии Агриколой из Эйслебена, прибили к воротам Замковой церкви свои знаменитые Тезисы.

Марин Лютер и предположить не мог, что от ударов его молотка не только закачаются шляпа Папы Римского, но и слетят короны многих правителей, и даже в холодной и далёкой Руси отзовётся стук его молотка.

О чём же говорят Тезисы? Увы, они не несут в себе никакой грозной сатиры или требования покарать преступления римской церкви. Более того, общий тон Тезисов весьма спокойный и даже верноподданный. Лютер не собирается ни рушить, не реформировать власть Рима. Да он и не может этого сделать, на первых порах. Не следует забывать, что Лютер – священник, доктор теологии, человек получившей высшее теологическое образование, и член одного из самых строгих монашеских орденов. Это вам не Ян Гус, и не Совнаролла.

Общий их тон в том, что продажа индульгенций, а так же всевозможные пожертвования и дары – основа невиданных богатств Папы и Церкви, не могут помочь человеку обрести прощения Бога. Покаяние – это внутренний процесс, что длится очень долго, зачастую всю жизнь. Церковь не может освободить человека от небесных кар. Папа вправе только простить нарушение своих собственных постановлений. Папа может попытаться облегчить участь душ мертвецов, но будут ли они услышаны – никто не знает.

Очень забавно то, что в самой церкви на Тезисы Лютера никто не обратил внимания, с самого начала. И только когда волна обсуждений тезисов захлестнула умы людей Германии, клирики спохватились.

Однако было уже поздно, мысль о том, что человек может спастись только верой, и что Священное Писание есть мерило всех вещей, уже прочно вросло в умы людей.
Церковь попыталась было раздавить Лютера, прибегая к старинным приёмам, для войн с еретиками, но Лютер без труда справился с этими попытками. Ему было гораздо проще – он не был фанатиком или религиозным пророком. Это был простой человек, что был уверен в правильности своего мнения. Если бы клирики отнеслись к нему хоть с малой долей уважения, то они бы раздавили Лютера. Но беда была в том, что до самого разрыва с Римом на Лютера смотрели как не мелкого безумца.

А Лютер был – революционер. Его образ мышления отличался от образа мышления бунтаря – он создал новую идею. И справиться с этим было невозможно ни слой, ни указами.

Пока шли все эти дебаты, и пламя религиозной революции охватывало умы людей по всей Европе, произошло следующее событие. Неугомонный Сулейман Великолепный разгромил венгров и в 1529 году подошла не абы куда, а к городу Вена.

На счастье Европейцев удача улыбнулась им и османы ушли. Но впечатлений хватило надолго. Впервые после битвы при Пуатье в Европу вторгались столь внушительные силы мусульман.
Именно в это время  себя проявляет Карл Пятый. Человек, коего считают прародителем идеи НАТО.

Карл Пятый был правителем почти всей Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Люксембурга, почти всей Италии, Мексики, Перу и прочих Американских владений. Над его империей никогда не гасло солнце.

Сам Карл Пятый имел явные отклонения в психике. Таскать с собой гроб и незадолго до своей смерти устроить для себя погребальную службу – по тем временам это было нечто! Многие историки считают, что безумие Карлу передала его мать – Хуана, королева Кастилии, прозванная Безумной. Девушка была с очень большими... причудами.

Карл Пятый встретился с Лютером на Вормском рейхстаге, где Лютер окончательно порвал с Римом. Тогда Карлу Пятому было всего девятнадцать лет. Лютер уже понимал, что со своей критикой «папского кошелька и брюха монахов» он перегнул палку и создал новую разновидность христианской религии, но остановиться уже не мог.

Протестантство - это религия, где в первую очередь чтят ТОЛЬКО Святое Писание. Лютер неоднократно подчёркивает это в своих произведениях. Это дешёвая и неприхотливая церковь, лишённая пышной обрядности. Недаром колонисты Америки в массе своей были протестантами.

История – очень большая любительница парадоксов. Примерно в те годы, когда Лютер, подобно Самсону, Библией одной громил папство, в Европе, появилась ещё одна сила, коей суждено было громить троны и убивать королей.

15 августа 1534 года испанский солдат именем Иниго дон Лопец-и-Рикардо создал новый монашеский орден «Общество Иисуса». Ну, наверное, тут уж и слабо интересующийся историей читатель понял, что речь идёт об Игнатии Лойоле и иезуитах.

Игнатий Лойола был солдатом Испании, искалеченным в ходе войны. Он не обучался теологии – он был воином. Но потом он начал учиться, получил высшее образование и стал уважаемым членом христианского общества.

Но! Три важнейших постулата иезуитов он придумал ДО того, как стал теологом. Вот по-чему от иезуитов с тех самых пор нет никакого спасу.

Первое правило: всегда старайся оправдать любой грех. И тогда к тебе потянутся очень многие люди.

Второе правило: не требуй от своих последователей и своих верующих аскетизма и умертвещления плоти. Человеку следует давать выход своим страстям. И умея контролировать эти страсти, ты будешь контролировать и человека.

Третье правило: верность следует искать среди ЛИЧНОСТЕЙ. Среди людей с развитым самосознанием.

Эти три нехитрых правила, позаимствованные Лойолой у христиан времён борьбы с язычниками, мигом обеспечили иезуитам отличное расположение римского папы и уже в 1540 году он был официально утвержден.

О Лютере можно много чего рассказать. Хорошего или плохого – это уже неважно, по-скольку все исторические личности, в равной мере, творят и добро и зло.

Поговорить следует о другом. О Германии.

Нам, жителям России, трудно относиться к Германии хорошо. Великая отечественная война оставила в наших душах такой огненный след, что мы привыкли сваливать всю вину в наших бедах и неурядицах на немцев.

И при этом мы забываем, что собственно говоря, сама Германия, какой мы видим её сей-час, появилась на картах Европы во время активных действий господина Отто фон Бисмарка.А это, между прочим – девятнадцатый век! В России уже умер Пушкин.

До этого объединения то, что называлось Германией, было скоплением из тридцати восьми княжеств, епископств и прочих государственных образований, не радовавших размерами своих хозяев.

Кроме Германии была Пруссия – творение многомудрого Конрада Мазовецкого, что при-гласил в Польшу орден Крестоносцев, для борьбы со славянами-пруссами. В 1207 году он пригласил Крестоносцев и натравил их на славян.

В результате: возникновение на севере Польши мощного государства, потеря Западного поморья, Гданьска, отсечение Польши от моря и тяжкие трёхсотлетние войны. Причём даже битва под Грюнвальдом-Таненнбергом ничего не решила – поскольку на владения Тевтонского ордена полезли русские и шведы. Именно по этой причине Польша, по сути дела и превратилась в третьесортное государство, с мнением коего вообще никто, никогда не считался.

Красноречивым примером служит следующий случай: 1683 год. Османская армия, численностью в 260 000 человек подошла к воротам Вены, и начали вежливо стучать в стены европейского города из всей своей артиллерии.

От полного разгрома Вену спас приход знаменитого польского короля Яна Собеского, что притащил с собой цвет всей польской армии и столь успешно продемонстрировал османам её силу, что после этого те уже не рисковали лезть в Европу, да и в Россию. Это был последний поход османов на Европу.

Чем же отблагодарили польского короля? Австрийский правитель, Леопольд Первый Габсбург, успешно удравший из Вены при приближении османов, публично заявил, что Вену спасли силы всевышние, а не «пьяные ватаги» из Польши. ПЯТЬ дней обсуждали вопрос – может ли король, избранник Божий, дать аудиенцию избранному «пьяными ватагами» королю Польши! (Османы за это время успели удрать очень далеко). Наконец решили – ладно, нехай, пусть эта «польская пьянь» придёт на аудиенцию, но не приближается к Леопольду Первому больше чем на восемь шагов.

Для не очень сведущих в этикете прошлого скажу – более чётко, подробно и понятно объявить, что Польша – это мелкое и плюгавое владение Священной Римской Империи не сумел бы сказать и Цицерон!

Впрочем, Ян Собеский знаменит не только этим унижением, но и тем, что заключил ВЕЧНЫЙ мир с Россией. Жаль, что в современной Польше историю знают ещё хуже, чем в современной России.

Ну ладно, так или иначе, до появления Бисмарковской Германии немцы отнюдь не были агрессорами, что только и думали, как бы унизить Россию. Напротив – это Россия вторглась в Пруссию во время Семилетней Войны и даже взяла штурмом Берлин.

Сама Германия была очень знаменита своими рудниками, горными разработками и месторождениями. Именно это и позволило немцам стать столь подкованными в горном деле, что даже Пётр Первый не постеснялся выписывать немцев из Германии для разработок богатейших месторождений Урала.

И здесь нет никакой дискриминации по национальному признаку, в чём нас сейчас пытаются убедить историки. В основном это те историки, что не очень хорошо знают историю.
Достаточно просто взглянуть на статьи экспорта русских товаров, чтобы увидеть, что в большинстве своём Русь продавала «биологическое» сырье. Воск, пенька, мёд, шкуры зверей, строевой лес, древесный уголь и прочий скарб, что получают при эксплуатации биологических ресурсов страны! Кто не верит – может навести справки.

Нет металла, золота, меди и прочих металлов – всё это, вплоть до денег, ввозилось из-за рубежа! Вот в чём так и не понятое величие Петра Первого – он не стал ввозить чужое. А начал добывать своё! И конечно, для столь сложного дела как индустриальная добыча металла и угля он нанял ЛУЧШИХ умельцев этого дела – это и были как раз – немцы!

Да что говорить, мы даже не знаем о знаменитой «сырьевой войне», когда ВСЯ Европа и Русь перешли на каменный уголь, как основной источник топлива! До конца шестнадцатого века люди жгли тонны древесного угля! Каменный уголь добывался в таких количествах, что и думать стыдно. Леса Европы погибли в этой войне, превратившись в топливо для костров и домен, а ведь замена – каменный уголь, был известен ещё с незапамятных времён!
В Германии Средневековья была явная склонность к внедрению капиталистически рентабельных видов хозяйствования. Поскольку не все современные предприниматели понимают, что это такое, объясню:

Это внедрение в производство более современных форм производства. Дело это пользуется очень большой непопулярностью – хозяин дела должен вкладывать деньги не только в дело, но и в персонал, что делает это дело. Учить их, поощрять, внедрять новые технологии. Само собой, что ни один нормальный предприниматель (если только его не стукнули утюгом рэкетиры), на такую глупость не пойдет, и будет применять более простой метод – ужесточение контроля и, ну будем называть вещи своими именами, грабёж подчинённых и товарищей по бизнесу.

Однако в Германии было развито горнопромышленное дело, и там, поневоле, приходи-лось работать по первому принципу развития производства. Оно и понятно – в горных штольнях поневоле приходится соблюдать технику безопасности – там, в случае пожара в окно не выпрыгнешь. Да и обвал шахты приносил гораздо больше убытков, чем соблюдение мер безопасности.

Недаром именно горняки начали создавать первые германские системы самоуправления, и противостоять гнёту феодалов. Получалось это плохо, но всё же что-то получалось.
Германия – это часть Европы. И её можно ругать, но ненавидеть – нельзя. Чтобы не иска-жали «сыновья лжи» - политики и религиозные фанатики, следует всегда помнить, что европейцы – это такие же люди.

Продолжение следует.


Рецензии
Спасибо автору.
Напомнил.
Когда-то я развалил старую баню.
На дрова.
Много было щепы.
Так чего только из неё внук не понастроил - на песке...

Солнца Г.И.   21.07.2014 15:25     Заявить о нарушении
Вы правильно уловили мысль изложенную в моём произведении. Религия - это та же баня. Когда она рухнула, то осталось много щепы, из которой мастерят всякие глупости.
Глупости не имеют значения - это лишь игрушки детей и тех, кто слаб духом.
Значение имеет новая баня. что вы возвели на месте старой.
Атеизм - вот сила сильных духом.

Антон Болдаков 2   21.07.2014 19:04   Заявить о нарушении
Спасибо.
Напомнили.
Рассказывают.
"Парень задумал прослыть атеистом.
А в те времена ходили слухи о некоем Мойше-атеисте, который мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть.
Решил юноша найти этого Мойшу и стать его учеником. Долго он ходил, много людей, и вот, после нескольких лет странствий и расспросов о Мойше, он подошёл к хижине, где, как ему сказали, жил великий атеист.
На стук ему ответил дребезжащий старческий голос:— Кого там несёт?
— Простите, но вы ли Мойша-атеист?
— Пока живу, надеюсь, юноша.
— Я прошёл много миль, я путешествовал по разным странам, чтобы найти вас. Я хочу стать вашим учеником.
Старик удивлённо уставился на юношу.
— Учеником? Но чему ты можешь обучиться у меня? Я ни ремесленник, ни учёный, ни политик.
— Я слышал, что вы — величайший атеист. Я тоже атеист, и хотел быслушать ваши доводы и учиться.
— Так ты, юноша, атеист?
— Да, я не верю ни в каких богов. Их нет!
— Что же, интересно… Но послушай меня, юноша. Ты читал Библию, Коран или Апокрифы?
— Нет, но…
— Не перебивай старших, юноша! Ты разговаривал со жрецами,священниками, имамами?
— Нет.
— Ты совершал паломничества в святые места?
— Нет, но зачем. Я же не верю в это…
— Ты жил при ските отшельников, наблюдая за их жизнью и разговаривая с ними?
— Нет.
— Ну, тогда, юноша, ты не атеист.
— А кто я тогда?
— Ты — невежда!"

Солнца Г.И.   21.07.2014 19:14   Заявить о нарушении
Согласен с вами - атеизму нельзя научиться. Это надо понимать внутри себя.Первый шаг на пути к атеизму - это понять что Библия не есть мерило всего мира.

Антон Болдаков 2   04.08.2014 17:14   Заявить о нарушении
Спасибо.
Вы напомнили.
Я видел лошадь, Что по кругу шла.
Незрячими глазами поводила.
Она давно уже ходила...
Но что она в кругу нашла?

Солнца Г.И.   04.08.2014 17:20   Заявить о нарушении
А что вы хотели? Верующий человек подобен лошади - покажите ему морковку из обещаний вечной жизни после смерти, пригрозите ему кнутом из обещаний вечных мук после смерти и он, как лошадь, будет ходить кругами. Чтобы прозреть, надо уметь видеть что-то кроме морковки и плети.

Антон Болдаков 2   04.08.2014 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.