Жертва унижения ч. 139

§139. Жертва  унижения

«Трагично то, что высокое и святое унижается, предается распинается, а низкое торжествует» 1

   Итак, начнем с того, что унижение есть временное духовное подавление, выраженное либо во внешнем физическом воздействии, либо в глубоком душевном раздражении личности, осуществляемом со стороны духовно низшего существа. Надо признать, что совершающий унижение хоть и стоит на низкой ступени сердечного развития, однако часто бывает высокопоставленным в земной субординации.

    Унижение - попытка умалить достоинство человека, которое является его основным достоянием.
Выдержать продолжительное унижение - это одно из самых тяжких человеческих испытаний.
С обиходной же точки зрения жертва унижена всегда.

   В христианской традиции унижение почти необходимо, ибо изречено: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Лук. 18. 14.

   Значит, мало внешнего принижения, нужно ещё самоуничижение. Никто не в силах ни унизить, ни возвысить человека, кроме него самого.

   Унижение самим себя есть унавоживание или удобрение почвы, в которую, по словам Спасителя, должно упасть духовное семя.
«А упавшие на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» Лук. 8.15.

   Действительно, ничем, кроме терпения, не одолевается унижение.
Может быть унижена отдельная личность, но способен ли пасть целый народ?

    Впрочем, сразу же возникает мысль - бывает ли народ целым, а если он цел, то может ли быть унижен?
Всероссийский мошенник Березовский на глазах у многомиллионного /пока еще/ населения России спокойно посещает сопредельные страны, которые и не думают выдавать его правосудию.

   Демократическая Англия приветствует и привечает на своей территории чеченских террористов.
Стоит ли перечислять далее примеры унижения Славянства? Скорее всего, нет.
Главное - понять, что неимоверно труден путь от унижения к уважению, но его надо пройти, во что бы то ни стало…

   Для этого, прежде всего, необходимо осознание целости народа, взаимное почтение во всех слоях общества. Нужно почувствовать и показать себя братьями и сестрами.
Только целое достигает цели.


1  Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Смысл трагизма.// Избранное.-Петрозаводск,1992.-С.471


Рецензии