Шестидневная война. Окончание

В Шестидневной войне Израилю пришлось воевать на три фронта. О событиях на южном – я рассказал. Теперь вкратце о том, что происходило на двух других: центральном или Иорданском и северном или Сирийском.

В Иерусалиме спорадическая перестрелка началась 5 июня примерно в 10 часов утра. А уже через час на Западный Иерусалим посыпались мины иорданского арабского легиона. Одновременно дальнобойная артиллерия иорданской армии нанесла массированный удар по Изреельской долине и району к востоку от Тель-Авива.

 Войсками центрального фронта командовал генерала Узи Наркисс. В конце дня он приказал  парашютно-десантной бригаде полковника Моты Гура начать штурм Восточного Иерусалима. С 1949 года эта часть города принадлежала Иордании.

Ночью  десантники Моты Гура приблизились вплотную к стенам Старого города. Здесь они вынуждены были остановиться. Арабский легион оказал упорное сопротивление. Но город был уже окружён.
 
Части первой танковой бригады к этому времени захватили городок Рамаллу на севере, вторая бригада заняла Латрун на юго-западе. Впервые с 1947 года дорога Тель-Авив — Иерусалим была открыта для движения израильского транспорта. Правда, пока военного.

А на рассвете 7 июня 1967 года десантники Гура ворвались в Старый город Иерусалима. Операция усложнилась тем, что авиацию и артиллерию Израиль не применял, дабы не разрушать святые места.

Старый город израильские парашютисты захватили практически в рукопашном  кровопролитном бою. Спустя 18 лет евреи вновь получили возможность молиться у главной иудейской святыни  – Стены Плача.  В тот же день был захвачен Вифлием, а группировка войск под командованием генерала Давида Элазара с боями вышла к западному берегу реки Иордан.

9 июня 1967 г. в штаб-квартире ООН состоялось экстренное заседание Совета Безопасности. Обсуждалась резолюция о прекращении огня на Ближнем Востоке. Все члены Совбеза выступили за принятие резолюции. Лишь советский представитель Н.Федоренко всячески пытался оттянуть решение.

Информация запаздывала. СССР был уверен, что на этот раз объединенные силы арабских стран уничтожат еврейское государство. Разумеется, «большой русский друг» не хотел мешать им в этом «благородном» деле. Однако, узнав о сокрушительном поражении египетских войск на Синае, советский представитель круто изменил своё мнение.

 Бросился спасать своих «арабских друзей» от полного разгрома. Федоренко тут же  и проголосовал за резолюцию. Впрочем, арабы сами её и нарушили. Как оказалось к своему большому несчастью.

Наконец, о событиях на сирийском фронте. Утром 9 июня генерал Давид Элазара получил приказ захватить Голанские высоты. Их удерживали шесть полнокомплектных сирийских бригад. Ещё шесть бригад находились в резерве. 10 июня мощным ударом войска генерала Элезара подавили сопротивление сирийской обороны, и заняли Голанское плато.

Израильские танки вошли в административный центр этого района город Эль-Кунейтра. Путь на Дамаск был открыт. Но сирийцам повезло. Танки генерала Элезара были остановлены буквально в десятке километров от столицы. Прекращение огня наступило 10 июня 1967 года. Оно и спасло Сирию от полного позорного разгрома.
 
По численности военных кораблей Египет и Сирия почти в четыре раза превосходили ВМС Израиля. Тем не менее данный факт в Шестидневной войне какого-либо существенного преимущества на море арабам не создал.

 Египетские подводные лодки однажды, было, попробовали обстрелять Ашдод. Но из этого ничего не вышло. Операция оказалась безуспешной. Израильская авиация тут же обнаружила субмарины, и забросала их глубинными бомбами. Получив повреждения, не солоно хлебавши, подлодки с трудом дотянули до базы.
 
А вот с ракетным оружием морского базирования, которое Советский Союз поставил ВМС Египту, случился полный конфуз. На военных кораблях Израиля к этому времени уже применялась на редкость эффективная система радиоэлектронной защиты. Она смогла нейтрализовать почти полусотни ракет, выпущенных ракетоносцами египтян. Ни одна ракета вреда израильским кораблям не причинила. В который раз советская помощь оказалась как пиво без водки, т.е. - деньги на ветер.

А вот израильским морякам удалось провести успешную морскую операцию в Акабском заливе. Ударная группа торпедных катеров подавила береговую артиллерию египтян, а морская пехота захватила базу Шарм аш-Шейх. Проход израильским кораблям в Красное море был открыт. Морская блокада прорвана.

Вечером 10 июня 1967 г. воюющие страны согласились на прекращения огня. Так блистательной победой АОИ закончилась третья арабо-израильская война. Однако людские потери, конечно, в израильском масштабе оказались огромными. В ходе военных действий было убито 777 солдат и офицеров, 2586 человек было ранено, 18 пропало вез вести.

 Общие человеческие потери вооруженных сил стран арабской коалиции были на порядок выше - свыше 40 тысяч человек. В ходе сражений арабы потеряли 900 танков и 360 самолетов. ВВС Сирии и Египта практически утратили свою боеспособность, а ВВС Иордании вообще прекратили свое существование. Наибольшие потери понес Египет. Он лишился 80% своего военного снаряжения, 11500 человек было убито, 5500 попало в плен (в том числе 21 генерал).

В результате Шестидневной войны политическая карта Ближнего Востока претерпела серьёзные изменения. Объединённый Иерусалим стал столицей Государства Израиль. На юге под контроль Израиля перешёл весь Синайский полуостров и сектор Газа. На востоке – Иудея и Самария. На севере –  плато Голан.

Именно тогда возникла проблема оккупированных территорий. Но тут надо кое-что пояснить. В чисто юридическом смысле термин «оккупированные» справедлив только по отношению к Синайскому полуострову и в какой-то мере Голанским высотам.

Что касается сектора Газа и так называемого Западного берега реки Иордан, то эти территории на основании законов международного права никому не принадлежали. Сектор Газа Египет оккупировал без всякого на то законного права после Войны за Независимость. Трансиордания поступила также с Западным берегом. Точнее сказать с древней землёй Самарии и Иудеи.

Шестидневная война явилась поворотным пунктом в истории Израиля. Еврейское государство в полном одиночестве устояло перед лицом объединённой арабской агрессии. И не только устояло, но в течение шести дней АОИ в пух и прах разгромило армии трёх сильнейших арабских стран, оснащённых новейшим советским оружием.

Арабам не помогли ни огромная финансовая помощь богатых арабских стран, ни советские военные «советники», ни активное политическое прикрытие «большого советского друга». Армия Обороны Израиля убедительно доказала своё качественное превосходства над армиями Египта, Сирии и других арабских стран.

Шестидневная война продемонстрировала всему миру, что израильский народ полон решимости не допустить повторения трагедии времён Холокоста. 10 июня 1967 года, в последний день Шестидневной войны СССР, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша и Югославия разорвали дипломатические отношения с Израилем.

По окончании войны коммунистическое руководство страны Советов бросилось лихорадочно заметать следы своего оглушительного фиаско. А российские военные теоретики, мягко выражаясь, были сражены, что называется, наповал. Это же надо, наглые израильские генералы дерзнули бросить им открытый вызов. Посмели отклониться от тактических схем, по которым должны были бы воевать с арабами.

Огромное количество советской военной техники превратилолось в металлический лом. Ещё больше - оказалось в руках израильтян. При этом, словно издеваясь над флагманом коммунизма, Израиль устроили громкую распродажу советских трофеев – танков, артиллерийских орудий, грузовиков и прочей практически новой самой современной советской военной техники. И неплохо на этом поимел.

А вот многомиллиардная советская помощь арабским друзьям была пущена на ветер. Кроме ухудшения благосостояния и без того небогатого советского народа никаких дивидендов СССР она не принесла.

Но особенно унизительным оказался провал советской разведки. Она абсолютно неверно оценила обстановку на Ближнем Востоке. Но что оказалось намного плачевней, перспективы арабо-израильского конфликта советские разведчики предсказали с точностью ровно наоборот.

 Советский престиж стремительно покатился вниз. Особенно в арабских странах. Всю вину за позорное поражение лидеры этих стран, само собой, возложили на своих коммунистических друзей и покровителей. Советское руководство было не в состоянии скрыть свое замешательство.

В такой обстановке коммунистические вожди страны Советов энергично пытались затушевать факты причастности к столь позорной катастрофе. И надо же так совпало! США, разумеется, исключительно по своих собственным соображениям, тоже были заинтересованы в таком ходе событий.

Лидеры сверхдержав быстро договорились с победителем. СССР, США и Израиль одновременно засекретили свои архивы. Изрядное количество советских «советников», попавших в еврейский плен, без лишнего шума были освобождены. А вскоре они живыми и здоровыми вернулись на советскую родину. Правда, встретили их там далеко не как героев.

Благодаря экстренно принятым мерам в мировой историографии до сих пор бытует совершенно превратное представление о роли Советского Союза в истории Шестидневной войны. Некоторые западные историки и сегодня пребывают в блаженном неведении.

Они искренне считают, что советское руководство, обжегшись на Карибском кризисе, решило строить свои отношения с Западом на принципах политического благоразумия. Имено поэтому в 1967 году Москва, по их мнению, выработала и предложила для реализации свой очень осторожный, взвешенный и ответственный план урегулирования арабо-израильских «трений».

Русский народный фольклор тоже среагировал на те давние события. Народная молва приписывает президенту Египта Гамаль Абд эль-Насеру такой  душераздирающий вопль  о помощи: «5 июня 1967 г. Москва. Кремль. Политбюро  КПСС. Бьют жиды. Спаси Россия!" К глубокому арабскому разочарованию, спасти Россия не успела. 


Рецензии