Инновационность критерии для образования

Когда же начинается инновационность и заканчивается обыденность? Такой вопрос часто поднимается философами, но не гнушаются им и сотрудники образования. В их случае формулировка формируется в подобный вопрос: Каковы должны быть критерии нновационности для школ. В приложении представленны несколько любопытных статей на данную тему, как мысли досужих учителей так и более авторитетных источников. Как и в случае с остальными попытками подвести все под одну схему - выводы не блистаю многогранностью, но худо-бедно подводят нас к своеобразному разграничению. Пара-тройка границ в данном случае жертвуется - и еще неведомое количество просто остается неопознанными. Но на данном этапе этот вопрос, все равно как мне кажется, должен относится к цели примения данных изысканий.
В этот и состоит первый тезис: Какова цель критерие инновационности? Субьект или обьект? Не правильнее было бы называть эти критерии применительно к детям - результату деятельности школ? 
В подтверждение можно лишь сказать что задача школы состоит в образовании ребенка и никак иначе.
Второе же подтверждение вытекает из понятия инновационности. В частности возьмем наиболее правильное и полное понятие инновации.Принадлежит оно сфере  экономики и финансов: 
«Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с эффективности производственных систем.»
 http://ru.wikipedia.org/wiki/
Из данного понятия взяв вторую часть мы поймем что в основном важны не средства для создания продукта а улучшение итогового результата. Притом  что даже если эти средства были обновлены, то это лишь результат другого производства.
Далее хотелсоь бы упомянуть еще несколько интересных моментов, которым возможно место среди столбов поддерживающих крышу понятия критериев инновационности.
Следует сделать отступление так как дальнейшие мои заметки будут относится именно к средствам для изготовления инновационного продукта как результата другой деятельности, а точнее критериям их инновационности.
Прежде всего стоит понять, а что же всетаки является этими средствами. Компьютеры, проекторы; педагогические технологии; сами учителя? Самым правильным было бы сказать что ответом к вопросу является золотая середина, но к сожалению не все школы могут себе позволить все три или даже более средств, но стоит ли их из-за этого списывать со счетов инновационности?  Конечно даже в данном случае есть свой ответ - все зависит от того, какова цель. Инновационностью ли в ребенке является более обширные знания, умение лучше «думать», более широкий простор мыслей, выходящий за рамки современного бытия? Но в том же и состоит наша проблема, у нас единое министерство образования, которое просто обязано создать единые критерии. И отчасти это абсолютно правильно - свобода не должна ущемлять свободы другого человека, общества и т.д.  Но опять же, педагогическая мысль постановила примерный портрет образованного ребенка:
«ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. Традиционно Ц.о. определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в Ц.о. приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Таким образом и Ц.о., как процесса раскрытия индивидуальных задатков и способностей личности - исключительно сложны и многогранны.»
  
Таким образом отсюда вытекает примерное предназначение инноваций: Осуществить вышеприведенные цели, но быстрее, лучше, качественнее.  В итоге мы получаем такой ответ - Любое, даже наличие одного из представленных средств уже является причиной для названия школы инновационной так-как,это средство уже хоть чуть чуть, но ускоряет или улучшает результат.


Рецензии