Малая земля Федора Хандюкова

        Сводка Совинформбюро 30 июня 1943 года бесстрастно сообщила, что на фронтах Великой Отечественной войны ничего существенного не произошло. И все же в  этот день, так же как и в любой другой, шла война, оголтелый враг  пытался добиться стратегического успеха, который теряющим после Сталинграда веру в свою победу фашистам был крайне  необходим.
       В этот день весы войны еще не качнулись заметно  в нашу сторону, но они не качнулись и в другую. И это произошло  только благодаря беззаветной стойкости советских  солдат и матросов, выполнявших  жестокий, но   необходимый приказ "Ни шагу назад!".
       В этот день, 30 июня 1943 года, погиб Федор Петрович Хандюков, командир отделения 322 отдельного батальона морской пехоты, защищавшего плацдарм на берегу  Цемесской бухты близ селения Станичка, получивший в истории название "Малая земля". Оставшись навсегда в новороссийской земле, он выполнил свой долг до конца, не дожив до освобождения Новороссийска всего полтора месяца.
       Когда началась война, Федору не исполнилось и 18 лет. Он хорошо учился, был спортсменом, общительным человеком, имел много друзей. Ходил с отцом и братьями в море, знал все премудрости рыбацкого ремесла. Вступил в комсомол,  принимал самое активное участие в делах первичной организации. Много значили для мировоззрения юноши беседы с мужем сестры Прасковьи Владимиром   Константиновичем Ляхом, работавшим секретарем парткома Кривокосского рыбзавода. Именно на рыбзавод Федор пошел работать. Но не мог молодой работник скрыть  своего интереса к технике, моторам, это заметило руководство.
      Рыбзаводу нужен был автотранспорт и Федору предложили собрать автомашину из частей, которые нашли на различных предприятиях. Юный шофер несколько месяцев  вдохновенно трудился и блестяще справился с задачей. Не было границ его радости, когда он подкатил к родительскому дому на собранной им автомашине. Даже основательный и неспешный в оценках отец Петр Павлович Хандюков заметил за ужином: "Федька -то наш молодец, справился с таким делом!". Автомашина в те годы в поселке была еще редкостью.
      Работать на собранной им Эмке Федору пришлось недолго, началась война, прошла мобилизация, а осенью началась эвакуация. На кубанский берег переправлялись  советские и партийные работники, уходили рыболовецкие бригады. Решил уходить и Федор вместе с несколькими сверстниками.
       Дмитрий Иванович Бовт, уроженец Кривой Косы, 1922 года рождения потом в 1962 году вспоминал: "В октябре 1941 года вместе с Хандюковым Ф.П. я эвакуировался в   город Хасавюрт Дагестанской ССР, где вместе работали на хлопковом заводе. В декабре 1941 года я вместе с Хандюковым Ф.П. был призван Хасавюртовским РВК в  Советскую Армию. Я был направлен в город Гори Грузинской ССР в школу сержантского состава, Хандюков Ф.П. был направлен в школу сержантского состава в город Кировабад".
      Но, как это часто бывает на войне, судьба сложилась иначе. Федор Хандюков не попал в Кировабад, а оказался во Втором Пехотном училище в городе Тбилиси. Об этом   свидетельствует справка, найденная в архиве. "Проверкой судьбы и воинского звания Хандюкова Федора Петровича установлено, что он обучался во 2 Тбилисском Пехотном   училище. Приказом по училищу №222 от 1 октября 1942 года откомандирован в распоряжение командира 394 стрелковой дивизии курсантом".
       И вновь судьба решает иначе. В конце октября 1942 года 255-я бригада морской пехоты получила приказ отправиться в распоряжение командующего 56-й армией,  которая вместе с 18-й армией в составе Черноморской группы войск вела тяжелые оборонительные бои на подступах к городу и порту Туапсе. Ночью 4 ноября 322-й  батальон 255 бригады морской пехоты погрузили в Лазаревском порту на морской транспорт, на рассвете он прибыл в Туапсе. В этом батальоне оказался и Федор  Петрович Хандюков. С этим прославленным батальоном он прошел весь свой боевой путь.
      После того, как немецкие войска захватили Новороссийск, возникла реальная угроза выхода их к Черному морю, к Кавказской нефти. Чтобы противодействовать этому,  командованием был высажен десант морской пехоты у селения Станичка неподалеку от Новороссийска, под носом у немцев и румынских частей, известный в истории войны  как десант морской пехоты под командованием майора Цезаря Куникова. Но мало кто знает, что Куников имел задачу  только отвлечь силы немцев от настоящего десанта,  который должен был создать плацдарм у селения Южная Озерейка, примерно в 20 километрах от Новороссийска. Нескоординированность действий, плохая разведка, погода, бездарное командование привело к  провалу этой операции, гибели большого числа моряков.
      И тогда решили провал превратить в успех. Десант, задуманный как отвлекающий, сделали основным.  Вслед за группой Куникова были высажены на захваченный  ими плацдарм  другие подразделения, в основном это была морская пехота. Плацдарм удалось расширить примерно до  30 квадратных километров. Подобных  по масштабу десантных операций Красная Армия еще не знала.
       Оборона плацдарма, который стал для немцев, как кость в горле, была поделена на 7 секторов, второй сектор оборонял 322 отдельный батальон морской пехоты,  отделением в одной из рот этого батальона командовал сержант Федор Хандюков. Батальон практически ежедневно вел тяжелые бои с озверевшим противником в районе  старого кладбища у селения Станичка, предпринимал контратаки. Трудно даже представить как выживали они под постоянными бомбежками, обстрелами и атаками немецких танков, сколько каменистой земли им пришлось переворочать, чтобы иметь убежище от бомб и снарядов. Их, как потом подсчитали, пришлось по 1250 килограммов на каждого защитника Малой земли.  Существенно расширить плацдарм в ходе боев не удалось, но и немцам не удалось потеснить моряков. Особенно тяжелые бои были на этом клочке черноморской земли в апреле 1943 года.
       Напрасно Гитлер приказывал своим войскам сбросить русских в море. Десантники держались почти семь месяцев и не оставили занятых ими в феврале 1943 года   позиций. А в середине сентября Новороссийск был освобожден от немцев.
       "Согласно приказу 322 отдельного батальона морской пехоты №90 от 30.06. 1942 года Хандюков Ф.П. исключен из списков части, как погибший 30.06.43г в воинском  звании "сержант", в должности "командир отделения", - гласит выдержка из архивной справки.
       А вот еще строчки из архива: " Приказом МО СССР №02339 от 8. 06. 1951г курсантам 2 Тбилисского училища, окончившим его в сентябре 1942 года, которым при   выпуске не было оформлено присвоение воинского звания приказом, подтверждено присвоение первичного воинского звания, в том числе Хандюкову Ф.П., "младший лейтенант". Жаль, что так поздно иногда пишутся приказы.
      Погибнув в неполные 20 лет, Федор Петрович Хандюков не прислал домой никакой весточки, не написал письма. Сначала поселок был занят немцами, а потом  он сам оказался на Малой земле. На память о нем осталась только довоенная фотография, с которой уже после войны его мать Анна Ивановна Хандюкова заказала  портрет. Остались архивные документы. Но самое главное, осталась благодарная память о моряке - черноморце Федоре  Хандюкове, честно выполнившем свой  воинский долг перед Родиной. Его имя выбито на чугунной плите мемориала павшим воинам в сквере украинского поселка Седово, на его родине.  В юбилейной книге к 250-летию поселка на стр. 56 в списке погибших за Родину есть Хандюков Ф.П., но указаны только инициалы. К тому же, как удалось установить, после 1951 года Федору Петровичу Хандюкову присвоено звание "Младший лейтенант", а в списке указано его звание "рядовой".
    Похоронен Фёдор Хандюков в братской могиле на территории Морской академии в Новороссийске. Скомный памятник предстал нашему взору неухоженным, в зарослях переросших кустов и не было там ни имён, ни венка - ни цветочка. Расположена эта братская могила всего в нескольких сотнях метров от помпезного мемориала Героям Малоземельцам. Отгороженное  от проспекта последнее пристанище тысяч героев буквально находится на задворках. А ведь погибли эти молодые, полные сил матросы и солдаты не за задний двор академии, они погибли за Родину.
     Жаль, что у нас даже в этом святом деле царит показуха и фарисейство. Не удивительно, что прямо на плитах грандиозного, но постепенно ветшающего мемориала, молодые жители города-героя, невзирая на запрещающую табличку, устроили пляж.


Рецензии
Владимир, это, как я поняла, был Ваш дядя с материнской стороны?

Что можно добавить о бездарном руководстве? Мой папа был призван из Новороссийска 23 июня 1941 года. В письме от середины апреля 1942
года прочитали, что он в последний раз имеет возможность ночевать в нашей квартире - завтра на фронт. Следующие письма шли из Севастополя. Но не долго. О том, что там в то время творилось, я узнала только из интернета, а мама моя вообще не могла добиться, куда же мог деться её муж, который "...в списках убитых, раненых,
умерших от ран, пропавших без вести... не числится".Пенсию на меня
в1946 году,правда, назначили. И хорошо, что не дожила мама до
интернета, что бы с ней было, прочитай она мемуары участников 2 обороны Севастополя!
Из интернета же по похожему адресу ВМПС я узнала хотя бы, что воевал он в 9 бригаде морской пехоты и что могилу его можно не искать.


Ольга Антохина   17.08.2013 20:29     Заявить о нарушении
Да, Вы верно поняли, Оля. Про Севастополь знаю кое-что, но известно, что многие погибли вместе с кораблями, поэтому могилы, скорее всего, не существует. Мы в августе, несколько дней назад побывали в Новороссийске. Могила более или менее ухожена, хотя и за забором Морского университета. В июле мы установили там плиту с именем.

Владимир Лях   18.08.2013 18:05   Заявить о нарушении
В Севастополе на суше в конце июня 1942 года руководство оборонительного района, попросив разрешения у Ставки и получив его,
бросили без продовольствия, воды, боеприпасов ТЫСЯЧИ защитников города и улетели в Новороссийск. Не могли они погибнуть вместе со всеми - ценные кадры должны были уцелеть. За остальными, не ценными,обещали выслать эскадру. Пришли 2 катера. Один из них утопила толпа надеящихся выжить. Те немногие, кому это удалось, пишут, что после прихода немцев трупы наших солдат, матросов и офицеров плавали под берегом у мыса Херсонес в 8 слоёв. Так что "числить" кого-то там просто некому было.
Тут бы вспомнить про "пепел Клааса"...


Ольга Антохина   19.08.2013 21:05   Заявить о нарушении
Увы, по-видимому Вы правы. И это далеко не единственный пример такого рода.

Владимир Лях   27.08.2013 06:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.