Слово о полку
Что мне показалось наиболее интересным в этом произведении?
Во-первых, как это не удивительно, оно оказалось актуальным и для наших дней. Из когда-то мощного централизованного государства СССР мы превратились в страну, раздробленную на множество «уездных княжеств», в свою очередь раздираемых внутренними противоречиями. Автор «Слова» видит гибельность раздробления для Русской земли и призывает князей к единению. Он надеется на братский союз и единство действий многих князей феодалов, а не на замену их власти какой-нибудь другой. Зло он видит лишь в характерах князей, в их поведении как правителей. Автор «Слова» одновременно видит в князьях, которые «розно живут», источник всех бед для Руси и в них же он ищет спасения, надеясь на то, что князья объединятся и брат перестанет говорить брату: «Се мое, а то мое же». Поэтому автор не только осуждает князей как виновников «невеселой годины», но и прославляет их как будущих спасителей Русской земли, любуется их мощью.
Во-вторых, интересно было разобраться почему автор «Слова» выбрал для своего прославления неудачный поход. Возможно, для того далекого времени было достаточно, чтобы поход велся по правилам княжеской чести и участники его проявили героизм и отвагу. Князья были воины по сути. А князь Игорь и вся его дружина ведут себя мужественно, как образцовые воины, и этим уже заслуживают прославления. Понятие о государственных интересах в то время только зарождалось в головах самых «продвинутых», каковым был и автор «Слова».
В-третьих, интересно почему автор разделяет понятия «чести» и «славы». Для нас понятия «честь» и «слава» звучат фактически как синонимы. А в «Слове о полку Игореве» есть, например, такие фразы о дружине: «скачут, как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Понятие чести было очень важным для феодальной эпохи. О чести и славе могли мечтать и заботиться только избранные: феодалы – вассалы и князья. Честь была атрибутом младшего феодала. Это всегда было какое-либо материальное вознаграждение, что-то добытое в походе. Всю добычу, захваченную на поле боя, отдавали князю, а он потом раздавал ее своим вассалам как знаки отличия. Честь подразумевает наличие награды. А слава, в отличие от чести, нематериальна, поэтому она выше чести. Так было в Средневековье. Слава являлась атрибутом того, кто в ней уже не нуждался, потому что стоял ступенью выше.
Чем дальше от нас во времени произведения литературы или искусства, тем сложнее оно для восприятия. Без знания истории и культурной ситуации очень многое остается непонятным. Но есть вечные вопросы. Такие, как честь и бесчестие, слава, подвиг, любовь и ненависть, на которые всё время пытается ответить классическое произведение. Оно же заставляло задуматься о вечных истинах и читателя XII в. и нас с вами - читателя XXI в., потому что “Слово” за 800 лет оно не устарело.
Свидетельство о публикации №211122600547
Алекс Трубадур 12.03.2012 11:49 Заявить о нарушении