Штрихи к биографии Александра Ткаченко

В Севастополь приехала "… могучая кучка" - Булат Окуджава , Аркадий Арканов и Александр Ткаченко. Тот самый Саша Ткаченко , который поднял "бунт на корабле", то есть, поднял гвалт в журнале "Юность", расколол "споенный" коллектив , руководимый безоблачным во все времена Андреем Дементьевым , отколол часть сотрудников , и создал новую "Новую юность".
Так начинается мой документальный рассказ «О Булате Окуджаве замолвить словечко хочу…» , - он есть и на ПРОЗЕ ! -

Сейчас Саша какой-то начальник в российском Международном ПЕН – клубе … .

  Я уж не думал , что встречусь с кем-то из этой троицы на этом свете
( с Булатом уж точно не встречусь !) , ан нет …человек предполагает , а жизнь располагает !
Получаю по электронной почте письмо из Союза писателей Израиля с крупной шапкой :

      « ПИСАТЕЛИ РОССИИ И ИЗРАИЛЯ ЗА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОТИВ ТЕРРОРА »

   И в солнечные ноябрьские дни , сговорившись-созвонившись с двумя талантливыми писательницам Еленой Минкиной и Любой Лурье , едем на машине ( за рулём , как более талантливая из из нашей троицы , – Елена Минкина ) в Тель - Авив - в конференц-зале лучшей гостиницы «ДАН ПАНОРАМА» и проводится этот Форум .

   И встречаю уже в коридоре , главного участника Форума , Генерального председателя ПЕН клуба России Александра Ткаченко !
   Объятья … рукопожатия … воспоминания … И запечатлела всё это , моя супруга Анна , которая , по чистой случайности , то ж оказалась в машине и в «Дан-Панораме» .
После этой встречи осталась лёгкая грусть и десятки фотографий ...
+++
7 декабря 2007 года в Москве на 63-м году жизни умер поэт, писатель, правозащитник, генеральный директор русского ПЕН-центра Александр Ткаченко
+++
 Александр Ткаченко был правильным интеллигентным человеком современной России. В его биографии есть один неожиданный эпизод: он начинал футболистом. Он родился в Крыму и с 1967-го был нападающим крымской « Таврии». ( Тогда я с Сашей и  познакомился! – М.Л. ) . Играл до 27 лет, а потом получил травму позвоночника и ушел из профессионального спорта, пишет в "Коммерсанте" Григорий Ревзин.

  А потом -- все как у правильных людей. Учился в Крымском университете, попал в Москву на Высшие литературные курсы, стал поэтом, подружился с будущими авторами альманаха "Метрополь" -- Андреем Битовым, Василием Аксеновым, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским. Василий Аксенов писал в его крымском доме свой знаменитый « Остров Крым ». Он работал в журнале "Юность", в 1992-м был одним из лидеров "Группы 13" -- журналистов, взорвавших редакцию, ушедших из нее и основавших « Новую Юность». В 1994-м стал генеральным директором русского ПЕН-центра (президент ПЕН-центра -- его друг Андрей Битов). Опубликовал десять книг.
Александр Ткаченко -- это камерная, достаточно авангардная поэзия человека одинокого, не обращающегося ни к кому, кроме себя самого. Сведение опыта чтения Камю, Ницше, Хемингуэя, Толстого , Достоевского, Чехова, Фолкнера и т. д. с опытом проживания в малых пространствах Крыма , Москвы, Парижа, Иерусалима, в малых позднесоветских и послесоветских временах. Проза -- эссе и мемуары, почти с теми же характеристиками. Философски -- экзистенциализм, русский вариант заострения темы абсурдности собственного бытия. Внесоциально, аполитично, лично, трагично - атеизм наедине с собой. Камю. Трудно сказать, как это осознанное экзистенциальное одиночество соединяется с темпераментом футбольного форварда. Наверное, и не соединяется, темперамент выразился в другом. Русский ПЕН-центр как общественная правозащитная организация -- это в значительной степени детище Александра Ткаченко.
Защита Эдуарда Лимонова при неприятии его политических взглядов. Защита Григория Пасько, по инициативе ПЕН-центра признанного Amnesty International узником совести. Борьба против закона об НКО. В итоге -- преследования со стороны государства в лице налоговой инспекции, в 2006-м заблокировавшей счета организации, пытавшейся закрыть русский ПЕН-центр и возбудить уголовное дело о неуплате налогов лично поэтом Ткаченко.
Когда пытаешься мысленно свести друг с другом две эти ипостаси одного человека, они, откровенно сказать, не сводятся. Не знаю, были ли у него кумиры, но те поэты и писатели первой половины XX века, и английские, и французские, которых он чтил, как-то соединяли активную критичность политической позиции (и нонконформизм жизни) с авангардностью творчества, что, собственно, и делало их творчество делом не столько личным, сколько все же и общественным. Здесь прямо противоположная позиция.
Это был человек с активным общественным темпераментом, который старался обуздывать его, не пуская в собственное творчество.
Теперь, когда он вдруг умер, понимаешь, что это не слияние одного с другим -- родовая черта его поколения. В творчестве -- частный человек наедине с собой, избегающий пафоса, учительства и пророчества.
В общественной жизни -- либерал и правозащитник, готовый за эти ценности пойти достаточно далеко. Эта родовая черта и есть сегодняшняя мера порядочности и благородства, кодекс поведения для человека, желающего вести себя достойно. По большому счету другое предложить трудно.
Это мера поведения русского интеллигента, считающего, что в основе общественного бытия -- либеральные ценности, а в основе личного -- абсурд собственного рождения и смерти. Он родился 19 апреля 1945 года в Крыму, а умер 6 декабря 2007 года в Москве.


Рецензии