Аранович Зинаида Исаковна

А.Кузнецова. Аранович Зинаида Исаковна,
              Эту маленькую хрупкую женщину вряд ли вряд ли кто вспоминает, разве что старожилы, но их сейчас почти не осталось.
             Появились они с мужем в Богушевске после войны.
             Он был прекрасный печник, а в ту пору печники были на расхват – в войну много жилья было уничтожено и приходилось строиться заново. Кто побогаче строил дом побольше, кто победнее – поменьше, но печка нужна была в каждом доме. Русская, голандская, любая, но нужно было варить еду и отапливать дом. 
            Поэтому работы Хаиму Лазоревичу хватило под завязку.
            Зинаида Исааковна работала фельдшером в районной больнице. До войны она окончила медучилище и всю войну отбыла на фронте – с первого дня и до последнего.
            Сколько она спасла, сколько вынесла на своих плечах – далеко не богатырских, - вряд ли кто скажет, но уже одно то, что за свой ратный труд была удостоена высочайшей награды - орденна Ленина – говорит о многом. Ордена ведь просто так с неба не сыпались, тем более евреям.   
           В больнице к ней относились с большим уважением, особенно те, кто прожил войну. Знаниями и умениями она обладала замечательными. Спустя полгода о ней уже говорили: «Вот эта женщина! Всё знает! Внимательная, понимающая…»
           К ней могли обращаться за советом и молодые мамы, и больные хроники, и старики-гипертоники. Тогда на рубеже 40-50-х годов, после тяжёлых военных переживаний, гипертонией страдали многие, а когда после всех этих стрессов появился сахарный диабет, который тогда и диагностировали –то с большим трудом…, люди были в большой растерянности.
            Представить это не трудно. Послевоенное время, трудности с продуктами, бедность – всё это непреодолимые препятствия для диеты диабетика. Что ели люди то, что было подешевле: хлеб, картошку, а это всё нужно было ограничить. Доступна была овсянка, но на ней одной не продержаться.Гречка – уже проблема, сахарин, используемый вместо сахара, тоже надо было достать.
            В этих условиях советы Зинаиды Исааковны были весьма ценны.
            Вот такой пример. После смерти мужа тяжело заболела Ф.С.Сорочкитна. В Богушевске никто не установил точного диагноза заболевания. Диагностировали сахарный диабет только в минском госпитале. После установления диагноза её отпустили домой с очень серьёзными предписаниями строжайшей диеты.
             И вот тут начались мучения: чёрного хленба нельзя из-за гипертонии, белого из-за диабета, картошку 1 штуку в день, масла – 1 чайная ложка в день, мясо – курятину или постную телятину – минимум, каши – гречка или овсянку, обощи, фрукты в 50-х годах – где их можно было взять?
             Бабуля перстала есть. Что дальше? Обратились к Зинаиде Исааковне. Она пришла к женщине поговорить.    
           Вот дословно её речь:
            - Мадам! Если вы не будете есть, то вы точно умрёте. Если вы будете есть, то вы – может быть умрёте, - а может быть! – останетесь живы… Только – всего по-немногу!...

Медсестра, а затем фельдшер Богушевской райбольницы в 1945-1956 гг., награждена орденом Ленина (1953), участник ВО войны, награждена медалью «За отвагу». После смерти мужа она осталась одна и племянники забрали её в Минск. Ее муж Аронович Хаим Лазоревич, печник. См. некролог по случаю его смерти: Сталiнскi шлях, 16.10.1949.


Рецензии