Хроники тропы. Глава 2

Глава 2.   Ночной


     Напитавшееся влагой облако причалило к склону, и застряло среди жёстких щетинистых стволов карликовых берёз.  Теперь оно в виде крупных редких капель срывалось с начинающей желтеть листвы.  Некоторые капли попадали мне на спину, а затем мягко скатывались по шерсти в ямку, где я спал в своей обычной позе – упершись локтями, коленями  и лбом в землю. Упругие и в то же время нежные шлепки капель как бы призывали к пробуждению. Срок просыпаться окончательно ещё не настал, но я всё же решил, что могу на некоторое время отвлечься от снов. Совсем ненадолго  – просто чуть посижу и снова спать. Тем более, со стариком мы уже закончили общаться – теперь он беседует с девочкой.
     Я осторожно приоткрыл глаза и стал смотреть прямо перед собой, постепенно привыкая к яркому свету дня.
     Как всё же этот дневной мир отличается от мира сумерек! И мы о нём знаем гораздо меньше, чем о мире, в котором привыкли существовать. Впрочем, всё относительно. Вот старик – он уже столько повидал на своём веку, что мне порой кажется невозможным когда-либо достичь уровня его осведомлённости. Что же касается девочки, то даже я по сравнению с ней – мудрец.
     ЧуднО и удивительно всё в этом мире!
     Вот, взять, хотя бы, этих крохотных существ, что ровной колонной движутся мимо меня в направлении журчащей воды. Ясно - они ползут за добычей. Но почему так далеко? Неужели в окрестностях места, где они живут в построенном ими же логовище из лесного мусора у подножия скалы меньше пищи?! И как можно успешно охотиться днём?
     Ничего я не знаю - надо будет спросить у старика.
     Или вот ещё. Что это? Там!
     Снизу, от ручья, от того места, где он вливается в небольшой водоём, как бы для последнего отдыха перед решительным броском вниз, доносится слабый, но весьма неприятный запах. Это запах гари, но не совсем обычный, каковой возникает при пожарах или исходит от тех огней, которые часто устраивают БЕСПАЛЫЕ. 
     Можно сходить посмотреть. Осторожно и издалека. Можно, хотя старик и не советует приближаться к таким местам без тщательной предварительной разведки. Он предупреждал, что БЕСПАЛЫЕ могут быть иногда опасны, что это именно они виноваты в том, что моя мать получила увечье в сезон талой воды. После чего она так и не смогла поправить здоровье, и ей пришлось уйти туда, где всегда ночь. Это тогда не сама скала обрушилась, её обрушили БЕСПАЛЫЕ, применив гром и огонь.
     Я знаю об опасностях, связанных с БЕСПАЛЫМИ, не только по рассказам других. У меня имеется и собственный опыт.
    Но как всё странно устроено!  Ведь, на первый взгляд, они так слабы физически, так трогательно наивны в своём неведении окружающего мира. Они совсем не видят ночью и почти не чувствуют запахов. Вероятно, это произошло от частого контакта с огнями. Их легко напугать – достаточно лишь негромко закричать.
     Но, с другой стороны,  никто до конца так и не разобрался в том, кто они такие – эти  БЕСПАЛЫЕ. Зачем они?
     Значит, зачем-то нужны! Ведь в природе всё целесообразно. Вот и БЕСПАЛЫЕ продолжают  благополучно существовать, несмотря на то, что по всем известным законам этого не должно быть. Старик рассказывал, что есть места, где их больше, чем листьев на деревьях, чем камней в русле ручья. Он сам видел. Странно, как такое могло произойти?! Ведь они даже не могут по-настоящему общаться между собой, и им приходится для этого произносить звуки. А далеко ли услышишь звук? И как они предупреждают друг друга об опасности, когда находятся на большом расстоянии друг от друга? Звуком? Но их голос так слаб!
     Загадки, загадки, загадки…
     Мне пришлось на какое-то время отвлечься от размышления, как о БЕСПАЛЫХ, так и обо всём том, что не имело непосредственного отношения к дальнейшим действиям. Сейчас мне необходимо было как можно быстрее войти в состояние недоступности для окружающего мира, так как там, впереди - в нескольких прыжках от меня скользнула между камней тень добычи – маленького мохнатого существа, издающего негромкий писк. Существо деловито двигалось в направлении корней вывороченного ветром дерева.
      Вообще-то я редко охочусь за подобными существами, особенно летом, когда так много съедобных растений. Но сейчас мне захотелось мяса.
     «Сюда, сюда!» - мысленно приказывал я существу, сам при этом оставаясь для него незаметным.
      Мне удалось подманить его на расстояние вытянутой руки, и вот оно уже трепещет,
крепко сдавленное моими пальцами.
     Вкусно! И теперь мне вплоть до самого заката не нужно беспокоиться о еде.
     Всё же интересно – почему БЕСПАЛЫЕ не едят свежую пищу, а сначала подвергают её воздействию огня? Ведь она при этом теряет полезные качества! Впрочем, о вкусах не спорят! Едят же другие хищники внутренности убитых ими существ, а вот мы внутренностями пренебрегаем. Точно так, как и БЕСПАЛЫЕ. Я узнал от девочки, которая живёт за большой водой, что она однажды подходила к их логовищу и ела, оставленную БЕСПАЛЫМИ пищу. И ей было вкусно. При этом она так увлеклась, что позволила себя заметить.
     - И что же ты сделала, когда они заметили тебя? - спросил я.
     - Просто закричала – не очень громко – и затем ушла.
     - А они?
     - Ничего. Тоже закричали. Я снова хочу посетить их логовище.
     Она смелая и любознательная. Хотя, совсем ещё молодая. Её груди пока не достают даже до верха живота. От старика я узнал, что он хотел бы увидеть то время, когда она повзрослеет, и у нас с ней появятся дети.
     Пусть будет так! Старик всегда знает, что толкует!
     Я расположился удобнее, привалившись спиной к стволу дерева. Спать мне совсем не хотелось, но пришлось всё же прикрыть глаза, предостерегая их от воздействия яркого послеполуденного света. К этому моменту он стал сильнее, так как туча, висевшая надо мной, освободилась от излишка влаги и теперь начала приподниматься, готовая и вовсе улететь прочь от первого дуновения ветра. До сумерек было ещё далеко, голод я утолил, и теперь мне предоставлялась возможность для спокойного размышления на любую тему. На этот раз я почему-то сделал предпочтение для анализа ретроспекций тех событий моей жизни, которые были связаны с БЕСПАЛЫМИ.



        Пальцы

     Это было шесть или семь линек назад, точнее не помню, так как, в сущности, степень точности даты события в данном случае не имеет значения. Шёл самый пик сезона добычи рыбы. Её было в изобилии в устье одного из ручьёв, который, прежде чем излиться в большую воду, делает крутую петлю. Того самого, что напротив островка с зимними ямами.
     Но те БЕСПАЛЫЕ о рыбе ничего не знали. Я делаю такой вывод из-за того, что они шли сюда долго, по всей видимости, издалека, но водрузили своё логовище почему-то не рядом с ручьём, а на значительном расстоянии от него – прямо на берегу большой воды. Но, возможно, им была и не нужна рыба.
     Я наблюдал за ними сверху, со скалы.
     Сначала один из них достал логовище, которое они имеют обыкновение носить на спине – примерно так же, как наши самки носят детей – а затем БЕСПАЛЫЕ все вместе установили его. При этом они продолжали обмениваться громкими звуками, будто для того, чтобы сооружать логовище нужно кричать.
     Да! Их было четверо – трое самцов и одна самка, очень молодая – груди у неё были даже меньше, чем у девочки, что живёт за большой водой. Вообще-то, я очень редко встречал взрослых самок БЕСПАЛЫХ, то есть их женских особей с окончательно развитой фигурой. Старик говорил, что их также много как и самцов, но только не здесь. А сюда они не заходят.
     Однако, к делу!
    Итак, в те сумерки я долго наблюдал за ними со своей скалы, потом подобрался ближе. Сначала они производили присущие им действия при добывании огня, что тоже сопровождалось невообразимым шумом. Но это меня не удивляло – они всегда так поступают. Затем приступили к пожиранию добычи, принесённой с собой. Причём, часть добычи, по их обыкновению, перед употреблением было ими брошено в огонь. Но вот что странно - ещё не успев всё съесть, они вдруг начали выть. Может, добыча оказалась испорченной, или она обожгла им рты? Не знаю! Потом они опять ели и снова выли, да так жалобно, что мне тоже захотелось закричать.
     К счастью, всё это вскоре закончилось. В какой-то момент БЕСПАЛЫЕ перестали выть и забрались в логовище. Подождав, пока они прекратят своё бормотание, я подошёл совсем близко. Мне просто захотелось лучше рассмотреть тот предмет, который один из них  держал в руках во время вытья. Потому что мне издалека показалось, что предмет тоже выл вместе с БЕСПАЛЫМИ.
     Предмет я обнаружил быстро среди множества других предметов. Он был похож на ногу оленя, и жилы на этой ноге находились снаружи.  Когда я схватил его в руки и дёрнул за жилу, он неожиданно издал звук, надо сказать не лишённый приятности. В ответ на это, внутри логовища сначала послышалось ворчание, затем створки входа раздвинулись и я увидел высунувшуюся голову молодой самки.
     Наши взгляды встретились. Только на один миг. Я хотел было отпрыгнуть в сторону кустов, или сделаться для неё незаметным. Но не успел. Признаюсь, и предмет, издающий звуки я хотел забрать себе, наверное, поэтому и замешкался.
     И тут самка пронзительно закричала. Это был не призыв, не агрессия, это было проявление панического страха, подобное происходящему с животным, когда его внезапно хватают. Но ведь я до неё даже не дотронулся, я вовсе не хотел причинять ей вреда!
     Тут я всё же отпрыгнул задом в кусты, но она не умолкала и тянула руку в мою сторону.
      Тем временем, из логовища выскочил самец. В руках у него был другой предмет, глядя на который я почувствовал некую угрозу. Я ещё размышлял, убраться ли мне незаметно оттуда или отнять предмет у самца – и то и другое в сложившейся ситуации было сделать несложно.
     Мой рассудок склонялся больше к первому варианту – в принципе, я не был склонен проявлять агрессию. В итоге, я уже начал принимать меры к становлению незаметным, как вдруг…
     Этого мне не забыть никогда. Я заворожено глядел на ноги самца и чувствовал, что вся созданная мною модель мироздания сейчас трещит по швам и вот-вот с грохотом разлетится, как иногда разлетается ледяной купол на ручье в пору талой воды.
      У него на стопах имелись ПАЛЬЦЫ!
     Почти, как у нас, только чуть короче и каждый из них сильно прижат к остальным.
     Не знаю, сколько длилось моё замешательство. Я словно оцепенел, не имея воли отвести взгляда от ступней самца. Но, в конце концов, мне удалось найти в себе силы, чтобы ретироваться, и это было сделано своевременно - уже уходя, я увидел пролетающую над своей головой яркую вспышку и одновременно услышал звук хлопка, исходивший со стороны логовища.  Потом всё небо осветилось светом, как будто начался день. Сама вспышка с большой скоростью пролетела в направлении склона, а затем врезалась в основание скал и там погасла. Но я был уже далеко и в безопасности.
     На следующее утро я видел, как БЕСПАЛЫЕ разрушили своё логовище и поспешно ушли туда, откуда явились.
     Вот и всё, что случилось тогда. Позднее я спрашивал у старика о том, что могло означать виденное мною.
     - Кому не известно, что БЕСПАЛЫЕ оставляют множество следов? Кто хоть раз видел эти следы с пальцами? Как же понимать то, что я увидел у их логовища? – атаковал я его вопросами, способными, как мне казалось, внести смятение в самый уравновешенный рассудок.
      Старик долго хмурился, затем как-то невнятно изрёк, что, мол, на свете существует многое, непонятное даже великим мудрецам. И снова глубоко задумался. Затем, несколько оживившись, добавил следующее:
     - Видишь ли! – сказал он, - Мы не в состоянии до конца понять этот мир. Мы знаем о нём поразительно мало. И не потому, что глупы, а за недостатком времени всё узнать. И никакой жизни не хватит, чтобы до конца объять малейшую его грань. Даже мне не всё ведомо! Что же касается тебя – такого юного и неопытного…
     Вот, кстати, знаешь ли ты о том, что существуют тропы, по которым мчатся звери с прочными панцирями, а внутри них находятся БЕСПАЛЫЕ? И такого зверя почти невозможно остановить! Существует нечто ещё более удивительное – там, далеко за горами живёт такой огромный зверь, что если один конец его положить на берег большой воды, то другим концом он почти достигнет противоположного берега. Но он не опасен, так как ходит всегда только по своей тропе. Сначала он мчится на тебя со страшным рёвом и грохотом.  Здесь, главное не паниковать – нужно просто спокойно отойти чуть в сторону и громко засвистеть. Тогда он будет уже убегать от тебя, правда, по-прежнему продолжая рычать.
     А задумывался ли ты когда-нибудь о том, из чего состоит всё окружающее нас? Оказывается, из мельчайших кусочков невидимых глазу! Да будет тебе известно, что земля, по которой мы ходим круглая, как галька в ручье! Поверишь ли, что существуют – далеко отсюда -  такие плоды, за которыми не надо нагибаться, но, чтобы достать, следует подпрыгнуть? И они такой величины, что некоторые едва влезают в рот!
     Я слушал его, как зачарованный. Я хотел верить и не мог. В особенности про плоды.
     - Скажи, старик! – задал я вопрос, - Откуда тебе известно про все эти чудеса?
     - Больших зверей я не раз видел своими глазами. О форме земли догадался сам, изучая движения небесных светил. А вот гигантских плодов, признаться, не встречал. Старики  рассказывали.
     Меня вдруг посетило смутное, казалось бы, немыслимое предположение, но я его, тем не менее, выразил.
     - Скажи! А не может ли быть так, что эти гигантские плоды как-то связаны с деятельностью БЕСПАЛЫХ? Может, это они их научились создавать, как создают другие предметы?
     Он посмотрел на меня покровительственно.
     - Может быть! Полагаю, это не за гранью их возможностей!
     - Но как же?!  Ведь БЕСПАЛЫЕ даже не способны знать - будет дождливым следующий сезон плодов или засушливым. Они не могут поймать руками простую мышь! Они не умеют подманивать рыбу свистом. Они рискуют умереть от голода, находясь в окружении множества растений и насекомых.
     - А это – разные вещи! Не стоит относиться к БЕСПАЛЫМ, как к чему-то совсем уж примитивному.  По большому счёту, они - БЕСПАЛЫЕ - разумны. Да-да! По-своему, конечно! И даже не исключено, что ты не ошибся в том, что у них и в самом деле имеются пальцы. Или их остатки.  Знай - они наши братья! Кровные! Как думаешь, ведь не случайно же никому, ни при каких обстоятельствах не позволено их убивать? В том числе, даже ради еды!

                (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии