Я - грузин

               


    Странное порой в жизни бывает. Я, например, в детстве почему-то считал себя грузином.  И вовсе не потому, что в бланке свидетельства о рождении у меня все графы были отпечатаны грузинскими буквами. Ведь родился я в Тбилиси. С самого рождения меня окружало множество людей, часть из которых действительно были грузинами. Не могу сказать точно, почему я полагал, будто я грузин. Тем более, что в Тбилиси мы прожили с родителями совсем недолго. Но там я научился ходить, научился произносить первые слова…. Некоторые из этих слов были, естественно, грузинскими. Я всё еще помню: Рагинда, кацо!? Биджё.  Генацвали!..., будто с тех пор не прошло уже более полусотни лет. А слова эти до сих пор помнятся и, как прежде, ласкают мой слух.
      Мне очень нравились грузинские песни, исполняемые на несколько голосов, такие задушевные и певучие. Даже когда наша семья перебралась на новое место, в Грозный, я не переставал любить эти песни. Помню, как перед сном моя мать мне пела: « …вечным сном здесь спит твоя Сулико!»,  или «…но отец твой храбрый воин, закален в бою, спи малютка, будь спокоен, баюшки-баю!»
      Лишь много позже, уже пойдя в школу, я понял, что я вовсе не грузин. Более того, поскольку отец мой был еврей, я часто стеснялся этого, не смотря на то, что он был героем Советского Союза. Но что это  у нас для кого-то значило? Слишком уж часто приходилось слышать от окружающих это слово, еврей, как имя нарицательное. Что-то позорное.  А когда мне пришла пора получать паспорт, родители сами мне посоветовали взять национальность русский, по матери. Слишком хорошо они знали, каково приходится, порой, евреям в нашей  интернациональной стране. Это на Кавказе окружающие относились к моему отцу с почтением, видя на его военном кителе золотую звездочку. Там в народе издавна уважали ратный труд. И всем неважно было, кто он по национальности, русский или еврей.
      Зато много позже, в своем родном Питере я понял, что разница очень даже есть. Когда пришла пора устраиваться куда-то после окончания университета, заведующий нашей кафедры предложил мне пойти к нему в аспирантуру. Однажды он вдруг спросил: «Володя! А кто вы по национальности?»  Я ответил, что русский. – А по паспорту?  - И по паспорту, тоже, ответил я. – Нет, вы не подумайте, что меня это как-то смущает. Но, знаете ли, там, в ректорате у нас сидят такие зубры!.... Они прекрасно понимают, что означает ваша фамилия. Что вы - не Иванов. Короче, могут быть проблемы. А наша российская пропаганда продолжала твердить, что в СССР все нации равны, что нет никакого антисемитизма и прочее.
      С возрастом я перестал переживать по поводу своей национальности. Более того, я понял, что люди все разные и судить их можно лишь по тому, что они сами по себе представляют, по их поступкам. Среди моих нынешних друзей оказались и евреи, и грузины, и, конечно же, русские. Многие из них – весьма достойные люди. Вот только слишком часто приходится стыдиться за деяния своих соплеменников, россиян. Народ наш сильно изменился, причем не в лучшую сторону. Так сильно повлияли на нас годы советской власти.
     Но наши политиканы всё не унимаются. И вот возникает вопрос: За что ненавидят нас многие прибалты? Ведь мы пострадали от советского режима не меньше, чем они.  Мало того, мы чужими стали для своих же славян, украинцев и белорусов, а процесс этот заходит всё дальше. Уже половина кавказских народов для нас стали, чуть ли не врагами. И среди них – грузины. Как случилось, что эти гордые, гостеприимные люди, стали нам чужими, мне до сих пор трудно понять. Неужели надо разобщить целые народы, чтобы они, наконец, смогли понять, что вместе им было жить куда лучше?  И отчего эти народы не могут никак принять правильные решения? Почему во власть всегда рвутся лучшие из худших? Боюсь, что на эти и многие другие вопросы, что возникают у нас, ещё долго придется ждать ответа. Смогут ли хотя бы наши дети, или даже внуки, увидеть хоть какой-то просвет в конце этого бесконечного туннеля.



               

                27.12. 2011 Санкт-Петербург


Рецензии
Владимир, я тоже раньше считала себя грузинкой. Дело в том, что моя фамилия, поскольку семья уже несколько столетий живёт в Грузии, звучит как грузинская. И я очень обижаюсь на папу за то, что он не объяснил мне, что я еврейка( в детстве то, что мой папа регулярно ходит в синагогу ровным счетом ничего мне не говорило).

Это здорово, что хоть и в зрелом возрасте, но вы поняли значение национальности. Я всегда считала, что родиться не на Родине отцлв - это большое преимущество, потому-что так легче прийти к простым, но очень важным истинам, таким, как равенство народов и религий.

Римма Барнабели   02.01.2012 21:35     Заявить о нарушении
Я уважаю любые национальности и нации, и, если вижу перед собой достойных представителей, моё уважение переходит на самих людей. Ведь каждый народ, имея свои особенности и традиции, обогащает мир чем-то новым, своим. Убогими можно считать лишь тех, кто считает одних выше, других ниже от самого рождения.
Но еще обиднее, если людей разделяют искусственно! А именно этим занимаются наши политиканы, которые часто пользуются принципом: разделяй и властвуй!
Спасибо, Римма, что откликнулись!

Владимир Ривкин   03.01.2012 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.