Теомонизм. Глава 4. Экуменизм Нур. Назарбаева

Философия теомонизма. Глава 4. Экуменизм Нур. Назарбаева.

Личность Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не ординарная. Бывший первый секретарь Компартии Казахстана, наверняка считавший себя атеистом, после смены идеологических ориентиров, не стал подобно Ельцину демонстрировать свою религиозность, но ежегодно на Пасху приходит в храм св. Константина и Елены в Астаны.О Назарбаеве, в связи с его лояльностью к православным, рассказывают такую историю. Говорят, что в детстве он однажды зимой ехал с отцом по степи на лошадях. У одной из лошадей отломалась подкова, и пришлось заехать в село к кузнецу. В кузнице висело какое-то изображение. Отец спросил, — «Кто это?». Кузнец ответил, — «Это святой Николай, мы ему молимся». Поехали дальше. Вдруг поднялся ветер, началась метель, дорога исчезла, да еще появились волки – подступала гибель. Тут Назарбаев старший в отчаянии поднял руки к небу и закричал: «русский бог Николай, помоги!» И как только он это прокричал, все изменилось – пурга утихла, волки куда-то исчезли, дорога нашлась.Так святой Николай спас будущего Президента. Понимая роль религии в жизни общества, стал последовательно осуществлять мирное межэтническое взаимодействие, сохраняя баланс между традицией и инновацией, в том числе, в социокультурной среде, что является важными факторами построения гражданского общества, сохранения государственности и межконфессионального мира.
Политика в сфере межконфессиональных отношений, проводимая Республикой Казахстан, строится с учетом того факта, что развитие казахстанской государственности происходит в контексте глобальных процессов современности. По инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева 23-24 сентября 2003 года в Астане состоялся первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе первого межрелигиозного форума приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма. В качестве почетных гостей в работе форума приняли участие известные политики, такие как Министр юстиции - спецпредставитель Короля Саудовской Аравии А.Аль Аш-Шейх, Министр вакуфов - спецпредставитель Президента Египта М.Закзук, экс-Премьер-Министр Японии Ц.Хата, специальный представитель Генерального Секретаря ООН В.Сотиров.

Безусловным успехом реализации инициативы Казахстана по проведению межконфессионального форума стали представительный состав и высокий уровень участников Съезда. Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий и приняли совместные документы. Были представлены все ветви христианства, включая православие, католицизм, протестантство, главные центры исламской мысли и представители суннизма и шиизма, иудаизма, крупные азиатские религии. Съезд стал существенным вкладом в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога. Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий, и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития. Царившая в форуме атмосфера взаимопонимания и толерантности, корректные выступления участников без взаимных нападок и обвинений, доброжелательность и искренняя заинтересованность религиозных деятелей в проведении диалога свидетельствовали о признании ими важности межконфессионального диалога для устойчивого развития мирового сообщества. Встреча за одним столом лидеров мировых конфессий явилась мощным орудием против нападок на религии и дискредитации отдельных религиозных учений. Съезд еще раз продемонстрировал, что идея сотрудничества во имя будущего, мирной и достойной жизни людей разных религий и национальностей не имеет альтернативы. Огромное значение имело единодушное мнение участников съезда о том, что многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры.

Форум продемонстрировал эффективность  казахстанской модели межконфессионального и межэтнического согласия. Лидеры мировых и традиционных религий приняли Декларацию, в которой межконфессиональный диалог рассматривается как один из важнейших инструментов поддержания мира и согласия между народами и нациями, поддерживая усилия международного сообщества по продвижению диалога между цивилизациями. Участники форума подтвердили свою приверженность сотрудничеству в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира в новом тысячелетии, выразили готовность приложить все усилия для того, чтобы не допустить использования религиозных различий в качестве инструмента ненависти и раздора, и предотвратить глобальный конфликт религий и культур. Общая молитва семнадцати представителей семнадцати мировых религий у подножия монумента Астана-Байтерек, Подписи 17-ти официальных представителей ведущих мировых религий под Декларацией свидетельствуют о стремлении создать Союз религий или Метарелигию земной человеческой цивилизации. Лидеры и высокие представители мировых и традиционных религий, выразив общее понимание о необходимости продолжения конструктивного межконфессионального диалога, приняли решение проводить съезды лидеров мировых и традиционных религий на регулярной основе и создать постоянно действующий орган международного межконфессионального диалога - Секретариат Съезда и провести 12-14 сентября 2006 года второй межконфессиональный форум снова в Астане. Следует отметить, что инициатива Казахстана по созыву межконфессионального форума для многостороннего диалога и применения коллективных решений по уменьшению напряженности в мире получила всеобщее признание и широкую поддержку со стороны членов мирового сообщества и стала адекватным ответом на вызовы современности. Она открывает новые горизонты для использования огромного потенциала мировых и традиционных религий для укрепления мира и согласия между народами.

12-13 сентября 2006 года в Астане состоялся II Съезд лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. Съезд проходил в  новом, специально построенном к проведению форума здании  «Дворце мира и согласия». В мероприятии приняли участие 25 религиозных лидеров (из них 7 – представителей  от ислама, 7 – от  христианства, 4 представителя буддизма, 2 - от иудаизма,  по 1-му представителю от синтоизма, даосизма, индуизма и руководители 2-х  международных  религиозных  организаций) и 14 почетных гостей из 26 стран Европы, Америки Азии, Африки и Ближнего Востока. Всего количество участников составило более 160 человек. Впервые в Астану приехали делегации из Ливии, Таиланда, Армении, Южной Кореи, а также главы других международных религиозных организаций из США, Швейцарии. В качестве почетных гостей в форуме приняли участие известные политики, главы международных организаций, государств. II Съезд был направлен на укрепление доверия и установления конструктивного сотрудничества между основными конфессиями мира в решении актуальных задач и выработки совместных действий. Съезд проходил под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность» по двум направлениям: «Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий» и «Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности».

На Форуме были приняты «Принципы межрелигиозного диалога»,  где нашли отражение базовые составляющие, которыми руководствовались участники Форума в ходе работы Съезда. Также, на II Съезде Главой Государства была озвучена инициатива о провозглашении одного из предстоящих годов Годом диалога между религиями и культурами. Реализацией данной инициативы стала принятая на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюция о провозглашении 2010 года «Международным годом сближения культур». По итогам Съезда его участники приняли совместную Декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий. В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене "идеологии противостояния" на  "культуру мира". Форум стал наиболее осязаемым международным мероприятием и имел огромный позитивный резонанс, как в Казахстане, так и за рубежом. На 63-й Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция о проведении III Съезда лидеров мировых и традиционных религий в 2009 году в г.Астане при участии и технической помощи со стороны системы ООН. 

1-2 июля 2009 г. в г.Астане состоялся III Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в котором приняли участие 77 делегаций из 35 стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки. Главной темой III Съезда выступила роль духовных лидеров – пастырей различных религий, на которых в эти сложные времена возлагается особая надежда в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве. Новым моментом в проведении Съезда стало также создание секционных заседаний по обсуждению острых проблем, связанных с обеспечением мира, согласия и диалога в современном мире. На III Съезде были выбраны следующие темы для секционных заседаний: 1) Моральные и духовные ценности; 2) Справедливость, мир и безопасность; 3) Окружающая среда и гармония; 4) Диалог и сотрудничество; 5) Солидарность, особенно в период кризисов. Основной целью проведения секционных заседаний - повышение роли духовных лидеров в позитивном решении любых вопросов, в контексте их посильного вклада в обеспечение толерантного мира, основанного на взаимном уважении и сотрудничестве. В настоящее время, когда форум обретает все более ясные и четкие очертания, пришло понимание, что ключевым звеном в ее достижении должен стать Совет религиозных лидеров, озвученный Главой государства на Третьем Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Целью Совета религиозных лидеров является определение приоритетов и механизмов обеспечения  диалога и сотрудничества с другими форумами и международными организациями, работа которых направлена на диалог культур и экономическое взаимодействие.

Так, 13-14 октября 2010г. в Астане состоялось заседание рабочей группы Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Участники заседания обсудили проект Концепции Совета религиозных лидеров, при этом, было единодушно отмечено, что создание Совета религиозных лидеров будет способствовать дальнейшему углублению взаимопонимания и сотрудничества между представителями разных религий, а также значительно укрепит концептуальную основу диалоговой площадки Съезда, где религиозные лидеры будут принимать решения по принципиальным вопросам, касающимся деятельности Съезда.
По итогам заседания рабочей группы была утверждена повестка дня  10-го заседания Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, которая состоится во 2-ом квартале 2011 года.
Повестка дня 10-го заседания Секретариата Съезда включает следующие пункты:
- Утверждение проекта Концепции Совета религиозных лидеров;
- Обсуждение формы принятия Концепции Совета религиозных лидеров;
- Определение даты проведения 4 Съезда лидеров мировых и традиционных религий;
-Обсуждение тематики и повестки дня 4 Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Стоит отметить, что инициатива созыва Съезда лидеров мировых и традиционных религий, будучи уникальной сама по себе, дополняет усилия различных государств, международных и неправительственных организаций по продвижению межрелигиозного и межкультурного диалога. Поэтому данный форум получил мировое признание как эффективная диалоговая площадка для продвижения мира и согласия на планете. Одним из главных достижений форума стало то, что за одним столом собираются не только религиозные лидеры, но и влиятельные политики из многих стран мирового сообщества, которые выступают с единым призывом к дружбе и мирному сосуществованию, а его повестка позволяет охватить  более широкий круг актуальных проблем современности.
Казахстанский форум смог утвердиться не только как важное межконфессиональное мероприятие, но и в качестве универсальной трибуны конструктивного и содержательного диалога по актуальным вопросам современности, проблемам мира, безопасности, гармонии, культурных и универсальных ценностей.

Следует отметить, что инициатива по созыву религиозных лидеров мира в Астане имеет первостепенное значение в развитии глобального процесса диалога культур и цивилизаций. В этом смысле, Альянс цивилизаций и Съезд лидеров мировых и традиционно религий реально взаимодополняют друг друга. Как известно, Альянс утверждает широкий консенсус государств, культур и религий относительно того, что все сообщества связаны вместе в своей принадлежности к человечеству и взаимозависимы в своем стремлении к стабильности, процветанию и мирному сосуществованию. Инициаторы Альянса подчеркивают, что события последних лет усилили подозрительность и непонимание между исламским и западным сообществами, что подпитывает религиозный экстремизм, разрушает толерантность и угрожает международной стабильности. Поэтому идея Альянса в их понимании может быть тем мостом, который будет способен с помощью действий в сфере политики, экономики, культуры на уровне правительств и гражданских обществ, построить новые взаимоотношения между цивилизациями.
Казахстан приветствует такого рода начинания и, имея опыт решения вопросов межэтнического и межконфессионального согласия, готов к широкому и эффективному сотрудничеству в данной области.
В настоящее время продолжается работа по укреплению взаимного сотрудничества между Секретариатами «Альянса Цивилизаций» и Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Не все складывается гладко в таком многосложном деле. В апреле 2010 года в Баку состоялся Всемирный саммит духовных лидеров. Организатором саммита был Межрелигиозный совет СНГ. сопредседателями бакинской встречи лидеров мировых религий были Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюр Паша-заде. Участникам саммита было оглашено приветственное послание президента России Дмитрия Медведева. В бакинском саммите приняло участие более 250 представителей различных конфессий из 33 стран мира. Израильские религиозные лидеры бакинский форум проигнорировали. Не исключено, что еще свежим является скандал, возникший на прошлогоднем саммите в Астане: в первые часы съезда, когда слово перешло к почетному гостю – президенту Израиля Шимону Пересу, один из представителей иранской делегации демонстративно покинул зал. На фоне регулярных сообщений в мировой прессе о многомиллиардных состояниях обоих глав государств и членов их семейств своеобразным контрапунктом звучит такое положение декларации бакинского саммита: «В доминирующей политической и экономической культуре ценность человека и народа нивелируется алчной погоней за материальным благополучием, комфортом, развлечениями».

Что же собой представляет Межрелигиозный совет СНГ?  Межрелигиозный совет СНГ образован 3 марта 2004 года и является общественной организацией, созданной традиционными религиозными объединениями Содружества. Помимо Патриарха Кирилла, в состав Президиума Межрелигиозного совета входит, в частности, глава Армянской апостольской церкви Верховный Патриарх, Пресвятейший Католикос всех армян Гарегин Второй. В заседании также принимает участие председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде (Азербайджан).
В Межрелигиозный совет СНГ входят Русская и Грузинская православные церкви, Армянская Апостольская церковь, Буддийская традиционная сангха России, духовные управления мусульман Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Центральное духовное управление мусульман России, Совет муфтиев России, Управление мусульман Кавказа, Федерация еврейских общин СНГ.

Заседания Президиума Совета в рамках межрелигиозных миротворческих форумов созываются не реже одного раза в три года. В промежутках между заседаниями управление деятельностью Совета осуществляет его исполнительный комитет. В Ереване в конце ноября 2011 г. состоялась очередная трехсторонняя встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Католикоса Гарегина Второго и шейх-уль- ислама Аллахшукюра Паша-заде. Они обсудили вопросы урегулирования карабахского конфликта. Эти встречи проводятся уже много лет сначала по инициативе и под председательством приснопамятного Патриарха Алексия II, а теперь - Святейшего Патриарха Кирилла. До создания Межрелигиозного совета такие встречи в трехстороннем формате проводились в 1988, 1993, 1994, 1995 и 2000 годах. Для участия в мероприятии, в Ереван съехались представители традиционных религий России и стран СНГ – православные, мусульмане, иудеи и буддисты.  Как отметил предстоятель РПЦ, годы атеизма и гонений за веру не сломили, а сплотили представителей традиционных религий из стран бывшего СССР.

 В итоговом документе заседания Межрелигиозного совета СНГ отмечается:
Мы, главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, собрались в Ереване, чтобы найти подходы к решению ряда злободневных вопросов, волнующих наши народы.
 Ключевая проблема, корень и источник различных злодеяний – это низкий уровень общественной нравственности. Несмотря на колоссальное развитие информационного обмена и новых технологий, очевидно, что без нравственного обновления общества эти достижения могут причинить непоправимый вред людям.
 Падение нравственности и пренебрежение духовными традициями ведет к духовному одичанию как одного человека, так и отдельных групп общества. Страшными последствиями такого регресса становятся проявления этнического и псевдорелигиозного экстремизма, провоцирование агрессивного поведения. Одновременно попытка унифицировать все культуры приводит к потере самоидентификации, уничтожению творческого начала в человеке.
 Взирая на происходящее на Ближнем Востоке и в Северной Африке, мы все больше убеждаемся в том, что естественное движение народов к свободе не достигнет действительного успеха, если приведет к хаосу, к попранию религиозной свободы исторических меньшинств и в целом прав человека, к замене настоящей воли народов внешними идеологическими, политическими и экономическими влияниями.
 Одновременно мы, духовные лидеры, утверждаем, что бич XXI века – терроризм – является прямым следствием атрофии нравственного начала в человеке. Смертник, уничтожающий неповинных людей, равно как и организаторы теракта, еще до своего злодеяния совершили духовную казнь над собой.
 Вслед за крахом личной нравственности следует кризис морали общественной. Мы видим этот процесс на многих примерах. Отношения между людьми теряют глубину и переносятся в плоскость товарно-денежных формул. Традиционное представление о семье терпит трансформацию, вследствие чего человеческие союзы превращаются в очаги распущенности, эгоизма и беспечности. Дети становятся сиротами при живых родителях, не получают нравственного воспитания в семье и школе, теряют психическое и физическое здоровье из-за вмешательства в жизнь семьи бездушного бюрократического аппарата. Многие деятели СМИ не помнят о взаимозависимости людей в обществе, а следовательно – об их ответственности друг перед другом. Результатом стал крайне тяжелый духовный климат в некоторых газетах и журналах, в интернете, на радио, а главное – на телевидении.
 Считаем необходимым напомнить о связи нравственности и политики. Многие привыкли считать, что политика и духовность – это диаметрально противоположные вещи. Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций. К сожалению, безнравственность политиков порождает такие страшные явления, как коррупция и халатность.
 Убеждены, что нравственное начало в человеке не только определяет его благополучие и счастье, но и делает успешным весь народ. Нравственность личности и общества необходимо развивать и совершенствовать точно так же, как средства производства или технологии.

 Мир находится в бедственном положении. Проблемы экологии, техногенные катастрофы, глобальный экономический кризис повергают в уныние и отчаяние миллионы людей. Все ответные меры, которые может предложить научный и экономический прогресс, либо неполноценны, либо обладают побочными эффектами. Однако есть эффективное средство, способное создать благоприятные условия для всеобщего мира и процветания – это нравственное возрождение.  Надеемся, что, как ХХ век стал веком научно-технической революции, так XXI веку будет суждено стать веком нравственности. Для этого все люди мира должны воспользоваться уникальным опытом, который несут в себе духовные традиции народов.
 Считаем, что религиозным деятелям в каждой общине следует с особой силой и настойчивостью обновить призыв к нравственному совершенствованию. Призываем также зафиксировать на уровне общественного договора нетерпимость к коррупции и нечестным формам ведения бизнеса, бесстыжему и развязному поведению в обществе, пропаганде употребления алкоголя и оправданию употребления наркотиков, навязыванию несовершеннолетним половых извращений и разврата. Нужно давать системную оценку нравственному состоянию СМИ, культуры и образования. Нужно помнить: только проверенные веками неизменные нравственные правила могут быть основой должного устроения политики, экономики и всех сфер национального и международного бытия.
 Не будем забывать, что национальный характер, образ жизни, менталитет многих народов сформировался под воздействием религиозно мотивированных принципов. Однако наши различия не должны мешать нам жить в мире и делать общие дела. Одной из непростых проблем сегодня являются отношения между мигрантами и коренным населением, меньшинствами и большинством. С одной стороны, подчас проявляется неуважение к обычаям и устоям нового места жительства. С другой – нередко возникает ксенофобия, а также стремление заработать на дешевом и бесправном труде мигрантов. В этих условиях, чтобы бытовые и экономические конфликты не перерастали в межнациональные и межрелигиозные, нужно содействовать выработке взаимоприемлемых правил поведения. Государство, общество и бизнес призваны помочь мигрантам изучать язык, культуру и религиозные традиции нового места жительства. Наши общины готовы помочь и уже помогают в этом.
 Верим, что межрелигиозное сотрудничество, благодаря в том числе нашим совместным стараниям, будет развиваться на благо всех верующих, помогая сохранению самобытности каждого народа и гармоничному сосуществованию традиций и культур.

Выступая на форуме ученых в начале декабря 2011 года Н.А.Назарбаев, наметил круг вопросов, необходимых решать в сфере межэтнических и межрелигиозных отношениях. «За годы Независимости, - сказал Президент, - мы выстроили толерантную  модель межэтнических и межконфессиональных отношений. Опыт Казахстана позитивен для многих стран мира. Но есть силы, которым не по нутру мир и согласие в нашем обществе. Особенно опасны попытки придать религиозный окрас внутренним противоречиям, в какой бы это стране ни было. Но где научные публикации, хотя бы выступления представителей нашей интеллигенции по этим острым вопросам ? Сегодня важно поднять на качественно новый уровень исследования межнациональных отношений, истории религии в Казахстане, особенно Ислама. Нужно предметно доказывать чуждость и пагубность для нашего народа и страны различных форм религиозной нетерпимости, экстремизма. Научная интеллигенция должна давать отпор попыткам увести наше общество в прошлое, дать ему исторически тупиковые ориентиры развития. Нам надо укреплять светские устои и принципы нашего государства, раскрывать их позитивную значимость в развитии Казахстана». Таковым является поиск того, что соединяет различные религии, находить то, что будет способствовать экуменизму без утраты нравственных позиций каждого из вероисповеданий. На очередном Съезде лидеров мировых и традиционных религий такие намерения следует закрепить соответствующей Хартией или Декларацией, быть может, сначала между конфессиями стран Евразийского союза.

На IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий (30.05 - 1.06.12) Президент Казахстана сказал: «Сейчас в мусульманском мире происходят неоднозначные процессы. Здесь есть динамичные экономики и страны с серьезными социально-политическими проблемами. Ислам — это внушительный, растущий пласт культурного и материального наследия человечества. Современное будущее глобальное сообщество невозможно представить себе без мира ислама. Любые виды его обструкции недальновидны и даже опасны. Надо с пониманием относится к тому, что происходит в этой части большого многообразного мира. Казахстан — страна с преобладающим большинством мусульманского населения. Исламская религия – это одна из духовных опор нашего народа. Мы выработали уникальную формулу общенационального единства и согласия всех казахстанцев, независимо от их религиозной, этнокультурной принадлежности», — сказал Президент Казахстана.
 Назарбаев отметил, что в следующем году исполняется 10 лет со дня созыва первого Съезда и он хотел бы предложить по этому случаю подготовить и принять специальное обращение Совета религиозных лидеров, в котором нужно подчеркнуть важность и актуальность диалога повышения миротворческой роли религиозно-духовных лидеров.
 «Проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий говорит о том, что тезис о непримиримых различиях, разногласиях между религиями — это всего лишь фантом. Враждуют между собой не религии, а люди и государства, политики. Великие мыслители мира называют религию формулой нравственности. Высший смысл любого вероучения состоит в том, чтобы вернуть человека и человечество на путь утраченного совершенства. В этом заключается главная цель нашего высокого форума», — отметил он.

;


Рецензии