Бабушка Зоя Михайловна

   БАБУШКА ЗОЯ МИХАЙЛОВНА.

                Рассказ.


   Бабушку моей институтской подруги Соньки звали Зоей Михайловной.Кстати, и Сонька ее так необычно называла- бабушка Зоя Михайловна. Не бабушка, не Зоя Михайловна, а именно бабушка Зоя Михайловна. И мы все с легкой руки Соньки так ее величали, и очень к ней подходило это обращение.Интересный это был человек, забавный.
   Жила она в Орле, откуда родом и родители Сони.Я застала ее уже постаревшей, но с остатками былой красоты. Сонька рассказывала, что в молодости она была красива. Рано вышла замуж за белого офицера, который очень мало с ней пожил, умер от тифа, оставив с Милочкой, обожаемой дочкой.
   Бывало, бабушка Зоя Михайловна говорила Соньке: « Смотри, не обижай мать! Милочка- « бриллиант черной воды». Мы с Сонькой прыскали в кулак. Почему « черной воды?Наверное, « чистой воды»? А , может быть, и был действительно такой бриллиант?
   Но недолго бабушка Зоя Михайловна прожила со своим « бриллиантом» одна. Умерла неожиданно ее старшая сестра, оставив вдовца с двумя дочерьми, тоже еще девочками. Пришлось бабушке Зое Михайловне помогать свояку поднимать детей.И так, мало помалу, помогая друг другу,  они стали мужем и женою.И прожили вместе большую жизнь до самой смерти.
   Сонька с родителями жила в подмосковье. В трудные послевоенные годы девочка рано стала самостоятельным ребенком, ходила в детский сад. А трудности возникали, когда ребенок заболевал. Приходилось сидеть дома одной.Отец учился в институте, мама работала в Москве.А маленькая больная Сонька целый день стояла на подоконнике и высматривала, когда же появится мама. Соседи маме потом выговаривали : « Опять ваша девочка стояла на окошке!» Пришлось обращаться за помощью в Орел. Так бабушка Зоя Михайловна появлялась в Москве.
   У нее еще брат жил в Москве, и она его часто навещала. При этом брала с собой в Москву и Соньку. Едут они в метро, народу тьма- тьмущая! Бабушка Зоя Михайловна возмущается: «И куда они все едут? Ну я- к брату, а их куда несет?»
   А брат жил на улице Горького, недалеко от Елисеевского гастронома, лучшего в Москве.Бабушка Зоя Михайловна обязательно туда заходила- там товару было побольше, чем в других магазинах.А войдя в магазин, она всякий раз говорила Соньке:» Смотри под ноги внимательно, можешь найти чек на заливную осетрину.» Это она однажды была свидетельницей случая, когда одна женщина нашла такой чек. И это поразило воображение нашей героини.
   Брата своего очень критиковала за его образ жизни. Он все не мог разобраться со своими женщинами. А бабушка Зоя Михайловна очень интересно их называла « балетками». « Запуталась я с его « балетками».
   По дороге домой сетовала, что задержалась, а скоро Милочка придет с работы, а у нее супа нет.
А сварю- ка я быстренько супчик из лососося, у меня баночка припасена.
Бабушка Зоя Михайловнв, не из лососося, а из лосося!
Ну из лося, какая разница! Ты ведь поняла меня?
 Сонька ухахатывалась от своей бабушки. 
    У бабушки Зои Михайловны были на вид очень красивые зубы. Оказывается, когда она жила в оккупированном Орле немец- дантист увидел ее с перевязанной челестью, женщина мучилась от страшнейшего пародантоза. Зубы страшно болели и выпадали. Наверное, на нервной почве. Немец предложил ей: « Давай, матка, я тебе зубы сделаю». И сделал- таки.  Повезло женщине. Наверное, скучал специалист по любимому делу. « Вот ведь- фашист, а какой уважительный!»- хвасталась бабушка Зоя Михайловна неоднократно.
   Очень забавный эпизод был, когда мы с Сонькой были на практике в Вологде.Жили мы не в гостинице- там мест не было, а поселили нас в « Доме колхозника». Это такая низкоразрядная гостиничка с клопами впридачу.
   Бабушка Зоя Ьихайловна была малограмотной: читала и писала с трудом, но внучке решила письмецо отослать. Вот только с адресом что-то разобраться не смогла, и мы получили послание с таким адреском на конверте- « Вологда, Дом Пахотина». Как в стародавние времена. И ведь удивительно, но письмо до нас дошло.
   Зятя своего, Сонькиного отца она недолюбливала. Ну во- первых он был из « бывших». Что означало, что он был дворянского происхождения. А во- вторых, был невысок ростом. Ну какая же это оправа для ее бриллианта!
   Когда деды стали уже очень преклонного возраста, Милочке удалось перевезти их из Орла в подмосковье. Поселились они в квартире Сони. Квартира была небольшая, но из двух комнат. В одной жили Соня с мужем, в другой- старики.Кстати, ужились прекрасно. Я ездила к ним в гости с моей маленькой дочкой. Старый да малый! Они быстро нашли общий язык.
   « Кушай, деточка, жамки!» Так интересно называла бабушка Зоя Михайловна пряники                Наверное, по- орловски.
Под конец жизни она выдала нам с Сонькой последний свой « шедевр». Как-то немного поссорившись с дедом, она разоткровенничалась: « Думаете, он мне очень нужен? Совсем даже и нет! У меня уже с ним ничего и нет интимного.»
 « Ба, и давно это у вас?»- спросила оторопелая Сонька. « Да давно уж, Сонюшка, годков уже так около трех.» Деду было к 80- ти годам, да и Зоя Михайловна была не на много моложе. Сонька долго не могла закрыть рот. Вот это ветераны труда!
   Умерли они один за другим тихо, не доставив родным особых хлопот и оставив о себе самые теплые воспоминания.
               


Рецензии
Очень добрый и милый рассказ. С улыбкой, Александр, старик.

Александр Инграбен   27.12.2011 23:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо за добрые слова.Они мне очень нужны.

Надежда Павлова2   27.12.2011 23:32   Заявить о нарушении
А мне очень понравился Ваш рассказ " Коля и Сольвейг". Жизненный и трогательный. Альпинисты , туристы, геологи- люди необыкновенные. Мне пришлось в жизни сталкиваться с этими людьми.

Надежда Павлова2   13.01.2012 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.