Жертва ужаса ч. 141
«И жизнь являет, поднатужась,
Бесстрашным нам, бесстыдным нам,
Не страх какой-нибудь, а ужас,
Не стыд какой-нибудь, а срам»
Б.Слуцкий.
Ужас есть крайняя степень страха, который, наряду с совестью, становится главной побудительной причиной жертвенности.
В то время как страх уничтожает слабого духом человека, угрызения совести подвигают к жертве сильного.
Жертва страха подразделяется на мгновенную, подверженную сильному внезапному испугу, и на протяженную во времени, подчиненную боязни или опасению.
Боязнь или опасение - чувства более слабые, чем испуг, но зато длящиеся, если не постоянно, то весьма продолжительно.
Опасение, например, чем-то сродни душевному колебанию или мысленному сомнению, что иногда походит на проявление совестливости.
Итак, сомнение вполне можно счесть неким мостиком, соединяющим эти две почти равнодействующие силы: страх и совесть.
Страх часто кажется внешней причиной, в то время как совесть всегда пробуждается в душе и является ее образом. Как страх, так и совесть не взаимоуничтожаемы, но взаимопоглощаемы.
Сильный страх иногда приглушает совесть, светлая совесть отвергает страх.
Если совесть является нравственным законом, то страх представляет собой явное понуждение к его исполнению.
В то же время следует помнить, что если страх порождает беззаконие, то и бесправие или произвол порождает ужас. Террор как неизбежная принадлежность любой тирании, в переводе с латинского означает «устрашение». Они и звучат согласно: террор, тирания, тоталитаризм.
Однако есть как минимум две разновидности страха, а именно: страх светлый или Божий и напротив, темный животный ужас вынужденной жертвы.
«Светлый страх вдохновляет и живит человека своей мукой. Темный страх есть недостаток любви к Богу и к ближнему. Любящий перестает страшиться»1 - так говорит замечательный русский религиозный мыслитель.
Страх перед смертью неуспевающего человека вполне осознан, хоть и неоправдан.
Если отличник учебы успевает по всем предметам, то отличный человек едва успевает по одному.
Значит, страх с одной стороны есть чувство, сокрушающее нравственные основы, затмевающее духовные ориентиры, а также стирающее личностные отличия.
Но с другой стороны страх - стержень или стрежень творчества и даже самой жизни.
Пожалуй, неоспоримо то, что основные инстинкты всего живого: инстинкт продолжения рода или вида, а затем самосохранения. Между тем они часто пребывают в противоречии. У матери, спасающей детёныша от хищника, инстинкт самосохранения на время словно отключается.
Американская ученая - биолог Сэлли Кэрригер приводит пример подобного рода. Лосиха, преследуемая волками, вернулась к застрявшим в сугробе детёнышам. 2
Однако те же самые волки с яростью отбивают нападение медведей гризли на свою нору с потомством, которые во много раз превосходят их по силе. 3
Таким образом, страх за детёнышей оказывается сильней ужаса перед смертью.
Натуралист Н.Тинберген, наряду с Конрадом Лоренцем явившийся основателем науки о поведении животных /этологии/, приводит следующий факт.
«Застав филина около своего гнезда, сойка бросается в атаку. Филин в замешательстве, и естественная реакция хищника на мелких животных - не срабатывает.
Если сойка не прекратит свои атаки, филин ретируется» 4
Однако от наблюдений за нравами животных и птиц следует вернуться к размышлениям над людской моралью.
Оказывается, не только совесть сражается с ужасом, но и различные проявления боязни словно пожирают друг друга.
Возможно, душевное чувство страха столь же сильно и порою способно к управлению природным миром, как и телесное ощущение голода.
Иногда страх означает опасность лишения чего-либо и наоборот - приобретения. Страх порою заключает в себе стремление к чему-либо.
Влечение человека к покою иногда всего лишь боязнь деятельности или попросту лень.
Побуждение к деянию - ужас перед покоем. Беспокойство внушает лишь частичный или временный страх.
Постоянный же, полный страх или абсолютный ужас повергает существо в шок или телесную обездвиженность, вызванную бесчувствием.
Таким образом, приходим к выводу, что страх не только разрушителен, но и созидающ.
- Страх приоткрывает человеку тайну бытия - сказал крупный философ Германии 20-го столетия Мартин Хайдеггер.
Возможно, именно страх вразумил первобытных людей на сооружение жилищ.
Страх способен быть как предстоящим, так и последующим.
Одно из основных сочинений крупнейшего датского философа 19-го века Сёрена Кьеркегора называется «Страх и трепет».
Иначе говоря, страх перед преступлением и даже решительным поступком с одной стороны, почти неощутимо переходит в страх перед последствием или наказанием, что ясно показал в своем романе «Преступление и наказание» великий Достоевский.
Литература
1 Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Агония одиночества //Избранное.-Петрозаводск,1992.-С.142
2 Кэрригер С. Дикое наследство природы.-М.,1973.-С.83
3 Кэрригер С. Там же.-С.82
4 Тинберген Н. Поведение животных.-М.,1969.-С.155
Свидетельство о публикации №211122701624
Алекс Венцель 07.09.2012 20:04 Заявить о нарушении