Традиция революции

 

ХАОС.

Взрывы народного неудовольствия звучат сегодня как канонада, как будто началась-таки  мировая революция.
Для этих бунтов, оборачивающихся зачастую многочисленными жертвами, характерна удивительно - разнообразная их природа : национальная, религиозная, социальная, политическая,- что, согласитесь, выглядит довольно странно.
Можно было бы подумать, что все «революции» вызваны чисто — экономическими обстоятельствами мирового финансового кризиса, но — нет: революционный хаос начался не в период кризиса, а  гораздо — раньше...

Создается впечатление, что народы мира однажды и навсегда утратили волю и способность к самоорганизации, утратили социальный  разум, природный  инстинкт самосохранения и способность доверять собственной власти.
Чехарда правительств, отсутствие единой воли к наведению порядка лишают множество государств шансов к восстановлению элементарной мирной жизни и перспектив экономического развития. 
Правда, эти особенности  свойственны  прежде всего  «развивающимся» странам ( детский сад ? ).., точнее  -  странам не достигшим «высшей демократической» фазы своего политического устройства.

Некоторые государства  пока еще «не блещущие» демократическими достижениями пребывают в относительном спокойствии, но - при условии полной политической лояльности в отношении мирового демократического союза со стороны их властей.
О других ( «авторитарных» ) государствах, продолжающих упорствовать в своем  «архаичном тоталитаризме», мы уже привычны думать во времени « фьючер — перфект»:
; а когда же и там - «начнется»?

В Белоруссии «заварушки» затихли - до времени, зато - продолжились в Казахстане и в России, новый виток эпохи «майданчества» намечается в Украине. Пароксизмы буйства народов возникают с периодичностью неизвестного нам закона, а периоды релаксации все время сокращаются.
 
Стабильность политической жизни представляется нам только мечтой,
мирный труд для крестьян и рабочих — нашей фантазией.
Сама жизнь приучает нас к мысли о полной неизбежности победы «демократии». - А куда деваться? Ведь нужно хоть как-то остановить этот всемирный революционный «потоп».
Только политическая система демократии способна, кажется, обеспечить тот порядок в обществе, который неуязвим - даже для катастрофы экономической, порожденной непосредсвенно этой самой «мировой» системой. В чем здесь дело? Так ли это?

Мои «демократические» друзья, несколько лет назад слетевшиеся с разных континентов нынешнего своего проживания в родной город, помню - были страшно озабочены логикой военных инициатив США.
Общее мнение этих интеллектуалов ( в СССР они называли себя «интеллигентами» ) сводилось к тому, что президент Буш — младший допустил принципиальную ошибку: сначала нужно было ударить по Ирану, а затем уже — по Хусейну ( по Ираку ).

Очень трудно судить о степени компетентности этих новых русских граждан Европы, США и Израиля в сфере глобальных геополитических проблем.
Ясно лишь, что эти «русские» предприниматели и ученые если и ошибались, то -  не слишком: задача разрушения политического единства современного Ирана и сегодня остается  одной из самых важных в «мировой повестке дня».
А  какой из «карфагенов» ( Ирак или — Иран ) должен быть разрушен раньше - только вопрос тактики. Главное — чтобы шииты и сунниты никогда не объединились в одно целое, а мусульманские страны продолжали враждовать друг с другом.

«Молодой» экономический монстр современный Китай и тот не может рассчитывать на спокойное будущее.
Покой и китайцам - «только снится».
Скорость роста Китая поразительна: что-то около 10 проц в год.
Но мы — то с вами знаем: рост экономики - дело не главное. Главный вопрос - когда же «начнется» ?
Когда мощный полет Китая к «планете своего благополучия»  будет прерван, наконец, новой гражданской войной?
Однажды Китай сумел — жестоко - подавить демократическую смуту на знаменитой площади Тяньаньмэнь, обеспечив себе передышку на короткий срок бурного  экономического развития.
Но, удержав политическую власть в руках единого центра, КНР уже запустила мощный процесс формирования олигархического капитала, постепенно срастающегося с капиталом международным.
По- настоящему - большие деньги рано или поздно должны потребовать адекватного своего участия в государственной политике, и Китай не является исключением из общего правила.

Когда — то монарх был самым богатым человеком своего государства. А как же — иначе?  Деньги — власть. Теперь - по факту обогащения - президентов можно  посадить в тюрьму. И это — правильно. Президент — не царь. Президентов — слишком много.
А сохранилась ли еще - до сего дня - политическая власть хотя бы в качестве одной  из ветвей властного древа?
О «дереве» ли идет сегодня  речь или — уже — о голом денежном столбе ( столпе ) ?

Демократические государства в долгах как в шелках: их долги - примерно один годовой бюджет в случае Германии -  принадлежат корпорациям, т. е., государства перешли в разряд одного из видов частных предприятий и - являются чьей-то собственностью.
 
И не важно с каких событий должен начаться следующий этап смут и народных волнений, задачей которых будет устранение устойчивого китайского «тоталитаризма»...
Главное - чтобы внутри самого государства были солидные частные капиталы, способные поддержать этот процесс.
Выбор у «демократии» почти – неограниченный : религиозные волнения в Тибете, национальные - в Синьцзяне, экономические - в промышленных центрах Китая и т. д. - и т.п.

О подготовке к большой «раскачке» России в ходе манифестаций на площади Сахарова мир еще кое-что знал из СМИ, но вот недавние масштабные кровавые события в Казахстане  «никто» не мог предугадать.
Революции сегодня «пекутся» как пирожки — в необходимом количестве. Мысль о «свободе» будоражит умы вплоть до момента достижения «желанного».

Египетская революция, сбросившая режим про-американски  настроенного Мубарака, продолжается. Это означает, что, пройдя множество этапов, она , в принципе, может вернуться в исходную точку.
«Управляемый хаос» тем временем продолжает разрушать жизнеспособность египетского народа, лишая его видов на будущее. Революция — как огонь - продолжается бесконечно, если есть дрова - конечно.

Кампании по подрыву авторитета политического лидера России Путина и президента Украины Януковича сегодня  пока еще - только в своем зачатке.  Все у нас  — впереди. Тем временем системный раздрай между Россией и Украиной продолжается.

Есть в чисто - идеологических сражениях современности ( проливающих живую красную кровь ) один общий политический знаменатель. Это - борьба «демократии» - с «тоталитаризмом».
В «новый крестовый поход» , объявленный Западом миру «иному» окрестили нынешние войны и революции мусульмане .
О «крестовом походе» можно было бы и поспорить, но самые главные политические ярлыки, призванные заменить собой  устаревшие понятия «добра» и «зла», «бога» и «дьявола», действительно рождаются богатым ( богатым - на выдумку ) Западом. Сначала выходит в прокат множество фильмом о терроризме, а только потом терроризм охватывает весь мир. То же — о борьбе демократии с тоталитаризмом. Воистину «вначале было слово».

Сам термин «цивилизованный» ( кем - цивилизованный ?) звучит загадочно, свидетельствуя в пользу присутствия в мире Высшей Воли, всеми силами  насаждающей современную цивилизацию. 
Если бы речь шла о саморазвитии, слово это должно быть звучало бы иначе, например - «цивилизовавшийся», т.е. - эволюционирующий мир.
Кто-то ведь уже «цивилизовал» однажды Запад, а теперь, с позиции высшего разума силы занимается «цивилизированием» Востока.

В истории советского «коммунизма» есть разные этапы развития, разительно различающиеся по своему содержанию.
На исходе своего существования СССР фактически отказался от затеи построения «идеального общества» - даже в своих собственных пределах.
А начиналось все, если помните ( еще до свержения российского царизма )- с самых радикальных лозунгов разжигания МИРОВОЙ коммунистической революции.

Этот беспрецедентный масштаб преобразований ( «во всем мире» — не иначе ) объединяет стартовый идеологический посыл программ и коммунизма и демократии и западно-европейского фашизма — в том числе.
Постараемся не лишать всех идеологических вождей прошлого и настоящего их  изначального благородного порыва к «идеалу» - к построению здания мировой власти.
Действительно, в условиях реальной истории ( истории бесконечных войн, лжи и глобальных интриг ) задача наведения «общего порядка» на Земле выглядит желанным выходом из сложившейся ситуации.
               
Еще одним общим местом в базовых программах коммунизма, фашизма и
современной «демократии» является задача воспитания «нового человека», истово верующего в совершенство предложенных ему идеологических схем. Эта вера опирается не просто на культ ощущения личной правоты в ее адептах, но - и на воинствующее миссионерство всего объединенного «воинства», вооруженного идеей «праведности».

О великой исторической миссии американского народа в деле победы сил света над силами тьмы упоминал и президент Буш в сакральной речи, посвященной объявлению эпохального похода США на «ядерный» Ирак.
Нам не нужно далеко ходить в поисках теоретического первоисточника этой великой идеи «праведности», продолжающей перелопачивать мир с древних времен. Речь здесь идет о библии.

ИСХОД.

Праведность и революция — две стороны одной и той же концепции, в основе которой — отказ от исполнения традиции, отказ сына от своего отца.
Иисус Христос ( бог — сын ) однажды попытался перевернуть весь иудейский мир, предложив радикальную реформу религии.
В основе иудаизма - беспрекословная вера евреев в бога — отца.
Иисус никогда не покушался на догму так называемой «избранности» еврейского народа, но, призвав к восстанию бедных иудеев против богатых, он, фактически выступил за общину. 
Знакомые нам принципы уравнения прав граждан ( Иисуса Христа иногда называют первым социалистом ) входили в явное противоречие с исконным духом иудаистского вероучения, о чем не мог не догадываться сам Иисус.
Генетическое отличие евреев от не-евреев, конечно — существуют, но только — как условная, «средняя» величина. Главной особенностью каждого еврея является его особый психологический склад, обретаемый в процессе раннего воспитания , его - индивидуализм и - жажда конкуренции.
Иисус Христос покусился на искоренении самой сути иудаизма.

Всякая революция означает насильное прерывание существовавшей ранее традиции, восстание «сына» против «отца». Реальное политическое поражение Иисуса Христа, попытавшегося вступить - в пылу борьбы с могущественным Храмом Иерусалимским - в союз с имперской властью Рима, закончилось  распятием сына божьего на кресте.
«Крест», как памятный знак победы ( победы - духа Иисуса ?) и до сих пор вызывает в нас неясные сомнения  в его символической и исторической адекватности.
«Поставить крест» на чем-либо - на русском языке - означает «перечеркнуть» сделанное, отказаться от задуманного. 

Но не Иисусу Христу принадлежат лавры фундатора «теории революции» в истории человечества.
В древние времена государства порой существовали тысячелетиями, что принято объяснять очень просто: замедленной скоростью протекания самой древней истории, тяготеющей к бесконечным «повторам».
Между тем, поколения сменялись тогда с еще большей скоростью, чем сегодня ( меньшая продолжительность жизни, быстрое взросление детей ).
Конфликт отцов и детей существовал во все времена.
...А количество правящих династий, сменявших друг друга самыми разными способами в Египте, Китае  нам досконально даже и неизвестно.
Династии менялись - но сберегалось Государство, что свидетельствует об устойчивости коренных традиций в течение тысячелетий. 
-   Фантастическая картина ! — если исходить из сегодняшних «стандартов».

Тем не менее,  свидетельства о революции ( одной — по меньшей мере ) в истории древнего Египта сохранились.
Так фараон Эхнатон однажды «стер» хроники нанесенные на камень в публичных местах и нанес другие, означающие начало нового отсчета истории.
Эхнатон сместил множество храмовых жрецов, заменив их своими ставленниками.
Была предпринята попытка кардинальной реформы религии, что было обусловлено задачей кардинального изменения социального устройства всего древнеегипетского государства.
Эхнатон разрушил дву-единство египетской церкви и государства формировавшееся - веками.
Новые храмы, новая столица Египта, гигантский масштаб строительства
свидетельствовали о программе, развернутой Эхнатоном «навсегда».

...Но после смерти Эхнатона все вернулось на круги своя. Имена его предшественников были заново выбиты на камне.
Теперь уже из памяти египетского народа старательно вымарывалось имя самого фараона — реформатора .

Еще одно свидетельство ( не подтвержденное другими документами ) о революции в Египте ( тоже предпринятой - «сверху» )  содержится в ветхом Завете ( притча об Иосифе ). Если верить этому свидетельству, однажды - в самые трудные для государства годы засухи и голода - Египет вступил на путь   масштабных общественных преобразований: державо-образующий социальный его слой — крестьяне — был переведен из состояния свободных земледельцев в класс рабов.
Как ни стирай из памяти поколений исторический опыт прошлого, но однажды произошедшая  революция рано или поздно снова становится реальностью, от которой - никуда не деться.

Какая здесь есть связь между «историческим» Эхнатоном и - «мифическим» Иосифом? - неизвестно.
Но эта связь существует.
Иосиф  - Единобожец, правнук - первого праведника, Единобожца патриарха Авраама.
А Эхнатон — фараон, который попытался учредить веру в Единого бога во  всех весях языческого Египта, одним махом уничтожив сотни ( ! ) традиционных богов.            
Связь между мифом и фактом проявляет себя рано или поздно, даже в том случае, если ее обнаружению сопротивляются  ученые — историки.

Уникальная  возможность социальной инженерии, реальность фантастических преобразований в системе мышления целых народов — и  в кратчайшие исторические сроки - явилась самым передовым «ноу-хау» своего времени.
Путь к покорению государств пролегал не через их военное завоевание, а «изнутри» : путем трансформации веры. 

Египетские  жрецы даже помыслить не могли о таких перспективах. Еще бы — они были нацелены лишь на сохранение и - естественную - трансформацию традиций.
Но их тайное знание о методиках управления массовым сознанием просочилось через трещины в храмах.
Вне зависимости от промежуточных результатов великих социальных экспериментов древности, человечество вошло в новую историческую фазу.
 
Древний Египет обрел негативный опыт революционной катастрофы. Его «вечность» уже обрела видимые свои пределы в будущем.
Семя революции обрело свою отдельную судьбу и зажило, наконец, своей самостоятельной жизнью.
 
Знаменитый пейсах, перетекающий в сорокалетие  блужданий евреев по пустыне, исход и блуждание народа, вырвавшегося из тоталитарного Египта на свободу, являются самой знаменитой из существующих литературных аллегорий революции.

ИСХОД евреев из Египта - в купе с произошедшей - уже в пустыне - гражданской войной ( идеологической зачисткой всего отряда евреев от «враждебных элементов» ) - символизирует акт окончательного отказа евреев от своего прошлого. Условиями психологическое освобождение «сына» ( в данном случае — новорожденный еврейский народ ) от всевластия престарелого «отца» ( государство древний Египет ) являлись самоизоляция и внутренняя сосредоточенность.

40 ЛЕТ ( период трансформации ментальности евреев ) оказались тем самым сроком, за который совершившее побег из Египта племя постепенно превратилось из «беглецов» в «завоевателей».
Быстро — конечно, но — не случайно. Подраставшую молодежь воспитывали жрецы. Евреев спасла пустыня — как храм.

ПУСТЫНЯ — зона обитания пророков — лучшее место для духовного обновления поколений — лаборатория, полностью защищенная от идеологического воздействия разлагающих души «лучей смерти» чуждой,   языческой идеологии.

Здесь впору вспомнить и «перво-париарха» Авраама, не только постоянно покидающего место стоянки каравана для общения с богом в одиночестве, но и умело воспитывающего кочевой «народ» своих рабов вдали от соблазнов цивилизации.
Ветхий завет не случайно выделяет  рабов «рожденных в доме Авраама» в отдельную группу рабов, которым патриарх доверяет - особо.
               
От библейской фигуры Авраама нам не уйти в наших попытках самоосознания -  через преломляющую свет действительности призму древности.
С античным Прометеем патриарха Авраама роднит именно его нарочитая революционность, сегодня, правда  вульгаризированная - до крайности.
Так Прометей в древнегреческом мифе обрисован в чертах во-многом двусмысленных, открыто «порочащих»  его идеализированный ( нами ) образ.  Приученные к карикатурному черно-белому образу мира добра и зла мы сберегли для себя только один из многих ликов этого «януса» - пройдохи - Прометея: его  подвижничество в героическом деле передачи огня от богов к людям.

В современном портрете от ветхозаветного Авраама тоже остались только «рожки да ножки».
Система морали самого знаменитого из патриархов не отвечает ни нынешним церковным, ни светским предписаниям поведения «приличного» человеку, что впрочем - простительно - для «древнего» Авраама. Но — пагубно для нас.
Рабовладелец до мозга костей, Авраам является и сегодня живительной пищей ( и даже — живой водой ) для всего племени «победителей», обученных  «правильному» способу прочтения святого писания - со всеми «секретами» его множественной системы морали.

Притча об Аврааме перенасыщена информацией.
В контексте данного материала для нас первостепенным представляется факт узурпации патриаршей власти ( абсолютной власти отца Авраама, Фарры над рабами своими и стадами своими ) двумя потенциальными его наследниками — Авраамом и Лотом. 
Отсутствие описания благословления Фаррой Авраама ( или — Лота ) в тексте «Бытия» обсуждалось не-единожды. Значимость этого обстоятельства — чрезвычайна. В своем одиночестве лишенного связи с прошлым человека Авраам находит выход из «безвыходного» положения.
Взамен благословления отца Родного Авраам однажды получает благословление Бога-отца прямо с небес.

Исторический прецедент революции ( восстание сына против отца ), легитимирован в процессе медитативных усилий мифического героя-патриарха Авраама.  Заместив в сознании своем Фарру на отца — Бога, Авраам  -  впервые в истории - вводит в «юридическую практику»  декларацию Главенства Сыновьей Воли.

Фабула конфликта между Авраамом и Фаррой, как ни странно это звучит, подобна истории Зевса, победившего отца своего — Крона, но — только внешне.
Все мировые сюжеты обыгрываются в ветхом завете совершенно — оригинальным образом.

После события оставления им одинокого старца — отца в Харране Авраам  еще долго пребывает в состоянии страдания и сомнений.
Но в конечном итоге патриарх обретает великую духовную силу.
Авраам становится Единственным Праведником на Земле, признанным Единым Богом.
А, стало быть - способ жизни Авраама, его образ мысли, его неистовая страсть к интриге, его поиск любого самого фантастического выхода из юридических тупиков, его готовность к силовому способу решения проблем ( если это - возможно ) и до сих пор являются для нас главным Образцом для Подражания.

Языческие мифы древней Греции, Шумера, Индии и до сих пор еще живы, но Святое Писание — только одно. Истина - в последней инстанции. Вечная книга.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ.

   ...Странный этот мир, в котором продолжают бороться друг с другом «слова», не знает покоя.
От тоталитарного принципа «отец всегда прав» до современного «билля»  о неограниченных правах ребенка нас отделяет один лишь шаг.
Сумасшедший дом способен раскрепостить каждого - даже психически - здорового человека.
Отныне идеологическую революцию, однажды совершенную Авраамом,   может «отменить» только новая революция,
 
   Беда только  в том, что ЭТА революция ( свержение отца — революционера ) - тоже будет РЕВОЛЮЦИЕЙ.
   Она СНОВА будет очередным примером восстания Сына против Отца.
   Революция продолжается.
   Революция ускоряется.

Иным из нас видится впереди тупик, тупик - ускорения, тупик - взрыва, тупик - конца света.
; Мир сползает в пропасть! - только и слышишь от скептиков.
; Чепуха, мир — летит! - продолжают радоваться оптимисты.

Но и те и другие словно чего-то ждут. Неужто - мессию?


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Не знаю,кто там ждет мессию и по какому поводу, но я Вас уже ждала:), и у меня сегодня повод один - поздравить Вас с наступающим Новым годом и пожелать Вам с наименьшими издержками пережить все революции, которые так разнообразят нашу отцовско-сыновью жизнь.
А господь на броневике в Вашем исполнении - само вдохновение:)

Ирина Мадрига   28.12.2011 10:27     Заявить о нарушении
Спасибо. Я тоже хочу пожелать Вам здоровья и спокойствия в этом беспокойном мире, а энергия Ваша и так имеет какие-то особые возобновляемые источники. Всего доброго.

Владимир Середа   29.12.2011 00:16   Заявить о нарушении