Па де труа. Полная версия

"Но они сами сделали себя литературными персонажами. Теперь их права на личную жизнь, как у...Маши и Дубровского!"
(Елена Колина. "Не без вранья".)


----------------------------------
Надпись на памятнике Маяковскому:
"КИСА И ОСЯ ЗДЕСЬ БЫЛИ".
------------------------------

Все мы отдалены от той эпохи в большей или меньшей степени. Но в наше время ничто уже не мешает нам узнать прошлое - документы, книги, воспоминания открыты для всех.
Киса, Ося, Щен - милые, домашние прозвища Лили Брик, Осипа Брика и Владимира Маяковского.
"Поздравление Кисам -
Изысканным и светским -
С праздником советским.
Целую, Щен".
Большой, нежный пёс в тёплой и тесной кошачьей корзинке.

1913 год. Знакомство и начало романа Эльзы Каган (сестры Лили) с Владимиром Маяковским.

А теперь - читайте внимательно:

" - Великие люди! Видите? Чуть повыше облака и несколько ниже орла! Надпись:"Коля и Мика, июль, 1914 год"! Обратите внимание на художественность исполнения! Каждая буква величиною в метр и нарисована масляной краской! Где вы сейчас, Коля и Мика? Киса, - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. Забьём Мике баки. Ей-богу, полезу сейчас и напишу:"Киса и Ося здесь были".
(И. Ильф, Е. Петров. "Двенадцать стульев".)

Фотография Маяковского. Он выступает из бархатной черноты - цилиндр, костюм, галстук. Резко-белый воротник. Мягкие щёки, тёплые губы. Внизу большими острыми буквами - как на скале! - начертано:
"ФУТУРСТ ВЛАДИМIР МАЯКОВСКIЙ".
И дата - 1914 год.
Классики датами не разбрасываются.

Осенью 1914 года Л.и О. Брики приехали из Средней Азии, где они тогда жили, в Петербург. А в конце июля 1915 года в их жизнь ворвался Маяковский - "Облаком в штанах".

"Я уже вела самостоятельную жизнь, и мы физически с Осей как-то расползлись..., но были в дружбе, может быть, ещё более тесной". (Л.Б.)

Первым влюбился в Маяковского Осип."Влюбился в Володю, стал ходить вразвалку, заговорил басом и написал стихи, которые кончались так:
"...И буду ждать свой гроб заказанный,
Читая "Облако в штанах".(Л.Б.)
Именно - ВЛЮБИЛСЯ в его мужественность. Нет-нет, я не об этом! Осипу так не хватало жизненной энергии, он сразу понял, что  Маяковский сам будет просто отдавать её - радостно, широко улыбаясь, от всей души, он иначе не умеет.
Но - самое главное. Осип нюхом почуял недюжинный талант. У тщедушного Оси была железная хватка литературного дельца. И он бросился издавать Маяковского.
Впоследствии Осип Брик говорил, что Маяковский для него "не человек, а событие".

"Ося был небольшой, складный, внешне незаметный... Я сразу поняла, что Володя гениальный поэт, но мне он не нравился. Я не любила звонких людей - внешне звонких...Невозможно переоценить влияние Оси на Володю." (Л.Б.)

Осип чувствовал, что талант Маяковского необходимо сохранять для Литературы - и для них самих(помимо всего прочего, этот талант приносил доход). Осип знал, что никто не сможет правильно сделать это. Никто - кроме Лили.
"Мы привыкли к тому, что обуты-одеты, живём в тепле. Мы тонем в быту. Мы на дне. Маяковский ничего настоящего уже никогда не напишет". (Л.Б.)
Тяжёлый этот разговор был зимой 1922-1923 года, в Москве. Маяковский поселился в своей комнате на Лубянке  и за два месяца написал поэму "Про это". Вёл дневник, посвящённый Лиле.
Получилось!
И теперь, чтобы побудить Маяковского к творчеству, Лиля доставляла так нужные ему страдания по принципу:"из воды студёной - в воду варёную", из огня - да в полымя, из пламени - в прорубь, из проруби - в горячую ванну...Так закалялся в Маяковском Поэт.
Так было всегда - всю огромную жизнь Маяковского.

Последняя его любовь - самая горячая, самая сильная, самая "громокипящая" любовь - революция - убила его. Но это тема для совсем другого  расссказа.

"Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Эта любовь не мешала моей любви к Володе. Наоборот, если бы не Ося, я любила бы Володю не так сильно".
(Лиля Брик).


НЕОБХОДИМОЕ УТОЧНЕНИЕ:

Па де-де (фр.pas de deux) - одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной коды.

Па де труа(фр.рas de trois) - музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па де-де с вариацией третьего танцовщика.

Как видите, я не имела в виду менаж а труа(фр.menage a trois) - семья, состоящая из двух супругов и любовника (цы) одного из них. Или того хуже - лямур де труа (фр.l*amour de trois )- любовь втроём.

Здесь всё гораздо сложнее.


Рецензии
Меня всегда волновало лямур де труа относительно этих небезызвестных людей.
«Брики. Маяковский» Да, именно так было написано на часто меняющихся табличках коммунальных квартир , где они проживали вместе. Что это эпатаж, показуха, пиар? или все же откровенные чувства?
Казалось, что Лиля честно старалась жить и любить так, как ей было удобно, и тем не менее диктовала нерушимые законы общежития для всех троих. Разумеется, буйный темперамент Маяковского в эту схему не укладывался. Поэт ревновал, пытался устраивать сцены, даже крушил мебель. Осип, знавший официальную супругу дольше и, безусловно, лучше, вразумлял гениального соседа, как умел: дескать, Лиля – стихия! Не глупо ли пытаться остановить дождь или снегопад по собственному желанию? Лиля как нестранно не собиралась жертвовать ни приключениями, ни увлечениями и даже четко сформулировала секрет своей неотразимости, срабатывавший безотказно: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, и что другие этого не понимают. Разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
«Володе полезно мучиться», потому как следствием этого становятся потрясающие стихи. Казалось, что этим мучениям он подвергался всегда, пока была рядом она.
Уже в преклонном возрасте Лилия Юрьевна поведает, как ей нравилось заниматься любовью со своим официальным супругом, а Маяковского в такие минуты запирали в кухне. Он «плакал, царапался, просился» к участникам событий.

Муж Ахматовой Пунин скажет о Лиле: «Эта «самая обаятельная женщина» много знает о человеческой любви и любви чувственной». А вот, Ахматова пишет о ней так: «...Волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза». Сама же Лилия Юрьевна никогда не будет вести счет многочисленным успехам у мужчин, а по поводу самого известного романа в своей жизни заметит: «Конечно, Володе следовало жениться на Аннушке, подобно тому, как вся Россия хотела, чтобы Пушкин женился на Арине Родионовне». Увы, избранницы гениев чрезвычайно редко нравятся окружающим и тем более современницам, да и потомки чаще всего не составляют исключения из этого правила.

спасибо, Алла! мне приятно было оглянуться назад, в это странное и сложное лямур де труа…

Ника Капарис   19.10.2013 12:49     Заявить о нарушении
"Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, и что другие этого не понимают" - вот именно!
Надо внушить мужчине, что он гениальный, но только ОНА имеет над Гением ВЛАСТЬ.
Маяковский честно пытался встречаться и жить с женщинами, которые ПО-НАСТОЯЩЕМУ или даже САМООТВЕРЖЕННО любят его - но в таком режиме он не мог продержаться долго. Он был - ДРУГИМ. И поэтому он ВСЕГДА рассказывал Лиле - ХОЗЯЙКЕ! - обо всех своих романах.
И поэтому он всегда называл себя Щеном, щенком. СОБАКОЙ.
А собака всегда нуждается в Хозяине.
Да, вне дома он был "агитатором, горланом, главарём". Но дома он был - Щеном. И носил за Лилей сумочку. И говорил:"В любви обиды нет". И все деньги отдавал Лиле. А Лиля была Щеном Осипа.

Ахматова...Я ОЧЕНЬ УВАЖАЮ Ахматову. Но - она завидовала Лиле Брик обычной, женской завистью.
Хотя для меня Ахматова стоИт неизмеримо выше Лили.
Я сейчас не говорю о её стихах, ПОТОМУ что Лиля стихов не писала, а я смотрю "на равных". Я говорю о чисто ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ качествах.
История Ахматовой и её сына - Лиля не смогла бы пережить ТАКОЕ спокойно. Ахматова - выдержала, выстояла.
Записки об Анне Ахматовой Лидии Чуковской- очень честные, очень откровенные, порой неприятные, но они полностью (на мой взгляд) раскрывают жизнь Ахматовой и то время, в котором она жила и творила - ОДНА.
Она НЕ УМЕЛА жить так, как Лиля Брик.Поэтому ей было СТРАШНЕЕ. Но она не потеряла СЕБЯ НАСТОЯЩУЮ.

Алла, с теплом к тебе.

Алла Бур   19.10.2013 16:09   Заявить о нарушении
ах, какое точное определение – Хозяйка!
именно для Володи нужна была такая Лиля-хозяйка! иначе не было бы его, поэта!
Я знаю еще одну такую хозяйку – это Гала, та самая Галушка, как ее нежно называл Дали! Она однажды увидела в нем гениальность, и уже на протяжении всей своей жизни не дала упасть этой гениальности вниз… не менее уникальная женщина, эпатажная, скандальная и тем не менее женщина для гения!
преклоняюсь перед такими дамами, ибо это слишком тяжелый труд посвятить себя таланту.
Ахматова - это отдельная тема! Для меня она эталон в поэзии… она мне интересна во всех аспектах, и еще я люблю Модильяни, и она его любила!
Спасибо Алка! Ты классная собеседница!

Ника Капарис   19.10.2013 21:28   Заявить о нарушении
Ничка, а вот ещё одна Хозяйка - это Вера Набокова!
Есть чУдная книга, её написала одна американка, набоковедка. Книга называется "Вера. Миссис Владимир Набоков". Её лучше читать живьём, а не с монитора, потому что книга большая плюс множество фотографий.
Но и Вера, и Гала БЕРЕГЛИ своих Гениев. А Маяковскому нужна была Презирающая - только такую он мог уважать, только перед такой он мог преклоняться - и только такая могла вдохновить его ПО-НАСТОЯЩЕМУ.

Ну не люблю я рабьи души!
Хотя -Гений - он всегда Гений.
Алла, с теплом к тебе.))))))))))))))))))))))))))))))))))

Алла Бур   20.10.2013 21:11   Заявить о нарушении
почитаю про Веру!
люблю про тех, кто знает как и что делать....

Ника Капарис   20.10.2013 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.