Прогулка в пансионат Троянда

"Как хороши, как свежи были розы..."

        В начале 60-х годов прошлого теперь уже века поселок Седово выглядел совсем не так, как сейчас, когда основным его назначением все больше становится  индустрия отдыха и развлечений. Полвека назад поселок у моря был, в основном, рыбачьим, и именно море определяло его суть. Рыбы было много, была она  недорогой и доступной. Но тенденция уменьшения уловов, снижение популяции ценных пород отмечалось уже тогда. Наряду с ограничением добычи, рыборазведением и  другими мерами, направленными на сохранение рыбопромышленного значения акватории, было намечено также развитие на берегу Таганрогского залива, в том числе и  в Седово, нового направления, которое теперь вышло на первый план.
     Еще в те годы на базе школы в летний период размещались пионерские лагеря городских школ области, детей купали на широком пляже в районе
спасательной станции. Палаточные лагеря организовывались и вдоль берега, в районе бывшего хуторка и ближе к Стрелке. Примерно в это время палаточный лагерь   с хорошими армейскими шатрами, установленными по всем правилам военного искусства, появился и на месте нынешнего пансионата "Троянда". Слева была хата  Белых, справа Калугиных, вдоль всей улицы Школьной были жилые дома вдоль моря. На месте пансионата стоял   рыбацкий сарай из самодельных бетонно-ракушечных кирпичей (бетонита), называемый по-местному  балганом, старая ручная лебедка и несколько больших каюков. В этом месте был хороший песчаный пляж , ограниченный сравнительно невысоким обрывчиком, испещренным норами стрижей, а сверху был пустырь, покрытый невысокой порослью камыша.
       На этом пустыре и разместились шатры будущего пансионата, а вернее завода армированного литья из г. Зугреса. Отдыхающим здесь понравилось и уже осенью на  эту территорию стали завозить теплоизолированные вагончики на две комнаты с тамбуром, позже появилась изгородь. Вагончики служили довольно долго. На отдых  приезжало много молодежи, поэтому во дворике у моря постоянно шли волейбольные баталии, в которых участвовали и местные, пели песни под гитару, купались и  загорали. Позже, когда пансионатов стало больше, бывали стычки между приезжими и местными, но в "Троянде" конфликтов не было никогда.
      Через несколько лет началось строительство капитального двухэтажного корпуса, дом Белых был снесен, им построили другое жилье. Постепенно небольшой,  но уютный пансионат становился благоустроенным и ухоженным, здесь были удобные скамьи-качели, на которых завязалось немало романтических историй. Была  построена столовая, корпус облицован плиткой, которая, впрочем, не долго смогла выдерживать морскую атмосферу. Летом в "Троянде" работал радиоузел, питьевые  фонтанчики, наливался бассейн.
     Со временем был надстроен третий этаж, построен служебный корпус, в котором с торца был бар с выходом к морю, на романтичный балкон-козырек. Иногда на этом  балкончике устраивались импровизированные дискотеки.
       Много лет в "Троянде", благодаря небольшим волнорезам, был песчаный берег, стояли навесы от солнца, но со временем море смыло пляж, и волнорезы, сделанные  по-видимому из хорошего бетона, стали представлять подводную опасность для любителей прыгать в воду с дамбы.
       Дамба сначала, как и во многих местах по берегу, была бревенчатая, позже ее залили бетоном, а еще через несколько лет вместе с соседним "Дельфином" сделали  из металла с бетоном.
        Каждый год ранней весной в "Троянду" приезжали строители и там проводился ремонт, курортный сезон пансионат всегда встречал во всей красе: все было выкрашено, отремонтировано, цвело и зеленело. Были скамейки и со стороны моря, и со стороны улицы Школьной - для любителей посидеть в тишине, почитать.
      Когда вода подошла к самой дамбе, на территории сделали насыпной ракушечный пляж - немного жестковатый, но все же вполне приемлемый. Позже к территории слева  прирезали еще кусок земли и там тоже насыпали небольшой пляжик, на который ходили и клиенты частного пансионата через дорогу, устроенном на бывшем подворье  Быкадоровых.
       В "Троянду" ходили многие жители поселка, особенно с близлежащих улиц Школьной, Свердлова, Помазана, Кирова. У многих на этом месте прошло детство и, слава Богу, что калитка  "Троянды" рядом с кованой птицей Феникс была всегда гостеприимно открыта.
      Впрочем, пару попыток закрыть вход было, трудно сказать по чьей инициативе. В первый раз какой -то приезжий начальник объяснял местным пацанам, что  будет закрывать вход, потому что на территории мусорят. Утром под закрытой калиткой было несколько мешков мусора, собранного со всего поселка. Больше калитку  не закрывали. В другой раз, сравнительно недавно, закрывать калитку стала местная работница, возможно в порыве командных амбиций. Но желающие утром начать  день с купания, проникали на территорию с моря и демонстративно подходили к этой работнице узнать, как у нее дела и попросить выпустить их. Видя бесполезность своих действий, она отступила. Нужно покаяться, что автор этих строк был одним из участников обоих мероприятий.
      Но кризисные годы не прошли для славного пансионата бесследно. Предприятие не смогло содержать "Троянду", что, кстати, по-украински означает "роза", и базу  отдыха выкупил заповедник "Меотида". Кто-то шутит, что там будут оздоравливать кудрявых пеликанов, большинство же сходится во мнении, что "Меотида", в силу своего  статуса, только удобная перевалочная база для перепродажи собственности "крупному инвестору". Поговаривают, что на "Троянду" положили глаз очень крупные люди,  называются известные в области фамилии вплоть до самых известных.
       Не будем доискиваться так оно или нет, главное, что прибрежная территория никак не используется, там ничего не происходит, кроме разрушения, она никак не работает на поселок, но это никого не волнует. Здравым умом невозможно понять, почему живущие поблизости люди не могут там, как, впрочем, и во многих других  местах - пустынных, но закрытых наглухо - осуществлять гарантированное законом "водопользование" в виде, например, ловли бычков? В конце концов это не только  бессмысленно, но и унизительно для людей, составляющих пресловутую громаду, которая на словах владеет всем, но поодиночке, в частном порядке - совершенно  бесправна.
       Еще живут люди, помнящие горячие скамейки каюков после купания до озноба, золотистый песок, на котором загорали без всяких подстилок. Песок подгребали   под грудь, затем складывали руки "орлом" и в результате на теле отпечатывалась диковинная птица. Была масса других пляжных развлечений от "сражения " ракушками,  одетыми на большой палец, до "минного поля" из спичек. Эти люди приняли когда-то пансионаты, ограничившие многие былые свободы местных жителей вроде богатой  рыбалки, купания и кормежки домашней птицы на море, заготовки гаммаруса, стирки и т.п., как неизбежные издержки прогресса, понятные, однако, и имеющие смысл.
        Но абсолютно тупое и лишенного всякого практического значения огораживание и создание препятствий в доступе к морю по принципу, сформулированному косянами еще в стародавние времена, - "и сам - не "гам",  и другому - не дам!" - здравым умом понять невозможно. Зачем?!
        Наверное, седовским конкистадорам греет душу сама мысль о том, что есть у них заветный заборчик, за который другим ни-ни! И неважно, что за этим заборчиком давно уже можно снимать триллеры. Местная власть по традиции может что-то сделать только по команде сверху, но сверху огороженное море всех устраивает, а жители давно уже не верят, что можно что-то изменить и ищут дырки в заборах новых хозяев жизни, чтобы просто прийти на то место, где прошло их детство, и где выросли их дети. А как  хотелось бы надеяться, что "Троянда" еще расцветет!
      У прекрасного украинского поэта Максима Рыльского есть стихотворение "Троянда и виноград", где говорится о единстве красивого и полезного. Очень хочется верить,  что когда-нибудь так будет и в Седово.


Рецензии
Будем надеяться на лучшее!
С уважением,

Игорь Караваев 2   23.09.2012 12:26     Заявить о нарушении
Только и остается надеяться.

Владимир Лях   25.09.2012 05:06   Заявить о нарушении