Часть 4. Долгая дорога домой

Хроникально-документальный очерк

После войны

   
О самом раннем послевоенном периоде отца и мамы  я знаю очень мало. По рассказам нашего однополчанина Гнетова Александра Федоровича в 1946 году  в интересах службы, отца переводят в 96 бомбардировочный авиационный Сталинградский Краснознаменный ордена Кутузова  полк, прошедший славный  боевой путь от Сталинграда до  Берлина в составе 16 воздушной армии, в немецкий городок Ораниенбург, северо-западней  Берлина.  Командир полка гвардии полковник Якобсон А. Ю. 

Из воспоминаний Гнетова А. Ф:

   
«Отец был назначен в состав экипажа Зам командира 2АЭ гвардии капитана Гнетова,А.Ф.- штурманом. Отцу довольно быстро удалось войти в строй. А при полетах на бомбометание  показать хорошие результаты. Особенно экипажу удавалось бомбометание на  полигоне с пикирования.

   
Поэтому, когда командующий 16 ВА поставил задачи перед командиром полка о выделении лучшего экипажа «пикировщика» - для освоения нового немецкого прицела для бомбометания с пикирования на самолете ПЕ-2 выбор пал на  экипаж Гнетова ( командир Гнетов А. Ф., шт. Обрезков И. А.  и стрелок радист Игнатенко Н.П.)
 
   
Итак, в начале 1951 года  руководящий состав дивизии, в которой служил отец и дивизии с аэродрома  Вернойхена – экипажи, зам командиров полков, командиров   полков и дивизий -  направлен  в Воронеж.  В Воронеже  они   переучились на новые  реактивные самолеты Ил-28. Закончив учебу и  получив новые самолеты Ил-28,  они стали перегонять их в Германию.

   
Взяв курс на запад, и  подлетая  уже к границе Германии,  вдруг  была получена новая команда.   И все экипажи приземлились  на аэродром Ораниенбурга,  где нам объявили, что в первую очередь будет  укомплектовываться и переучиваться на самолетах  Ил-28 Вернойхенская дивизия, а   301 бад, в которой служил Обрезков И.А.,  во вторую очередь, и мы вернулись на свой аэродром Котбус, продолжая летать на самолетах Пе-2.»

Служба

      
Позже, после прохождения теоретической подготовки, летчики  быстро стали переучиваться на вновь прибывшую технику на самолетах  Ил-28 (фронтовой бомбардировщик).

      
Отмечу, что свой первый полет Ил-28 совершил 8 июня 1948года. Самолет пилотировал летчик В.К. Коккинаки. Он высоко оценил достоинства этой машины. А ровно через два дня родился мой братишка Геннадий. Вот такое знаменательное событие. Может, и оно сыграло важную роль в жизни моего брата, ведь  он тоже стал летчиком!   Как знать… 

      
Окончив в декабре 1952 года курсы командиров, Гнетов Александр Федорович получил назначение  на должность зам. командира полка аэродрома Коломыя, Прикарпатский военный округ. И вот друзья однополчане встретились вновь.   К этому времени у отца и мамы уже был сын Геннадий,  а в 1952 году родилась и я.

      
Мы дружили семьями. Но вместе мы были ровно год. В декабре 1953 года подполковника Гнетова назначили в другую дивизию г. Стрый, командиром 230 бап. И вновь наши семьи  свела судьба  только в 1966 году, в городе Ростове -на -Дону,  где мы  жили после сокращения, а полковник Гнетов А. Ф.  со своей семьей прибыл по замене из Венгрии на должность нач ОК СКВО.

   
Подводя итог всему сказанному  выше,  можно  в хронологическом порядке расставить все пребывание отца и всей нашей семьи в Германии :
С июня 1948 до осени 1952 года, в Ораниенбурге и в Котбусе.  Второй – 6 лет, с мая 1954 до июля 1960 года в Вернойхене и в Финове. В промежутке между ними – примерно 1,5 года в Прикарпатье, в городе Коломыя».

    
Вот так день за днем продолжалась служба моего отца, о которой я, конечно,  ничего не помню. И только его летная книжка может подсказать мне о его повседневной работе.

За все время службы отец  летал на 8 типах самолетов:

По-2     – полетов днем 275, ночью 691;   
Р-5       – полетов 16;   
ТБ-3     –  полетов днем 6 , ночью 2; 
СБ        – полетов днем 6, ночью 4; 
Ли-2     – полетов днем 30;   
Пе-2      – полетов днем 281;   
Б-25      – полетов 5;   
Ил -28  – полетов днем 451, ночью 151.

Записи  из летной книжки отца …

Участник Великой отечественной войны 1941-1945гг.

1. Северо-западный фронт с апреля 1942г по август 1943г.
2. 1-й Белорусский фронт с октября 1944г по май 1945г
За этот период совершил 522 (пятьсот двадцать два )  успешно-боевых вылета с общим  боевым  налетом на самолете По-2 ночью 610часов 38мин. Из них на бомбометание по живой силе и технике противника 510 боевых вылетов (пятьсот десять) с налетом 590 часов (пятьсот девяносто часов) и на разведку войск противника -12 боевых вылетов (двенадцать) с налетом 20ч. 38мин. ( двадцать часов 38 минут).

Начальник штаба в/ч

За период с 1940г по 1950г,  отец  совершил 1138 полетов, с налетом   1067ч 34 мин.  (тысяча сто тридцать восемь полетов с налетом тысяча шестьдесят семь часов 34 мин.)

Начальник штаба в/ч

Из военного билета Обрезкова Ивана Андреевича:

Курсант с июля 1940 по июнь 1941года
Стрелок-бомбардир с июня 1941 по октябрь 1941года
Штурман звена с октября 1941 по август 1943года
Слушатель(Высшая Полтавская школа штурманов) с августа 1943 по октябрь 1944года.
Штурман звена с октября 1944 по март 1950года.
Штурман авиаэскадрильи с марта 1950 по март1957года
Начальник стрелковой службы(ВСС) с марта 1957 по сентябрь 1960года.




Газета «Доблесть»
31января 1948г №25

Повседневно растить отличников учебы

«Штурман Иван Обрезков

      
Путь, по которому Иван Обрезков пришел в авиацию характерен для многих молодых советских людей, ставших ныне опытными воздушными бойцами, славными сталинскими  соколами. В 1940 году Новочеркасский горком ВЛКСМ обратился  с призывом к комсомольцам города пойти учится в авиашколы. Одним из первых, кто  откликнулся на этот призыв, был студент физико-математического факультета учительского института Иван Обрезков.

      
Время учебы,  проведенное в большом южном городе, прошло быстро. С присущим ему ценным качеством – отдавать всего себя новому делу Обрезков взялся за изучение наук, знание которых открывало ему дорогу к увлекательной профессии штурмана. Он был в числе тех студентов, кто на «отлично» окончил школу.
 
      
В суровые военные дни 1942года Обрезков уже служил штурманом в одной из бомбардировочных частей на Северо-Западном фронте. Его боевая деятельность продолжалась до последнего дня войны и закончилась в логове фашистского зверя- Берлине. Менялись участки фронта, все дальше и дальше продвигавшегося на запад.

      
Однако задача оставалась та же - беспощадно уничтожать врага, его живую силу и технику. Иван Обрезков с честью выполнял эту благородную задачу. Неугасимая ненависть к врагу и пламенная любовь к отчизне, были верными, неразлучными его друзьями в боях.

      
Многие десятки боевых вылетов, сотни тонн бомб, метко сброшенных молодым авиатором на передний край, на опорные пункты и узлы сопротивления противника, явились ценным вкладом в общее дело победы.
 
      
Почти всегда Обрезков поражал цель наверняка: он мстил фашистским головорезам злейшим врагам человечества, культуры, демократии. И эта благородная месть в сочетании с высоким воинским мастерством сопутствовала ему всюду в годы войны. Родина высоко оценила ратные подвиги своего верного сына. Грудь гвардии лейтенанта Ивана Андреевича украшают два Ордена боевого Красного Знамени, Орден Суворова третьей степени, три боевые медали.

      
Как передовой офицер, неустанно стремящийся вперед к постижению нового, Обрезков сразу же после войны правильно уяснил себе значение задач, стоящими перед воинами Советской Армии в мирное время.
 
      
Смысл этих задач сводился к тому, чтобы не успокаиваться на достигнутом и не зазнаваться, а неустанно совершенствовать свое мастерство, крепить дисциплину. Для него, как для штурмана, то значило, прежде всего, овладеть в совершенстве свое воинское мастерство, крепить дисциплину.

      
Для него, как для штурмана, это значило, прежде всего, овладеть в совершенстве мастерством самолетовождения и бомбометанием, неустанно повышать свой идейно- теоретический уровень Обрезков верно понял свой дол.

      
Как коммунист, передовой  человек нашего социалистического общества ….он причастность во всем. Он правильно понял, что жизнь все время идет вперед, повышается требовательность к офицерам. Все это обязывает по-серьезному заниматься учебой прививать себе качества, присущие воину самой передовой в мире армии страны Советов.
 
      
Мастерство штурмана определяется меткостью бомбометания. В первые месяцы мирной учебы Обрезков убедился, что он еще не достиг такого мастерства. Сброшенные бомбы не всегда поражали цель. Может быть, здесь сказывалось то, что цели были условными: ведь бомбы сбрасывались не на врага, как  это было в войну. Ему стало ясно, что многого он еще, не достиг, кое-что забыл. А раз так – надо взяться за учебу всерьез.

      
Обрезков принялся за изучение теории бомбометания, законов механики, которым подчиняется сброшенная с самолета бомба, за уяснение физического смысла явлений, связанных с полетом бомбы.
 
      
Изо дня в день, настойчиво и кропотливо вместе со своими товарищами стал учиться быстро рассчитывать возможные ошибки, зависящие от не выдерживания скорости и высоты полета, от неправильного определения боевого угла разворота и т.д.

      
Ему стали  ясны те ошибки ,которые он допускал при бомбометании. А если человеку ясны его ошибки, то их легко исправить. Постепенно Обрезков добился отличных оценок по бомбометанию. Бомбы, сбрасываемые им, теперь ложатся в цель.

      
Об Обрезкове заговорили как о лучшем передовом штурмане, который не только сам учится, но и любовно передает свой опыт другим, заботится, чтобы, отлично бомбили и водили самолеты все штурманы, чтобы в рядах гвардейцев - бомбардировщиках не было отстающих. Штурман гвардии лейтенант Обрезков владеет всеми способами самолетовождения и бомбометания.

      
Он является ярким представителем советской военной интеллигенции, выращенной партией, ясно представляющий цель своей жизни, горячо любящий свою Родину, свой великий народ. Но Обрезков не успокаивается на достигнутых уже целях. Он повышает свое мастерство, изучает науку наук -революционную  марксистко - ленинскую теорию, принимает активное участие в общественной жизни подразделения.

      
Страна наша неуклонно идет вперед. Все больших и больших успехов достигает советский народ на фронте труда и науки. Мы, авиаторы, обязаны быть в числе передовых советских людей. Нам Родина доверила прекрасную технику, почетнейшую задачу- защищать завоевания Октября, мирную жизнь нашей страны. И мы с честью справимся с  этой задачей. Для этого нам надо учиться и учиться, еще больше любить свою Родину.

   
Так говорит Обрезков. И в своей повседневной деятельности он последовательно борется  за укрепление могущества советских Вооруженных Сил, за дальнейшее процветание матери-Родины.
      
В. Светов»

Конец четвертой части

Январь-май 2010г.

 Продолжение: http://www.proza.ru/2011/12/28/1132


Рецензии
Всё это написано во время, накануне Дня Победы.Похвально и спасибо!

Валентина Вильчек   18.04.2012 11:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.