Правила бегства или...

Правила бегства или почему Пьеро скачет верхом на зайце?

А в самом деле, почему не выбрано более удобное средство передвижения? Хотя бы не такое экзотическое.

Например, лошадь или другое ездовое животное – осёл, мул, верблюд, в конце концов, антилопа или хотя бы коза.

Но нет, выбран заяц, ушастое робкое существо. Беззлобное и травоядное. Из слабостей можно только отнести любовь к морковке и капусте. И всё!

А как он появляется в повести – этому посвящена целая глава №18 под названием «БУРАТИНО БЕЖИТ ИЗ СТРАНЫ ДУРАКОВ И ВСТРЕЧАЕТ ТОВАРИЩА ПО НЕСЧАСТЬЮ».

Вообще-то Буратино пускался бегством несколько раз.

1. Когда сбежал в первый же день из каморки Карло, но не смог увернуться от огромного полицейского на перекрёстке. (неудачно)

2. Когда спасался от разбойников, но был ими пойман и повешен на ветке дуба (неудачно)

3. Когда сбежал по подземной норе из чулана Мальвины, до косогора, под которым его поджидали кот и лиса ( удачно, но из огня дав в полымя)

4. Потом Буратино побежал из Страны Дураков по дороге и встретил Пьеро (удачно)

5. Потом он убегал, прячась за петухом из харчевни, когда его расшифровали (удачно)

6. Потом начал поиски своих пленённых друзей, схваченных в пещере и обнаружил их связанными в тележке губернатора (удачно)

Только-только он с друзьями решил убежать от банды Карабаса, но их спасло появление Карло. До встречи с Пьеро сам Буратино убегал от разбойников тоже по заячьи:

«Ай-ай! – завизжал Буратино и, как заяц, припустился к чёрному лесу» (Т.8, С.165)

То есть беглец Буратино встречает другого беглеца. Они оба бегут.

Но бегство у них резко отличается - цели у этих беглецов совершенно разные.

Буратино бежит из страны к дому, или хотя бы, к дружескому приюту. За ним уже нет погони. Он пережил казнь и своеобразный этап клинической смерти и крещения водой в водоёме.

Он как бы умер и возродился заново к новой жизни. Он совершенно свободен: «Черепаха Тортила не указала дороги из Страны Дураков. Буратино бежал куда глаза глядят». Сейчас это выражение модернизировалось в «ехать, куда фары глядят!»

А Пьеро бежит – от: спасаясь от преследования и неминуемого наказания за чрезмерное любопытство. За ним погоня – он загоняемая и почти уже загнанная жертва. Он будущий пленник. Загнанная жертва.

Вот кого встретил на дороге Буратино – сплошной  комок страха!

«Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек. Сейчас же послышался собачий лай. Буратино прижался к скале. Мимо него, свирепо сопя носами, промчались два полицейских бульдога из Города Дураков. Серый комочек метнулся с дороги вбок … Вдруг серый комочек опять перескочил дорогу».

Обратите внимание – даже не комок, а так, маленький, посеревший от страха комочек, трижды пересекает ему дорогу.
Почему же этот комочек маленький?

А потому, что на нём сидит уже не человек, а бледный от страха, запуганный до смерти человечек. Это словечко повторяется тоже трижды – комочек =человечек. Так это он от страха - съёжился, постарался быть совсем незаметным, по детски спрятался в себя.

Буратино успел разглядеть, что это заяц, а на нем верхом, держа его за уши, сидит бледный маленький человечек.

Несмотря на погоню, Буратино смог разглядеть и седока и то, на чём он сидит верхом. Он тоже решил бежать и не попасться в чужой для него погоне.

   В третий раз серый заяц перескочил дорогу. Маленький человечек, задев головой за ветку, свалился с его спины и шлепнулся прямо под ноги Буратино.
   -Ррр-гаф! Держи его! - проскакали вслед за зайцем полицейские бульдоги: глаза их были так налиты злостью, что не заметили ни Буратино, ни бледного человечка.
   - Прощай, Мальвина, прощай навсегда! - плаксивым голосом пропищал человечек.

В этом отрывке снова и снова подчёркивается максимальное выражение страха, даже голос у него, а голосок, точнее - плаксивый писк.

И только тут Буратино опознал его:

   Буратино  наклонился  над ним и с удивлением увидел, что это был Пьеро в белой рубашке с длинными рукавами. Он лежал головой вниз в колесной борозде и, очевидно, считал себя уже мертвым и пропищал  загадочную фразу: "Прощай, Мальвина, прощай навсегда!", расставаясь с жизнью.

Естественно Буратино применил весь свой арсенал по оказанию срочной помощи, как советует медицина катастроф из нашего славного МЧС во главе с Шойгу:
 Буратино  начал  его тормошить, потянул за ногу, - Пьеро не шевелился. Тогда Буратино отыскал завалившуюся в кармане пиявку и приставил ее к носу бездыханного человечка. Пиявка, недолго думая, цапнула его за нос. Пьеро  быстро  сел, замотал головой, отодрал пиявку и простонал:
   - Ах, я еще жив, оказывается!

Поэтому, если у вас завалялось пара-другая пиявок в кармане, вы можете легко оживить любого человека. Тем более многие так и живут, не приходя в сознание – а с пиявочкой-то, шалишь, её то не обманешь!

Но Буратино только начал своё дознание:

   Буратино  схватил  его  за  щеки, белые, как зубной порошок, целовал, спрашивал:  - Как ты сюда попал? Почему ты скакал верхом на сером зайце?

А, в самом деле, что он здесь делает? Тем более, на таком экстравагантном виде гужевого нелицензионного транспорта.

И, главное,  почему именно на зайце, а не на козе? Ну умеет Буратино задавать точные вопросы. Отличный бы из него вышел дознаватель!

- Буратино, Буратино, - ответил Пьеро, пугливо оглядываясь, - спрячь меня поскорее... Ведь собаки гнались  не за  серым  зайцем, -  они  гнались  за мной... Синьор Карабас Барабас преследует меня день и ночь. Он нанял в Городе  Дураков полицейских собак и поклялся схватить меня живым или мертвым.   Вдали опять затявкали псы. Буратино схватил Пьеро за рукав и потащил  его  в заросли мимозы, покрытой цветами в виде круглых желтых пахучих пупырышков.
   Там,  лежа на прелых листьях. Пьеро шепотом начал рассказывать ему:
   - Понимаешь, Буратино, однажды ночью шумел ветер, лил дождь как из ведра...
<…>
   Синьор Карабас Барабас увидел меня.
   --  Ты подслушиваешь,  негодяй! - И  он  кинулся,  чтобы схватить меня и бросить в огонь, но опять запутался в бороде и со страшным грохотом, опрокидывая стулья, растянулся на полу.
   Не  помню,  как  я  очутился  за  окном,  как  перелез через изгородь. В темноте шумел ветер и хлестал дождь.  Над моей головой черная туча осветилась молнией, и в  десяти шагах  позади  я  увидел  бегущих  Карабаса Барабаса и продавца пиявок... Я подумал: "Погиб", споткнулся, упал на что-то мягкое и теплое, схватился за чьи-то уши...
   Это  был  серый  заяц.  Он  со  страху   заверещал, высоко подскочил,  но я крепко держал его за уши, и мы поскакали в темноте через поля, виноградники, огороды.
   Когда заяц уставал и садился, обиженно жуя  раздвоенной губой, я целовал его в лобик.
   -- Ну пожалуйста, ну еще немножко поскачем, серенький...
   Заяц  вздыхал, и опять мы мчались неизвестно куда-то вправо, то влево...
   Когда тучи разнесло  и  взошла  луна,  я  увидел  под  горой городишко с покосившимися в разные стороны колокольнями.  По дороге к городу бежали Карабас Барабас и продавец пиявок.
   Заяц сказал:
   --  Эхе-хе,  вот  оно,  заячье  счастье!  Они  идут  в Город Дураков, чтобы нанять полицейских собак. Готово, мы пропали!
   Заяц упал духом. Уткнулся носом в лапки и повесил уши. Я просил, я плакал, я даже кланялся  ему  в  ноги.  Заяц  не шевелился.
   Но когда из города выскочили галопом два курносых бульдога с черными  повязками  на  правых  лапах, заяц мелко задрожал всей кожей, -- я едва успел  вскочить  на  него  верхом,  и  он  дал отчаянного стрекача по лесу...
   Остальное ты сам видел, Буратино.

Да, остальное мы видели.

Но зачем автору заяц? Ведь не просто так он вошел в эту сцену, что же нового сообщает он своём седоке?

Итак, смотрим…

Во-первых, заяц (или кролик) у многих культур - символ плодородия и сексуальной активности. Вспомним, например, всем известный знак журнала «Плейбой».

Конечно, способность к размножению немного преувеличена, но он прочно остаётся женским символом воспроизводства, иногда символом беременности. В африканских, индейских, кельтских, буддийских, китайских, египетских, греческих, индуистских и тевтонских мифах отмечается также его невоздержанность и сексуальность. Заяц – как символ страсти.

Во-вторых, он часто появляется в качестве жертвенной или спасительной фигуры. Все помним некрасовкого деда Мазая, который спасал зайцев.
Например, способность зайца быстро скакать по скалам сделала его также аллегорией верующего, ищущего прибежища во Христе. Поэтому заяц, отмечает З.Соколова, наряду с яйцом, как символами плодородия являются символами христианской Пасхи и в настоящее время.
 
В-третьих, заяц в русских народных сказках – хранитель «кощеевой смерти», он недруг водяного, лучший знаток леса, покровитель растений, и (опять таки! ) символ мужской силы.

В-четвертых, обычно заяц символ трусости, несмелости. Недаром, безбилетных пассажиров на транспорте обычно называют «зайцами».

В-пятых, часто зайца изображают как неистового хвастуна и большого зазнайку. В цикле русских народных сказок, кстати в обработке самого автора Буратино - Алексея Толстого есть «Заяц-хваста», «Лиса и заяц». Подобный образы есть в его цикле «Сорочьих сказок».

Однако, он может быть совершенно безрассудным и даже бешеным животным. Именно поэтому Льюис Кэрролл отметил это в образе Безумного Мартовского зайца в «Приключениях Алисы».

В общепсихологическом плане отмечается, что заяц олицетворяет робость, нежность, застенчивость. 

Таким образом, заяц является определённым отражением, двойником самого Пьеро, его характера и зацикленности на любовных отношениях. Его пусть и временное появление дополняет образ лирического поэта – символиста, описанного автором, хотя и иронично, но с любовью.

Да, он трусоват, но симпатичен.
 
Он всё время твердит о любви, вызывая постоянно смех практичного реалиста Буратино, да и всех остальных персонажей. Они справедливо считают его неуклюжим и нелепым носителем дрянных стишков. Но вдруг он начинает сражаться и делается хоть слабым, но всё - таки бойцом.

Зато он верный друг, а его пристрастие к стихам простительна – что же все поэты немного не от мира сего. Как отмечал Александр Пушкин, поэты рождены для вдохновенья, для рифмы сладкой и молитв…

Смотри страницу: http://proza.ru/2011/12/20/1656


Рецензии
Сколько интересного почерпнул! Так и хочется попробовать поубегать!

Митрофан Доброгот   01.06.2012 08:47     Заявить о нарушении
Дорогой Митрофан! Не советую, так на убегающего все обращают внимание и могут сделать какую-нибудь пакость. Подставить ножку, бросить камень, спустить собак. Лучше сделать вид, что ты тренируешься как спортсмен. Бежишь для себя и можешь остановиться в любой момент и дать сдачи. Чтобы не лезли.

Николай Малофеев   02.06.2012 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.