Тема пиратства в литературе xvii-xxi вв

Пираты и корсары – герои приключенческих романов… Как зародился жанр «пиратского» романа и откуда писатели почерпнули сведения о морских разбойниках?
Если о деятельности корсаров можно судить по официальным документам: каперским патентам, счетам, приказам, – то с пиратами дело обстоит гораздо хуже. Естественно, они не афишировали свои дела.
Основным источником для литераторов послужили пиратские мемуары.
Самым главным из них было и остается сочинение Александра Оливье Эксквемелина «Пираты Америки», впервые изданное в 1678 г. в Амстердаме. Книга сразу же стала пользоваться огромной популярностью. Уже в 1679 г. в Германии появилось немецкое издание «Пиратов…», в 1681-1684 гг. в Мадриде, одно за другим, вышло три испанских издания, в 1685-1705 гг. в Англии бестселлер выходил четыре раза, во Франции – трижды [1]. Знаменитому пирату Генри Моргану, который тогда находился в Англии, показалось, что он представлен в книге не лучшим образом. Он подал на издателей в суд за клевету и выиграл дело, получив компенсацию за моральный ущерб [2].
Во времена Петра I несколько экземпляров этой нашумевшей книги попало и в Россию. Как знать, не читал ли ее и сам царь… «Пиратов…» читали и во времена Екатерины. Просветитель Ф. В. Каржавин (1745-1812), долгое время живший в США и побывавший на Кубе, готовил перевод книги на русский язык, но по каким-то причинам не завершил его… Так что впервые «Пираты Америки» в России были изданы лишь в 1968 году [3].
Удивительно, но книга, послужившая источником для стольких романов, изображает пиратов без всякого романтического ореола. Это записки человека, который провел среди пиратов несколько лет. Личность автора, впрочем, остается загадкой. Он то ли голландец (книга впервые вышла именно на голландском языке), то ли француз. По профессии он был врачом. В 1666 г. он отплыл на Тортугу как слуга по найму. А в действительности оказался попросту рабом. Получив свободу в 1669 г., Эксквемелин присоединился к буканьерам, принимал участие в набегах Генри Моргана. В 1674 г. Эксквемелин вернулся в Европу, осел в Амстердаме и приступил к работе над книгой. В 1697 г. он снова побывал в Карибском море, служа врачом у французских буканьеров, разграбивших Картахену [4].
Несомненно, читали «Пиратов Америки» и Джонатан Свифт, и Даниэль Дефо.
Еще одним знаменитым пиратским мемуаристом был Уильям Дампир, совершивший кругосветное путешествие в составе каперской экспедиции Вудса Роджерса. В феврале 1697 г. вышла его книга «Новое путешествие вокруг света». Следом Дампир выпустил вторую книгу «Путешествия и впечатления» (1699 г.), затем третью – «Путешествие в Новую Голландию» (1703 г.) [5].
Писали мемуары французские корсары Клод де Форбен и Рене Дюге-Труэн.
В начале XVIII в. в Лондоне была опубликована книга под названием «Всеобщая история грабежей, смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами, а также их нравы, порядки, вожаки и их правление», автором которой значился «Капитан Чарльз Джонсон». За этим изданием последовала «Всеобщая история пиратов» (1724), открывавшаяся очерком «О капитане Эйвери и его команде», а потом был напечатан второй том, в который входила рукопись «капитана Миссона» с рассказом о республике Либерталии, созданной пиратами на Мадагаскаре. Этот труд несколько раз переиздавали вплоть до 1972 года, а в конце 1970-х годов вдруг выяснилось, что ее настоящий автор – Даниель Дефо. Однако с конца 1980-х годов авторство Дефо вновь стало оспариваться в пользу пока неизвестного капитана [6].
Дефо в своих произведениях не раз обращался к «пиратской» теме. В 1719 г. вышел в свет «Робинзон Крузо», а в следующем году Дефо опубликовал книгу «Жизнь и пиратские приключения капитана Сингльтона» – дневник пирата, которого никогда не существовало.
Новый всплеск интереса к пиратской литературе приходится на первую треть XIX в., с развитием романтизма. В 1821 г. был опубликован роман Вальтера Скотта «Пират» [7].
В 1824 г. вышел в свет роман Фенимора Купера «Лоцман» о знаменитом корсаре Джоне Поле Джонсе, считавшемся основателем флота Соединенных Штатов (кстати, именно обсуждение романа Вальтера Скотта «Пират» и подтолкнуло американского писателя к созданию «Лоцмана), а в 1828 г. появляется знаменитый «Красный корсар». У. К. Брайант писал в 1850 г., что Купер «в своем романе «Лоцман» создал образ, который будет жить так же долго… как любой из героев Шекспира» [8].
В конце 20-х гг. XIX в. литературу приходит капитан Марриет. Его романы дают верные и правдивые картины жизни английских моряков [9].
Однако основные характерные черты пиратской атрибутики: попугай на плече, деревянная нога, повязка на глазу, «черная метка» – впервые появились в романе Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Более того, именно Стивенсону пришла в голову идея о зарытых пиратских сокровищах и картах, где крестиком отмечено место клада. Так началось создание пиратской мифологии. «Остров сокровищ» – это произведений  в основном для детей и появилось оно впервые на страницах детского журнала «Young Folks» (1881-1882) под названием «Судовой повар, или Остров сокровищ». Первый вариант названия свидетельствует о том, что сам Стивенсон считал главным героем отнюдь на Джима Хокинса, а именно Джона Сильвера. В представлении автора его герой был совсем не романтической фигурой, а устрашающим символом пиратской действительности [10].
В XIX в. дань теме пиратов отдали такие мастера историко-приключенческого жанра как Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Фредерик Марриет, Александр Дюма-отец, Эмилио Сальгари, Гюстав Эмар, Висенте Рива Паласио.
В XX в. на смену кровожадным убийцам пришло новое поколение пиратов – литературных персонажей. Это были настоящие герои, умные честные, они сражались за правое дело и спасали знатных дам от смертельной опасности. Виновником появления этого образа считается Рафаэль Сабатини. Хотя первые его книги были осмеяны как «юношеские», «Одиссея капитана Блада» надолго определила стандарты для последующих романов о морских разбойниках [11]. Однако образ благородного пирата появляется еще в XIX в.: в романах Висенте Рива Паласио и Эмилио Сальгари.
Наиболее полное воплощение эти два диаметрально противоположных образа пирата:  чудовища и благородного героя – нашли в произведениях Артур Конан-Дойла и Рафаэля Сабатини. Первый создал капитана Шарки, второй – капитана Блада. Образ Шарки заключает в себе все пороки худшие качества, которыми обладали пираты,  образ Питера Блада – все лучшее, что существовало в «джентльменах удачи» [12].
Писатели XX века и унаследовали две противоречащие друг другу тенденции «пиратской» литературы. Согласно первой, пираты – это порядочные и честные люди, а испанцы, которых они в основном и грабят, негодяи. Согласно второй традиции, все пираты – кровожадные монстры.
Большинство героев таких романов – вымышленные персонажи, но встречаются и реальные пираты: Тич Черная Борода, Морган, Кидд…
Таким образом, литературные пираты – это либо благородные герои, мстители или жертвы обстоятельств, либо чудовища порока.
К тому же, в современной литературе и в кино прочно утвердились стереотипы: пираты носят серьги в ушах, повязывают голову платком, тела их покрыты татуировкой. Они обладают мощными кораблями, вступают в бой с военным флотом и т. д.
«Реальный мир Моргана и Тича» превратился в вымышленный мир Джека Воробья» [13].

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Кир Н. Об «эпохе пиратов» и авторе книги // Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М.: КАМИ, 1994. С. 5-6.
2. Глаголева Е. В. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана. М.: Молодая гвардия, 2010. С. 354.
3. Кир Н. Указ. соч. С. 5-6
4. Рогожинский Ж. Энциклопедия пиратов. М.: Вече, 1998. С. 667.
5. Глаголева Е. В. Указ. соч. С. 365.
6. Там же. С. 366.
7. Пирсон Х. Вальтер Скотт. М.: Молодая гвардия, 1978. С. 162.
8. Иванько С. С. Фенимор Купер. – М.: Молодая гвардия, 1991. С. 53-54, 65.
9. Быков С. П. Капитан Марриет // Марриет Ф. Собрание сочинений: в 8 т. Ставрополь: Кавказский край, 1993. Т. 1. С. 6-7.
10. Констам Э. Пираты. Всеобщая история от Античности до наших дней. М.: Эксмо, 2009. С. 450.
11. Там же. С. 435.
12. Гребельский П. Пиратские истории. СПб.: [б. и.], 1994. С. 184.
13. Глаголева Е. В. Указ. соч. С. 373.


Рецензии
Интересно и познавательно! А женщины-пираты есть? Я вроде одну такую знаю! Удачи, Ольга! Или как там говорят: "Семь футов под килем!"

Юрий Николаевич Егоров   02.12.2017 12:28     Заявить о нарушении
Конечно, есть. Но Карибское море - не мой регион и период.

Ольга Колотова   02.12.2017 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.