Глава 11. Расширение рынка сбыта

  Теперь Серёжа и я занялись расширением «сферы приложения наших услуг». Расширение шло по трём направлениям. Во-первых, мы расширялись чисто географически. Кроме Геленджика и ближайших к нему посёлков, мы «проникли» в серьёзные магазины Новороссийска, Армавира, Туапсе, Новочеркасска.

 Во-вторых, мы стали отдавать в разные города на реализацию канцелярские товары хорошим людям и некоторым другим, которые, к сожалению, на проверку оказались совершенно непорядочными людьми.
 
В-третьих, у нас появилось некоторое количество покупателей, бравших товар оптом с немедленным расчётом. И это был, конечно, самый приятный вид бизнеса.

 Все эти виды нашего бизнеса были связаны с постоянными поездками по стране. Ездили больше всего по городам и поселкам Краснодарского края и Ростовской области, а также в Курчатов Курской области и в Москву. В феврале 1996 года, возвращаясь домой, на дороге между Новочеркасском и Ростовом Сергей попал в аварию.
 
 Наш любимый ярко - красный ВАЗ-2103 после этой аварии перестал существовать: всю его правую сторону смял встречный КАМАЗ. Серёжу с сотрясением мозга, рваными ранами лица и бедра, помятой грудной клеткой, множественными ушибами и выбитыми зубами привезли в больницу посёлка Аксай (на окраине Ростова).

 Я узнал об аварии, позвонив в Геленджик незадолго до выхода судна из Стамбула, где находился в очередном "челночном круизе". Через день после аварии в Ростов приехала Ирина и стала ухаживать за Сергеем. Ей активно помогали в этом её ростовские друзья Милькевичи и Ивлиевы. В больнице Сергей лежал около двух недель.

 Когда я приехал забрать Серёжу из больницы, он ещё был "ограниченно транспортабелен". Нам (Ирине и мне) в операции по "погрузке" Сергея в вагон помогал Анатолий Милькевич, не забывший захватить с собой "на проводы" большую бутылку портвейна. Все три наших места были в одном купе. Разместившись, мы разлили портвейн по стаканам, чтобы вместе с провожающим Анатолием до отхода поезда выпить за счастливый исход транспортного происшествия.

 И тут в купе вошёл четвёртый пассажир, слегка уже весёлый офицер с погонами лётчика. Увидев бутылку вина и наполненные стаканы, он с нескрываемым восхищением произнёс: "Вот это дело! Поезд ещё не тронулся, а вы уже разлили!" И, конечно, присоединился к нам. После отхода поезда он "добавил" с друзьями - офицерами. А ночью "слетел" со своей верхней полки, свалившись точно на Сергея. Настоящий лётчик! 

  ПАРТНЁРЫ БЫЛИ РАЗНЫЕ.
 Самым успешным нашим партнёром иэ тех, кому мы давали товар на реализацию, стал Андрей, друг моего сына Серёжи по годам его учёбы в Новочеркасске. Андрей начинал с нуля. Чтобы он смог заниматься бизнесом, мы передали ему имевшийся у нас «Москвич», на котором он и стартовал в новую жизнь. (Об истории появления этого «Москвича» будет рассказано чуть позже.)

  Довольно скоро Андрей заработал приличные деньги, купил себе хороший новый автомобиль, большую квартиру в Новочеркасске в хорошем новом доме и т.д. Со временем он поменял амплуа, теперь он занимается торговлей совсем другими товарами. У нас сохранились самые лучшие отношения с ним и его женой Лилией, и остались приятные воспоминания о совместной работе.
 
  Одно время на втором после Андрея месте по объёму продаж нами поставляемого товара был житель Армавира Д – й, бывший партийный работник, остроумный и весьма нагловатый человек с хорошо подвешенным языком. До моего знакомства с ним в его жизни уже были взлёты и падения.
  Он начал работать с нами, будучи «на нуле» (или хуже того). Поначалу работал довольно активно. При этом говорил, что ему тяжело и трудно работать без автомобиля. И добавлял, что такой бизнес вообще «не его уровень»: слишком мелок для него. Для повышения эффективности и облегчения работы партнёра мы купили для него подержанный «Москвич».
 
  Но получив автомобиль, он не стал работать активней. Через некоторое время узнали, что Д-й часто катается на «Москвиче» из Армавира в Краснодар, отнюдь не ради реализации товара, а участвуя в избирательной компании какой-то партии.

  В результате дефолта 1998 года мой долларовый долг Али в рублёвом исчислении резко вырос. Я стал собирать деньги со всех, кто был на тот момент должен мне, чтобы отдать Али возможно большую часть долга.

  Д-й на тот момент был должен мне около 1500 долларов. На вопрос по телефону, когда он приедет ко мне из Армавира, чтобы отдать свой долг, Д-й ответил, что долг отдать не сможет, так как дефолтом «государство его кинуло».

 Совершенно случайно я узнал, что совсем недавно Д-й купил дачу «на горе» вблизи Геленджика и что сейчас он находится на этой самой даче. Один наш знакомый,  «доброжелатель» Д-го, рассказал, как его найти.

  В садовый кооператив на «Безносой горе» мы приехали втроём (Ирина, Сергей и я). Д-го нашли в домике на участке, купленном на наши деньги. При виде нас его лицо сначала побелело, потом пошло пятнами. Не думаю, что от стыда. Скорее – от страха. Видимо, думал, что мы приехали бить его. Он, обычно самоуверенный, растерялся, стал произносить какие – то нелепые слова. Вид его был омерзителен. Это был вид преступника, застигнутого на месте постыдного преступления.
 
 Наверное, и следовало бы побить его, хотя бы ради «морального удовлетворения». Но в доме рядом была его жена. Да и не стали бы мы бить его, даже если бы рядом не было его жены.
 
  Поняв, что физическая расправа ему не грозит, Д-й быстро обнаглел. И на мои слова, что автомобиль («Москвич») мы немедля забираем, сказал, что не отдаст его, а тут же столкнёт с горы, чтобы автомобиль разбился. Автомобиль мы, конечно, забрали. Д-й исчез из Геленджика, так и не вернув наши деньги.

  И вообще Армавир в тот дефолт оказался нашей самой больной точкой. Кроме Муна и Д-го, там жил ещё один «коммерсант», которого, как и Муна, нам рекомендовал Д-й (!!!). Две или три партии товара этот человек быстро продал, заработав для себя и вернув нам наши деньги с прибылью. Затем мы дали ему ещё одну партию товара. А у него к этому времени возникли некоторые личные проблемы. И добавился дефолт, который добил его.

 Так  только в Армавире мы потеряли около 4000 долларов. Были потери и в других городах. Некоторая часть этих потерь в рассрочку в течение нескольких лет добросовестными людьми была возвращена нам. Но не все оказались добросовестными должниками. В итоге наши безвозвратные потери во время дефолта составили очень существенную сумму.
 
  Зато Али пошёл нам навстречу. Прежде всего, он уменьшил наш долг, несколько уменьшив (в связи с дефолтом) норму своей прибыли в цене проданного нам товара. И, что ещё важнее, не отказал нам в товарном кредите. Мы смогли продолжить бизнес, и через некоторое время отдали долг.


Рецензии
Молодец, Али! Он знал, что получит свои деньги, так как знал не только законы торговли...

Татьяна Григорьевна Орлова   27.01.2012 15:28     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, Т.Г.!

Владилен Николаев   31.10.2012 21:30   Заявить о нарушении