Штрихи и стихи к биографии Владимира Орлова

      Владимир Натанович Орлов (8 сентября 1930 — 25 ноября 1999),
 

   Мои друзья из севастопольского издательства «ЭКОСИ-Гидрофизика» , руководимого талантливым человеком , лауреатом Государственной премии СССР в области космических исследований Юрием Терёхиным решили, - посоветовавшись сами с собою! - ко дню моего шестидесятипятилетия преподнести подарок. А что может быть лучшим подарком для человека пишущего, чем его собственная книга, изданная, - как в лучшие советские времена! - бесплатно для автора! Да ещё такая, за которую гонорар можно получить!
И такая книга "ИСТОРИИ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ" появилась вскорости.
В этой книге, помимо моих «севастопольских рассказов», были и поздравления в стихах и прозе. И среди них я вдруг увидел знакомую подпись:
 
"Владимир Орлов. Жму руку. 5.04.96 г. г. Симферополь".
А за подписью - стихи:
 
 МИХАИЛУ ЛЕЗИНСКОМУ
 
Люблю я Мишу выше крыши,
А, может быть, ещё повыше.
Хоть он разбойник и бродяга,
А по годам, - совсем салага!
Девчатам русским по душе ,
Земляк по имени Моше .
 
Перед самым отъездом в Израиль, я приехал из Севастополя в Симферополь к Владимиру Орлову, чтобы поблагодарить за поздравление и сказать прощальное « прости-прощай »...
 
 С Вовкой дружить было сложно, - такой уж у него был характер скрипучий, и мы с ним часто сорились, сходились и расходились... и так в течении многих-многих лет...
 Ноны, - его, жены, выдерживающий с внутренним достоинством проделки мужа! - дома не было, она гостила у сына в Израиле! - а была какая-то молоденькая девочка, которую Нона попросила ухаживать за больным мужем.
 
- Старик! - обрадовался Володя, будто не было десятилетней размолвки. - Радуйся! У меня вышла книжка с очень раздражающим для некоторых названием «Еврейское счастье». Я тебе надпишу!
И он, волоча больные ноги и своё грузное тело, вдавливая костыль и ноги в ворсистый ковёр, прошкандыбал к книжной полке.
 
Я отвернулся. Мне хотелось плакать. Я не думал, что он ТАК болен и Так беспомощен. Я тоже не помолодел, но я старился медленно, наблюдая своё лицо в различных зеркалах , а он - мы не виделись с ним очень и очень долго, - в один день.
Володя достал с книжной полки «Еврейское счастье» и надписал:
 
Мише Лезинскому:
 
Последний кусок колбасы
Я в старости отдал бы смело
-Лишь только бы наши часы
Затикали справо налево.
 
 А потом мы на кухне пили чай, - словно не было десяти лет разлуки! - и ударились в воспоминания: в сегодня , в завтра, в двухтысячный год. Хотя мы и не встречались, но друг о друге знали всё. Говорили и о наших детях, ставшими неожиданно взрослыми. Рассказывал о Юрке, как тяжело ему приходится в Израиле… Вспомнили и о том времени, когда он слушал «вражьи голоса» и делился со мною - тогда об Израиле он, да и я, были лучшего мнения...
Вспомнил он и мою дочку Олю, которой когда-то в Севастополе, - он приезжал вместе с Ноной ко мне в гости , - и, которая ему очень понравилась. Оля спросила у него: «Что ты ешь во рту?» И он тут же, восхитившись этой фразой, надписал свою очередную книжку, изданную в Москве только что «Чудеса приходят на рассвете »
 
«Желаю Оле
 Счастливой доли!
 Вл. Орлов .»
 
А потом дарил ей свои детские книжки, которые она и привезла в Израиль.
Володя поинтересовался, как ей живётся ? И я честно сказал: трудно,
- Я хочу, - сказал Володя, - надписать и ей книжку, девочке, которую я видел маленькой. И написал на «Еврейском счастье»:
 
«Трудно мне без Оли,
Как Орлу в неволе!
От автора и друга.»
 
И расписался , не забыв поставить дату: 29 авг. 1986 .
 
- Прощай! сказал Володя и обнял меня. - Больше не увидимся в этой жизни.
- Ну что ты, Вова, я приеду...
 
 И сегодня, через много-много лет, на исходе века, стараюсь припомнить, о чём же мы вели разговоры в те далёкие годы, когда были здоровы и полны творческих планов?..
Естественно для пишущих , да ещё для евреев , о женщинах: кто? где? когда? - мы были несколько моложе и эта тема явно преобладала в наших разговорах.
Но не только об этом шла речь. Это было время , когда детский поэт Сергей Баруздин «перекрыл кислород» Владимиру Орлову, поэту, пишущему для детей - он выступил в « Литературной газете» со статьёй, где, - цитирую по памяти, - Баруздин писал: отчего это Новосибирское краевое издательство печатает и извещает о своих намерениях и в дальнейшем печатать, стихи симферопольца Владимира Орлова!?. Что им, в краевом издательстве, - «краевом» было подчёркнуто, недостаточно своих поэтов с сибирской пропиской!?..
После такой постановки вопроса, Орлова не только Новосибирское издательство перестало печатать, но и родное - симферопольское
Да что там - Симферопольское! В Москве тоже печатать перестали , несмотря на заступничество Самуила Маршака и Агнии Барто . Несмотря на доброжелательность всех редакторов,- кроме крымских! - с коим соприкасался Володя Орлов.
Плохим поэтом был Баруздин , но крупным начальником в Союзе писателей СССР, могущим позвонить в ЦК КПСС! Последнее считалось большим преимуществом.
Но не с бухты же барахты он выступил в солидной газете, серьёзные мотивы должны присутствовать.
Высказываю свою мысль: да , мотивы были! Серьёзные-не серьёзные это как на это посмотреть!
Дело в том, что детские стихи Сергея Баруздина и стихи для детей Владимира Орлова появились на одной странице в русском журнале, выходящем на Украине , "РАДУГА". Одновременно. Бок о бок. Заканчиваются Володины стихи, начинаются Баруздина. Талантливые - Орлова, « средней упитаности» - Баруздина. Кто-то явно хотел щёлкнуть по носу Сергея Баруздина стихами Владимира Орлова - на фоне орловских стихов, серость баруздинских рифмосплетений особенно чётко просматривалась.
Хотели «щёлкнуть по носу Баруздина», но тот увернулся и выпад срикошетил по еврейскому носу Владимира Орлова...
Уже отсюда, из Израиля, я попытался продолжить наш давний разговор о Баруздине, написал ему об этом в письме. Получил ответ:
 
«... а вот с Баруздиным посложней. Я до сих пор не знаю, какая сука его натравила на меня. Ведь именно в то время он очень заботливо ко мне относился: дал рекомендацию в СП ( Союз писателей - М.Л.) , в трудную минуту беспрекословно одалживал деньги , пытался устроить меня на Высшие курсы Литинститута. Сдаётся мне, что он вдруг узнал о моей пятой графе ( Пятая графа - национальность - М.Л.) Другой причины я найти не могу до сих пор.
Дело это в моей памяти заглохло, но ты разбудил эхо и оно до меня из того времени донесло какие-то воспоминания, связанные с душевной болезнью Баруздина. Сейчас эта история меня не трогает...»
 
Это из письма мне от Владимира Орлова от 15. 05.97 года!..
 
 И ещё в те далёкие дни, перераставшие в вечер и ночь, Нона стелила нам в вовкином кабинете ! Прокуренном насквозь, - и Володя, и я ещё курили тогда, пили водку и ухаживали за женщинами! - мы с ним беседовали о земле обетованной, - Володя регулярно ловил «вражеские голоса» и мы обменивались впечатлениями.
С кем он ещё мог поделиться!? Только с друзьями!
Вот тогда-то он и сказал, что написал два новых стихотворения. И - прочитал. Я заставил его переписать свежеиспечённые стихи в мой блокнот. Вот эти стихи для детей, навеянные исторической родиной:
 
Очень грустно
Пароходу -
Привязали
Пароход.
Пароходу
Нету ходу
Ни назад
И не вперёд.
Пароход
Повесил нос:
- Я не лошадь
И не пёс!
Почему же
Я привязан?
Почему же
Я наказан?
Почему меня
В портах
Держат люди
На цепях?
 
А вот второе плач-стихотворение!
 
Глядит на море
Пристально
Встречающий народ:
К своей родимой
Подходит пароход.
До этого мгновения
Прошёл он сто дорог,
Наверно, от волнения
Охрип его гудок.
В его иллюминаторы
Заглядывали скалы,
И солнышко экватора
Борта его ласкало.
Моря его качали,
Ветра над ним рычали,
Но чёрными ночами
За тридевять морей
Он думал о причале
На Родине своей.
И вот на море
Пристально
В порту глядит народ -
К своей
Родимой пристани
Подходит пароход.
Огромный
И железный,
он тихо заурчал
И нежно,
Нежно,
Нежно
Потёрся о причал.
 
- Прощай! сказал Володя и обнял меня. - больше не увидимся в этой жизни.
- Ну что ты, Вова, я приеду...
- Мужики, а плачут, - произнесла девушка, которую Нона оставила вместо себя, - и ... заплакала...
 
 Поэт, драматург , Владимир Натанович Орлов скончался в конце ноября ХХ уходящего века, не дожив до 2 000 года всего ничего, оставив нам сотни своих замечательных книг, переведённые на многие языки мира. Его именем названа  Крымская республиканская детская библиотека.
Почитайте его стихи , дышащие юмором и жизнью.
 +++
ЕСЛИ Б Я ИГРАЛ НА СКРИПКЕ

Я тропою
К лесу вышел,
На опушке отдыхал,
Сколько песен
Я услышал!
Сколько звуков
Услыхал!
 
Я пытался осторожно
Всё в тетрадку
Записать,
Но словами невозможно
Вам об этом
Рассказать:
 
Бормоча
У старой ели,
Пел родник на все лады,
На ветру
Дубы гудели,
Как огромные шмели.
 
В ручейке
Плескались рыбки,
Зяблик что-то
Распевал ...
Если б я играл
На скрипке,
Я бы это вам сыграл!
 
СКАЗКА О СТЕКЛЯННОМ ЧЕЛОВЕЧКЕ
 
Маленький,
Не больше,
Чем кузнечик,
Не боясь на свете
Ничего,
Жил да был
Стеклянный человечек
В доме у мальчишки
Одного.
 
За мальчишкой
Бегал он
Вприпрыжку,
От беды
Хранил его, любя.
И представьте,
Знал он про мальчишку
Всё, что знал
Мальчишка про себя.
 
Был он
При мальчишке,
Как советчик,
Но его мальчишка
Не любил,
Потому что,
Этот человечек,
То, что думал, -
То и говорил.
 
И за это
Днями и ночами
Тот мальчишка
На него кричал,
Запирал в буфете
И в чулане,
Чтобы человечек
Замолчал.
 
Но чулан
Без воздуха и света,
С крысами,
Шуршащими в пыли,
И любые сладости
Буфета
Ничего с с ним сделать
Не могли.
 
Так и жил он,
Никогда не пряча
Правды
От мальчишки своего,
Потому что,
Если ты прозрачен,
Ты не можешь спрятать
Ничего.
 
И схватил мальчишка
Человечка
И со злостью
Сбросил со стола,
И разбилось
Хрупкое сердечко
Из простого,
Чистого стекла.
 
А когда осколки
Отзвенели,
То глаза у мальчика
Тотчас
Потускнели
И остекленели
Холодом повеяло
Из глаз.
 
Он живёт и ходит
Рядом с нами,
Дома и на улице
Грубя.
Он глядит
Стеклянными глазами,
На меня глядит
И на тебя.
 
Он глядит на звёзды
И на речку,
На деревья, травы
И цветы.
Только, кто живёт
Без человечка, -
Тот не замечает
Красоты ...
 
В сказке нет
Намёка и подсказки,
Но возьмите сказку
Про запас,
Потому что
В этой самой сказке
Ничего не спрятано
От вас.
 
Для того,
Советом помогая,
Человечек
Рядышком живёт,
Чтобы жили вы,
Оберегая
Тех, кто любит вас
И бережёт.
+++
МАЛЬЧИШКА ТОМ

Мальчишка Том
Покинул дом,
Махнул ему рукой.
Всё дело в том,
Что этот дом
Стал вовсе не такой:
Скрипели двери
в нём не так,
Не так устроен
Был чердак,
И не такие деревца
Не так стояли
У крыльца.
И не такой
Была река,
И не такими -
Облака,
И мама в доме
Над рекой
Была какой-то
Не такой.
И Том поплёлся наугад,
Куда глаза глядят.
Его хлестал
И дождь, и град
Четыре дня подряд.
Мальчишка Том
На каждый дом
Поглядывал с тоской,
Но дело в том,
Что каждый дом
Был тоже не такой:
Скрипели двери
В нём не так,
Не так устроен
Был чердак,
И не такие деревца
Не так стояли
У крыльца.
И не такой
Была река,
И не такими -
Облака,
И в каждом доме
Над рекой
Бывала мама
Не такой.
Он шёл на север
И на юг
Чужою стороной,
Но сделал круг
И вышел вдруг
Опять к себе домой.
Мальчишка Том
Увидел дом,
Слезу смахнул рукой.
Всё дело в том,
Что этот дом
Внезапно стал такой:
И двери в нём
Скрипели так!
И так устроен
Был чердак!
И так стояли
У крыльца
Совсем такие
Деревца!
Совсем такой
Была река!
Совсем такими -
Облака!
А мама в доме
Над рекой
Была такой,
Была такой...
Такая мама
В доме том,
Какой нигде
Не видел Том!
+++

ОБЬЯВЛЕНИЕ

В четверг
Объявление было
В газете:
Внимание, дети!
Внимание, дети!
Пропала собака
По кличке Барбос.
Барбос от хвоста
И до носа оброс.
Он жил у вокзала,
По улице новой,
В квартире четырнадцать
У Ивановой.
Нашедшему выдадут
Много наград:
Конфеты, пирожные
И шоколад.
Не спит Иванова
Четвёртые сутки,
И двести мальчишек
Не спят ни минутки,
И триста девчонок
Награду хотят:
Конфеты, пирожные
И шоколад.
Но вот уже
Пятые сутки настали.
Мальчишки устали,
Девчонки устали,
Хозяйка от горя
Повесила нос.
Как вдруг в понедельник
Явился Барбос.
Нашёл он квартиру
По улице Новой
И радостно руку лизнул
Ивановой,
И просит за то,
Что вернулся назад,
Конфеты, пирожные
И шоколад!
+++

ЧЕРНЫЙ КОТ

Чёрной ночью
За окном -
Чёрный тополь,
Чёрный дом.
На скамейке
У ворот
Дремлет чёрный -
Чёрный кот
+++

На рассвете
За окном -
Синий тополь,
Синий дом.
На скамейке
У ворот
Дремлет чёрный -
Чёрный кот.
В ярком свете
Золотом
Встало солнце
За окном.
Тополь вдруг
Зазеленел,
Дом чуть-чуть
Порозовел,
Тени стали
Покороче,
Где-то радио
Поёт...
Тихо спит
Кусочек ночи
На скамейке
У ворот.
+++
Ну и Петя-петушок,
Удивились хрюшки, -
Почему ты гребешок
Носишь на макушке?
Говорит Петух в ответ:
- У меня карманов нет.
+++
У арбуза
Всюду пузо.
+++
ПАУЧОК

Паучок приехал
На базар:
Мухам паучок
Привёз товар.
Он его развесил
На осинке:
- Кто желает
Свежей паутинки?

РЕДИСКА

Редиске вымыли бока,
В тарелку положили.
Она красна была, пока
Её не раскусили.

СОВЕТ

Говорит рысёнку
Рысь:
- Ты, сынок,
Жевать учись!
Кто кого
Пережуёт,
Тот того
Переживёт!

ГАДЮКА

Зачем за ядом
Приходить в аптеку?
Я дам его бесплатно
Человеку.

УДАВ

- Мы все друзья,
И все мы братья, -
Сказал удав,
Раскрыв объятья.
+++
ВОРОНА
- Кра!-
Кричит ворона.-
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
- Стой, ворона
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана -
У тебя ведь
Нет кармана.
- Как?! -
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
- Что ж вы раньше
Не сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!
Укр-р-рали !
+++
ЧЕРТОПОЛОХ
Посеяли картошку и горох,
Взошли в полях зеленые растения.
И тут же закричал чертополох:
- Долой некоренное население!
+++
ПРОСЧЁТ
Клоп вздыхает, хмурит брови –
У него такой просчёт!
Он вкусил еврейской крови –
В нём теперь она течет.
Хоть по духу и по плоти
Он не сделался другим,
Но коллеги по работе
Не здороваются с ним.

«МАЛЫЙ НАРОД»
Вновь у нас писать возникла мода
О народе малом то да сё.
Нет на свете малого народа,
Разве сотня черная – и всё!


Рецензии
Литгазета его печатала на 16-й полосе, Виктор Веселовский

Сергей Лузан   25.08.2013 00:02     Заявить о нарушении
А я и не знал , дорогой Сергей ! Взяли , наверное, из интернета, а мне не сообщили . Впрочем , к этому мне не привыкать , читатали мне сообщают , что в Ангдии напечатали , то в Германии , то в Америке ... Из Канады даже газету прислали с моей публикацие .
Езё раз спасибо , Серёжа за прочтение и ... Спокойной ночи

Михаил Лезинский   25.08.2013 00:21   Заявить о нарушении
Нет, я имел в виду стихи Вл. Орлова

Сергей Лузан   25.08.2013 00:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.