Изготовление плота

     Вам когда-нибудь приходилось передвигаться по пересеченной местности, это значит напрямую и без нормальной дороги, с тяжеленным рюкзаком за плечами? Если приходилось, то вы со мной согласитесь, что переполненный автобус в час пик или попутная, тряская телега за «амброзирующей» лошадкой порой сравнимы со счастьем. Да! Немного же человеку надо. Под тяжелой ношей и на трудной дороге любой, попутный транспорт воспринимается откровенным чудом  и верхом достижений всей человеческой цивилизации.
     Понятно, что надеяться на попутную лошадь, собачью упряжку, самолет, пароход, поезд... не всегда возможно и поэтому хорошо бы расчитывать в основном только на свои силы. Как вариант, свое собственное средство передвижения: автомобиль, велосипед, лодка, плот... У собственных средств передвижения как всегда есть множество недостатков и чем дальше от населенных пунктов вы будете забираться, тем больше этих недостатков будет выявляться, а зависимость от целостности вашего средства передвижения будет только увеличиваться. Может даже наступить этап когда уже сразу и не поймешь кто (или что) в данный момент главней и нужней, вы сами или ваше средство передвижения.
    Еще «смешнее» варианты когда уже не вы едете на своем средстве передвижения, а оно едет на ваших плечах и хорошо если не большую часть всего пути. Как пример путешествия по горам на велосипеде. Немного едешь, но много тащишь свой велосипед. Или сплав по рекам. Для того чтоб добраться до реки, иногда приходится свои сплавсредства тащить на себе и если выясняется, что сплав по какой-то причине невозможен, то плавсредство тащат обратно на себе же. Примеров много можно вспомнить, и из-за этих примеров, и из-за опыта полученного от подобных примеров выбирают конкретный маршрут не потому, что этот маршрут самый интересный и познавательный для вас лично, а лишь потому, что именно на этом маршруте у вас будет меньше  проблем со своим средством передвижения.
    А хорошо бы найти средство передвижения прямо там где оно вдруг спонадобится, например, глиссер, катер на воздушной подушке, вездеход, самолет сразу с пилотом и механником... Не будем фантазировать, самое большое, что можно будет найти это груду бревен для плота, да и то если крупно повезет. А плот для сплава по реке или для путешествия по большому озеру еще надо суметь самостоятельно сделать. Понятно, что таскать с собой проволоку, трос, гвозди и железные скобы для связки (сплотки) подходящих, местных бревен в плот тоже не хочется. Материаллы для связки (сплотки) плота также должны быть из местного материалла. Вдруг бревна для плота не найдутся и груз из скоб и бухт проволоки не потребуется. Ну конечно же бывают исключения,  сегодня в заброшенных поселках по берегам рек можно найти и бревна, и проволоку, и скобы, и гвозди... Только где гарантия, что до вас в этом поселке не пошустрили более удачливые искатели крепежного материалла для своего плавсредства и не собрали все пригодное железо начисто, заодно спалив в кострах все доски и бревна с домов и сараев вокруг.
    Для справки, плоты делают не только из бревен. Чего только не используют в качестве плавучего материалла для плотов. Кокосовые орехи и футбольные камеры, сухой тростник и кору пробкового дерева, пустые канистры и надувные баллоны... Проблема только в надежном удержании плавучего материалла под общей рамой и в правильном расчете количества постепенно намокающего плавучего материалла. В особых случаях плот можно сделать из связанного хвороста. Представляете сколько этого хвороста надо собрать для плота? С бревнами проще, плот получится компактней и в изготовлении проще.
    Главное качество плота его плавучесть. Если готовый плот еле-еле держится на плаву сразу же после постройки, то завтра или послезавтра плот обязательно утонет. Поэтому в расчитах ставьте коэфициэнт на плавучесть побольше. И заранее поверьте, что плот из бревен легким не бывает.
     Вспоминаю случай из своей практики. Я, тогда еще желторотый мальчишка, под  началом зрелого и опытого мужика строил плот из телеграфных столбов в заброшенном таежном поселке. Столбы лежали рядом в куче, стандартного размера и диаметра, просушенные и просмоленные. Крепежного материалла было больше, чем мы могли использовать. Но мой начальник намеренно делал плот полегче, но поустойчивее, для этого он крепил бревна подальше друг от друга, а чтобы ноги не проваливались между бревнами, мы сделали настил по всему плоту из досок. Чего-чего, но работы мы не боялись. Испытания на плавучесть делать было не обязательно, получившийся плот тонул под тяжестью любого из нас. Для вещей был сделан помост из двух приколоченных скамеек с большим яшиком наверху. Не забыта была даже мачта с «флагом» из найденой яркой тряпки. Дня через три постройка плота была закончена и мы отправились в путешествие, вниз по реке. Под тяжестью обоих и наших вещей плот сразу же погрузился в воду. Мы благополучно переплыли заливчик до основного русла и побоявшись плыть над глубиной основного русла, поплыли по мелководью вдоль берега. Метров через двести сели на мель, да еще и между камней. Плот так и остался под водой, не всплыл даже после полной разгрузки. Все попытки снять плот с мели или хотя бы развернуть его оказались неуспешными. И я понял, что испытывают моряки покидая навсегда тонущий корабль. А над водой торчал ящик на скамейках и наш флаг гордо трепетал на ветру.
    Начальник изрек, что бревна-столбы все равно не плавают, хоть сколько их бери на плот и мы отправились дальше пешком. По старому вездеходному следу нам предстояло пройти по тайге и болотам всего-то чуть больше сотни километров. А чтобы было легче идти, мы в ближайшем сарае оставили большую часть своих «почти ненужных» личных вещей. Тогда у меня зародились сомнения, я подумал, что если бы мы взяли бревен побольше, не пять, а десять или пятнадцать, то мы бы не побоялись плыть по стрежню над глубиной и не застряли бы на первой мели.
    Потом я неоднократно убеждался, что плавучесть для плота самое главное качество, но нужны еще остойчивость и легкость в управлении. Для этого надо иметь возможность перемещаться по плоту чтобы подталкивать в нужном направлении нос и корму.
     Освоив плавание на лодках и катамаранах, вам придется осваивать плавание на плотах из бревен отдельно. Большая масса плота создает особые сложности в управлении и в частности во время причаливания к берегу на течении. Относительно большая длина плота (пять и более метров) также вносит особые поправки в управлении. Скорость потока в реке постепенно увеличивается от берега к основному руслу и причаливая к берегу или совершая маневр на поворотах можно, предположим, нос и корму плота завести в потоки с разными скоростями течения, что тут же приведет к развороту плота. Лодку в такие моменты можно запросто выправить веслом, а с плотом начнутся серьезные проблемы. Хорошо если ширина реки и отсутствие препятствий позволит сделать плоту оборот, в противном случае плот застрянет поперек реки. Иногда этим пользуются для причаливания к берегу. Нос плота подводят к берегу и пока плот разворачивается по течению привязывают нос к ближайшему (причальному) дереву. Плот на стоянках расположен носом против течения.  Отчаливают в обратном порядке, сначала отталкивают нос, течение разворачивает плот и в это время отталкивают от берега корму плота, далее плывя носом вперед по течению. Кстати, плоты из бревен собирают (сплачивают) так чтобы более тяжелые комли бревен были на корме и соответственно вершинки на носу. Такая компоновка приводит к большей легкости управляемости носа плота и всего плота в целом, но плот без управления на течениии будет постоянно проворачивать  вокруг центра массы плота и это надо обязательно учитывать. Плот даже на озерах может оказаться поноровистей своенравной лошадки, а на течении вообще капризен и с причудами. Но подкупает дешевизна изготовления и доступность материаллов на его изготовление.
     Я уже писал, что плот как плавсредство может быть изготовлен из различных материаллов. У всех плотов свой характер и норов. Плот из надувных баллонов по управляемости не хуже обычной лодки. В данном случае разговор о плотах из бревен. Для серьезного плавания на плоту нужна команда, также как и на паруснике. На паруснике одни заняты на мачтах с парусами, другие в это время помогают внизу. На плотах примерно также. На носу одна часть команды, на корме вторая и от слаженной работы всех зависит безопасность и успешность плавания. Для сплавщика одиночки на плоту все зависит от него самого. Он и командир, он и исполнитель. Он спасатель и сам же спасаемый. Некого ругать за нерасторопность, но не надо перед кем-то отчитываться за те же грехи. И все же, те проблемы что команда из нескольких человек преодолеет и не заметит, для одиночки могут оказаться неподъёмными. Поэтому хотя бы величина и грузоподъемность плота должны быть сравнимы с размерами команды. Может чуть-чуть в плюсе, но не более. Если передвижение на плоту по озеру напоминает чуть ускоренное передвижение улитки по стеклу аквариума, то передвижение на плоту по течению реки напоминает гонку автомобилей на выживание и чем больше скорость реки, тем экстремальней оказывается передвижение. Кстати экстрим начинается уже с небольших скоростей, на больших скоростях это уже не экстрим, а кошмар. Шесты управления ломаются как спички и на плоту должен лежать запас шестов, иначе останетесь без управления. В особо опасных местах лучше вообще не рисковать, перейти опасное место по берегу, а ниже по течению плот можно   сделать новый. И желательно научиться строить-сплачивать плоты используя только  местные материаллы, не используя принесенный из цивилизованных мест крепеж (проволоку, гвозди, скобы и т.д.).
    Понятно, что подобное желание появилось впервые еще при царе Горохе, а может и раньше и с тех времен были придуманы, проверены и опробованы самые простые способы постройки плотов. Вот эти способы или варианты рассмотрим.
    Для связки и привязки двух бревен к поперечной жерди делают кольцо переплетая как на рисунке гибкий, древестный стволик ивы, березы, ели, орешника, желтой акации... Если длины (или толщины) стволика не хватает, то свивают кольцо из двух (трех, четырех...) стволиков. Диаметр кольца заранее примеряют по бревнам. Кольцо одевается на бревна и с помощью клина крепится к поперечине. Точно также крепится к поперечине вторая и третья пара бревен.
    Древестные кольца по возможности можно заменить на проволочные, из троса или веревочные кольца. Выступающие кольца, особенно из мягких материалов могут перетереться или порваться, поэтому иногда кольца прячут в специально вырубленных (в бревнах плота) канавках.
    Во втором варианте, кстати более прочном и надежном, в бревнах плота на расстоянии не менее 60-80 см от торцов делают пропил типа ласточкин хвост. Пропил делают под небольшим углом чтобы можно было забить-заклинить поперечину. Сначала вытесывают поперечину и по ней делают пропилы в бревнах. Лишнюю древесину из пропилов выбивают топором.
     Пропилы делают двух видов. Первый вид (а) для заклинивания поперечины в бревно сбоку. Но этот вариант неудобен для сборки плота. Второй вид (Б) позволяет поперечину вставлять в пропил сверху, но тогда поперечину расклинивают в пропиле с помощью отдельных клиньев (клина). Обычно двух поперечин на плоту бывает достаточно, но все на ваш вкус.
     Как видим для изготовления плота выше описанными способами из инструментов нужны только топор и пила. И в сущности необязательно тащить с собой издалека специальный крепежный материалл, все что нужно можно найти на месте постройки плота. Для длительного плавания (или проживания) на плоту можно также из местного материалла построить шалаш или установить мачту для паруса, технологические упоры для рулевых и гребных весел.
См. также: ,,Простейшая, самоодельная лодочка" http://www.proza.ru/2012/04/23/1014


Рецензии
Захотелось плыть... плыть...плыть...

Антоша Робкий   19.01.2012 12:40     Заявить о нарушении
Рад встрече! Лучше плавать на одноместной резиновой лодочке. В любое время можно прервать плавание и вернуться к ,,надоевшей" обыденной жизни. Все же в теплой воде текущей из крана и в ужинах перед телевизором, без комаров, дождя и дыма от костра тоже есть что-то приятное и даже родное. Но Ваша идея мне понятна. Присоединяюсь, Анатолий.

Анатолий Шишкин   20.01.2012 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.