Нефотогеничное лицо...

Отпуск я решила провести в Крыму. Купила билет на поезд и - в путь! В купе плацкартного вагона - обычный уклад жизни. Мне досталось боковое место. Мой сосед был чем - то озабочен, как мне показалось, все время молчал, вид у него был мрачный, лицо неприятное.
Я - человек общительный - долго терпеть такое соседство не могла, перешла в основное купе, где мы с другими пассажирами проводили время: рассказывали смешные истории, разгадывали кроссворды, даже песни пели - словом, всем было весело и хорошо.
   До Крыма оставались считанные часы. Мы ехали по Украине. "Посмотрите! Терриконы!" - неожиданно произнес молчаливые сосед. Я посмотрела в окно и снова уткнулась в книгу. Этот пейзаж мне давно знаком.
   "Какое это страшное слово - война!" - сказал он. Я отложила чтение и стала слушать  соседа. Немного помолчав, продолжил:" Помню, это было 22 июня 1941 года. Мама собирала нас в пионерский лагерь. Наглаживала нам галстуки, рубашки, штанишки, складывала необходимые вещи в дорогу. Мы с братьями, нас было пятеро, радовались своим обновкам, маме приходилось подрабатывать постоянно, чтобы нас одеть и обуть. Сладостями и подарками баловала  только по праздникам и на Дни рождения. Мы жили, хоть и бедно, но очень дружно. Папа не работал. Он получил травму на работе, стал инвалидом и из дома почти не выходил.
    Когда по радио объявили о вероломном нападении фашистов, ни о каком отдыхе в пионерском лагере не могло быть и речи. Жители нашего села стали собираться, чтобы бежать на восток, так как начались ожесточенные бомбардировки с воздуха. Многие погибали, не успев сообразить и сориентироваться, что делать?
    Мама собрала все необходимое, что можно было унести, хорошо, что папа мог ходить. Мы отправились, как говорят, куда глаза глядят...
Но ничего хорошего ждать не приходилось, потому что немецкие самолеты, как огалтелые, носились по воздуху и сбрасывали бомбы на все, что двигалось: машины, людей, животных.
    При одном из налетов не стало братьев: Коли, Вани и Сереги. У нас была подвода, к ней была привязана корова. Она была дойная, и у нас было молоко. Но в следующую бомбардировку мы лишились и животных. А потом не стало отца..."
    Здесь он остановился, молчал какое - то время , и я заметила на его глазах слезы.
Внимательно посмотрела на соседа, как преобразилось его лицо! Оно не казалось неприятным, как при первом взгляде, оно светилось и выражало любовь и преданность своим родителям,родному дому...
    " А потом был самый страшный налет. Но где наши войска? Почему они не  отвечали немцам? Ведь гибли старики, женщины, дети. Вопросов было много, и никто тогда нам не мог ответить и помочь - продолжил рассказ мой сосед - как раз у этих терриконов, где погибла вся моя семья. Мама была смертельно ранена осколком снаряда. Я остался один и долго не мог придти в себя, никак не хотел уходить без нее. За руку меня тащила какая - то женщина и умоляла, что надо идти, самолеты могут снова прилететь. Услышав гул моторов, мы с ней побежали, чтобы укрыться в овраге. Это нас и спасло. А потом пришло и  спасение. Появились уже самолеты с красными звездами, мы вздохнули облегченно. Значит, спасены! Наши солдаты на автомашинах увезли оставшихся в живых людей и разместили в домах сельчан , куда уже не могли долетать немцы. Тетя Зина - женщина, которая меня спасла от смерти, стала моей мамой. У нее были свои дети в Сибири. На Украине она гостила у родственников и попала с нами в одну колонну беженцев. Мы приехали к тете Зине домой, там меня ждали 4 новых брата. Как рок судьбы, - я же четверых потерял там, на Украине..."
     - А Вас как зовут? - спросила я.
     - Игнат Игнатьевич. У нас в роду много мужчин с этим именем . Обычно, первого сына так называли. Еще скажу интересную вещь:моего отчима звали так же.
     - А сейчас Вы хотите кого - то навестить?
     - Хочу встретиться с родным братом Иваном. Оказывается, он остался жив. Мне недавно пришло извещение о его месте жительства. Я так счастлив! И так волнуюсь перед встречей, что не выдержал и рассказал здесь...
       Дальше говорить он уже не мог...

       Наступила тишина. Все молчали. Каждый думал о своем...
Игнат допил уже остывший чай и стал готовиться к выходу. Поезд остановился, он не спеша встал, попрощался с пассажирами, тяжело вздохнул и , не оглядываясь, пошел к выходу. А я думала, что как жаль, что он так поздно раскрылся и поведал о своей судьбе  и своей великой радости встречи с родным братом.

       Провожая его взглядом, мне хотелось крикнуть:" Не уходи!", и я  заплакала...

1975      

 


Рецензии