Предисловие к новой книге

Предисловие

Весь мир – театр, люди в нем – актеры.
Шекспир

1
Как указывал Папюс, «большинство оккультных писателей нашего времени, занимавшихся изучением Таро, проявляют ярко выражающуюся любовь к изучению Старших Арканов и настолько же резко выражающееся презрение к изысканиям, относящимся к Младшим Арканам».
Это было сказано около века назад. Что же происходит в наше время? Как подвигается дело?
Увы. Ныне, попробуйте исследовать хотя бы десяток изданий по Таро – вы получите десяток самых разных истолкований одной и той же карты Младших Арканов, нередко диаметрально противоположных друг другу.
Разумеется, на практике карты Таро обладают известной пластичностью в своих прочтениях. Здесь любой из нас вполне имеет право придать любой карте то значение, какое сочтёт нужным и правильным, а самое интересное – что в руках именно этого предсказателя данная карта будет показывать именно это. Например, придайте зловещей в большинстве случаев карте «Башня» какое-либо светлое, исключительно положительное значение (фантазии здесь, надеюсь, хватит) и она, в ваших именно руках будет принимать именно его. То же с остальными картами.
Посему, в особенности в последнее время, и появилось множество колод, карты которых читаются в значениях весьма далёких от канона.
Но всё же о каноне. Да, пусть Таро Ведьм или Таро Ошо, или Таро Манара прочитываются особо, однако классическая, логически выверенная схема Старших Арканов требует такого же, логически выверенного продолжения в лице Арканов Младших, тем более Придворных. Это как в автомобилестроении: существует множество марок легковых и грузовых авто, однако исходные принципы работы двигателя внутреннего сгорания никто не отменял.
Попытку устранить это «белое пятно» в Таро предпринял в своё время А.Э. Уэйт. Как мы знаем, именно с его подачи появились первые рисованные карты числовых Младших Арканов. Во многом благодаря этой разработке, т.н. «дорожная колода» в разнообразных интерпретациях до сих пор является самой востребованной в среде адептов Таро. Правда, при всем этом, следует сказать, что истолкования, данные самим разработчиком (как, впрочем, и сами рисунки работы Памелы Колмен Смит, нередко критикуемые и подправляемые художниками), отнюдь не бесспорны и далеко не идеальны; у разных авторов и авторитетов в этой области возникает немало вопросов и споров, в том числе – и относительно исходных посылок, на которые опирался Уэйт, разрабатывая свою колоду.
Попытки такого рода впоследствии неоднократно повторялись и повторяются по сей день. И… увы, с весьма похожим, если не с гораздо худшим результатом.
В чем причина? Чего нам не хватает?
Вот именно, канона.
Отсутствие чёткого внутреннего алгоритма, наличия причинно-следственных связей в способе прочтения того или иного образа. В первую очередь, уважаемые авторы «забывают» о том, что Старшие и Младшие карты-Арканы представляют собой единое целое, один организм, в его взаимосвязях, в его статике и динамике, исходных посылках и дальнейших продолжениях. Это значит, что нам, наверное, все же следовало бы не «презирать» Младшие, не разрабатывать значений их карт в отрыве от значений карт Старших , и подавно – не пытаться их «выдумывать» интуитивно (интуиция подчас – коварный советчик), но поискать их значения, идя, в первую очередь, от основы всей системы Таро, от карт-Арканов Старших.
Изложенный в этой книге материал основывается, главным образом, на опыте преподавания Младших Арканов. Когда рассказываешь на публике, то и сам начинаешь лучше понимать.

2
Старшие Арканы – это, по большей части фиксация событий, статика. Они обрисовывают  ситуации.
Младшие Арканы – динамика. Они – действия  и их последствия, они – события в развитии.
И те, и другие должны соотноситься со структурой Древа Сефирот, где исходные сефиры – ключевые пункты, а переходы между ними, т.н. цинарот – это пути, течения, процессы трансформации.
Придворные Младшие Арканы или Арканы Двора, о которых пойдет речь в этом томе «Арканологии», должны быть связаны с социумом, в первую очередь с конкретными личностями и их жизненными позициями в том или ином случае. Естественно, что появление каждого из этих типажей (или ролей, которые играют люди) несёт с собой те или иные события.
Числовые (цифровые) Младшие Арканы – покажут нам,  что  именно происходит и  как именно происходит.
И те, и другие, и третьи должны иметь обязательные связи между собой, как касаемо их «внешних отношений» с другими группами Арканов, так касаемо их «внутренних отношений» между Арканами своей группы.
Вот именно поэтому схема расклада «Пять Крестов», (о которой более подробно пойдет речь еще далее, в томе третьем), как сводящая вместе всю совокупность архетипов-Арканов, должна дать нам ответы на многие интересующие нас вопросы.

3
Карты-Арканы Двора должны соотноситься со Старшими Арканами по уже известной нам схеме (см. …). Кажется, что, помня личностные характеристики Старших Арканов, нам должно быть не трудно соотнести тот или иной персонаж с определённым Старшим Арканом (а точнее, с сочетаниями определенных Старших карт-Арканов) и, как говорится, «начинать танцевать отсюда». Но здесь мы натыкаемся на вполне закономерные трудности.
Во-первых, перед нами сразу встает старый вопрос: как быть с определением  пола этого человека?
Гендерное соотношение нарушено. Кто он, выпавший в раскладе Паж? Мальчик или девочка? В своё время, Алистер Кроули, дискутируя по этому поводу с представителями «Золотой зари», не зря наделил Пажей своей колоды именно женскими чертами – для того, чтобы в колоде возникло хоть какое-то равновесие между «мужскими» и «женскими» картами Двора.
В проекции Арканов на таблицу Менделеева, мы наблюдали, что придворных карт в составе каждой масти должно быть не по четыре, а по восемь – четыре активных, «мужских» («янских») и четыре пассивных, «женских» («иньских»).
Однако ни в одной из современных колод мы не найдем такого набора карт.
Встает вопрос: как быть?
Здесь исследователями Таро предлагаются самые разные варианты действий. Например, есть мнение, что выпавшие перевёрнуто «мужские» карты следует в раскладе считать «женскими» и наоборот – «женские» (сиречь, Сивиллы) «мужскими».
А если раскладывающий использует в работе исключительно прямо выпавшие карты?
Можно посоветовать ему, разумеется, держать под рукой дополнительную колоду, где имеются перевёрнутые карты. Тогда дополнительно брошенная «горизонталка» укажет, по желанию раскладывающего, о ком именно идёт речь: о мужчине или женщине.
Во-вторых, в истолковании нашей схемы-«восьмерки» до сих пор имеется существенный пробел, а именно: какая из её половин «мужская», а какая «женская»?
Вроде бы, «планетные» по Гурченко Старшие Арканы (верхняя половинка «восьмёрки»), как более, как может показаться, «активные» должны бы соответствовать мужским типажам. Но… а как же быть, например, с Арканом «Жрица»? Или Арканом «Влюблённые»?
А гипотетические Арканы 23 и 24 вообще выбиваются из общего ряда. Тем более что если уж мы (см. «Арканология. Старшие Арканы») постановили считать Аркан 24 «Анима» «женским», то как нам быть теперь?
В-третьих, и на это указывают многие, практикующие Таро, карты Двора, вопреки старинным толковникам, на практике вовсе не обязательно обозначают конкретных людей . Очень часто они способны обозначать ситуации, а если быть более точным, ситуации, в которых человек вынужден играть определенную роль, иногда по природе ему несвойственную.
Потом, в-четвертых, возвращаясь к началу, всё же вспомним о том, что мы ныне пока используем не тридцать две придворные карты, а всего лишь шестнадцать. Именно столько этих карт мы будем использовать и в раскладе «Пять крестов», о котором более подробно поговорим впереди.
Словом, налицо путаница положений, «гордиев узел», пытаться разрубить который сплеча – не лучший выход из положения.
Оставить всё как есть? Но это будет означать, что мы отступаем перед трудностями.
Исследовать этот вопрос более подробно? Очевидно, придется, и далеко не только в этой книге. Здесь я имею смелость предложить вам тот вариант прочтения, который считаю наиболее приемлемым на сегодня.
То есть…
Давайте попробуем ставить вопрос не столь жестко.
Примем, что Придворные карты-Арканы во многих случаях обозначают жизненные позиции, которые принимает или вынужден принимать тот или иной человек. Он (или кто-то иной) будет думать, чувствовать, принимать решение согласно логике и стилю поведения того или иного из Арканов. В конце концов, все мы, оказываясь в разной обстановке (особенно в условиях социума), играем разные роли .
Посему, каждый из Арканов Двора в конкретном раскладе способен предстать трояко:
Во-первых, традиционно: это какая-то личность.
Во-вторых: это ситуация, могущая быть связанной с этой личностью, а могущая и не быть связанной с нею; в этом случае нам, очевидно, будет правильным вспомнить о связях данного персонажа с конкретными Старшими или Младшими (как числовыми, так и иными придворными ) Арканами.
И, в-третьих, это позиция, вид и способ мышления и действия данного человека, та «маска» или «роль», которые будут присущи ему в конкретно сложившейся обстановке.
Поэтому, в пятых, мы в данном случае будем просто обязаны, характеризуя в деталях Двор, принимать в своих рассуждениях влияние не одного Старшего Аркана, а как минимум двух или даже более – по разным схемам соответствий… То есть, работать с их сочетаниями. Да, возможно, знающий читатель кое в чем со мною не согласится, и правильно, более точные разработки по этой теме – дело будущего.

4
И…
Давайте дополнительно уточним, предчувствуя, например, неизбежные возражения по поводу «высших» гипотетических Старших Арканов 23 «Анимус» и 24 «Анима». Что, дескать, этим, высшим, даже наивысшим из Арканов будут соответствовать какие-то там Пажи?
Не будем сводить роли Пажей исключительно к типажам молодых и неопытных юношей и девушек. Пажи – это, прежде всего, начала. А что, Арканы 23 и 24 – не начала, хотя бы и на высшем уровне?

Итак, Пажи – это начала.
С остальными персонажами Двора проще.
Всадники (Рыцари, Кавалеры и проч.), т.н. «командиры среднего звена» – это, прежде всего, борьба. Всадник укрощает коня.
Сивиллы (Дамы, Королевы, возможно, в будущем, ещё и Волхвы) – это свершения, достигнутые (или не достигнутые) результаты.
Фараоны (Короли) – прежде всего духовная учёба, наработанное умение применять уроки жизни…

Масти:
Посохи (в «французской» традиции Жезлы) – это поступки и действия.
Пантакли (Денарии и проч.) – это не просто и не только деньги, как порой ошибочно считают. Это, в первую очередь, разного рода ценности, в том числе, например – знания, информация.
Мечи – неминуемые столкновения с препятствиями разного рода и различной градации.
Кубки-Чаши – эмоции, чувства, «то, что сердце успокоит»… или наоборот.
 
Из матрицы рассмотрения Арканов в ходе работы были исключены некоторые не совсем корректные «общепринятые» истолкования, как, например, цвет волос той или иной особы. Также, был исключен аспект принадлежности Аркана к той или иной «стихии», как почти не разработанный в современной арканологии . Далее, в матрице придворных Арканов, в сравнении с таковой у Старших, исключены еще некоторые пункты толкований, такие как погода. Они, в принципе, идентичны тому, что уже было дано в истолкованиях соответствующих Старших Арканов.
Конечно, было бы ошибкой сейчас,   когда мы так мало знаем о Таро во всех его подробностях, требовать от автора расписать исключительно все особенности личности того или иного из типажей Двора. Написание подобной книги потребовало бы пространства гораздо большего… Поэтому, следите по ссылкам, в том числе и тогда, когда речь пойдёт об отражении личностью персонажа данного Аркана тех качеств, которые присущи личностям иных, в особенности соседних Арканов. Так, например, Паж Кубков способен проявлять качества перевернутого Пажа Мечей и наоборот.
Далее, не будем забывать, что в каждом из нас могут присутствовать те или иные компоненты самых разных представителей Двора (вспомним, хотя бы, числограммы). Они могут быть созидательными, могут быть разрушительными. На этом не следует как-то зацикливаться, но, вообще-то, стоило бы принять во внимание.
Зато, в ходе работы над психотипами персонажей выявилась некая достаточно отчетливая градация, а именно: в принципе, их оказалось тридцать два, как фигур на шахматной доске. Из них шестнадцать – конструктивны, шестнадцать – деструктивны. В основе деструктивности психики и, как следствие – способа поведения той или иной личности, главным составляющим оказалась паранойя, говоря по-русски – трусость, могущая быть врожденной, могущая быть приобретенной в результате негативного влияния жизненных условий.
Об этом необходимо рассказать подробнее.

5
Воистину, прав оказывается М.А. Булгаков: нет порока горшего, чем трусость. В разных аспектах Придворных Арканов она приводит, например, к унынию, жадности, ревности, лживости, эгоизму, жажде власти и прочим психическим отклонениям.
Хотя… откуда же сия вреднющая трусость вдруг в человеке проявляется?
От инстинктов? Отчасти.
В принципе, в психике человека инстинкты, чаще играют не такую уж и плохую роль, более того, они помогают нам более точно расставлять акценты в осмыслении происходящего. Правда, увы – до поры, до времени, пока их не начинают сопровождать, а еще страшнее – командовать ими такие настроения как страх и уныние.
И – начинается переворачивание карты! То так, то этак… Иногда оно бывает продуктивно, когда мы имеем дело с иными Арканами Двора, исходные предпосылки которых в лице Старших подразумевают некий «переворот системы ценностей»; их всего три: «Повешенный», «Луна» и «Башня». В большинстве же случаев данный переворот знаменует потерю человеком себя как личности. Если в жизни подобное происходит чисто эпизодически (или вообще не происходит), то это – норма. Но если паранойя целиком и надолго овладевает нашими мыслями и чувствами? Тогда это катастрофа, как для самого субъекта, так и, и наверное, главным образом – для окружающих.
Ну вот, быть может поморщится кто-то из читателей. Опять? «Сэр на своей любимой кляче зело борзо загарцевал»!
Милые адепты Таро! А давайте-ка вспомним, для примера, об одной проблеме, которая наиболее ярко высвечивается в последнее время в сфере наших профессиональных интересов и изысканий.
Не начинаете ли вы подчас искать в Таро готовые решения? Вы изволите указывать мне, как преподавателю, что, дескать, Феликс Петрович, вы же обязаны давать нам конкретные знания: это – это, это – то. То есть: мы ждем от вас готовых рецептов.
Но Таро – не кулинарная книга и не справочник по малярным работам, и не инструкция по ремонту пылесоса. Это – учение, а истинное учение всегда подразумевает возможность изъявления собственного мнения, более того – необходимость этого, необходимость поступка мыслить самостоятельно, творчески, непредвзято, не превращая учение в незыблемую догму. Учение – это отражение жизни, которая дается всем, но которую каждый из нас проживает уже, извините, сам!
Понимаете ли, в чем дело. Поиск готовых рецептов на все случаи жизни тормозит ваш собственный поиск. Вам дают его – и вы, по сути, восприняв его как догму, сами никуда уже не двинетесь. Да, может быть устроитесь гадалкой в третьеразрядный салон или начнете писать сочинения в стиле «величайшего эзотерика всея Расеи».
Вот два Старших Аркана: «Диавол» и «Звезда».
Готовые рецепты и решения (за сходную цену) предлагает первый из них. Учтите, правда, что, приняв сей подарочек, вы тем самым отказываетесь от своей самостоятельности и расписываетесь в собственном бессилии исследовать мир дальше, идя по жизни… впрочем, уже и не идя, а безнадежно застряв в какой-то точке. Почему застряв? Потому что вы не прожили это знание, а не прожив его – не набрались опыта для продолжения пути. Потому что, в какой-то момент вы просто испугались идти дальше…
Посему, готовых рецептов как «подарка судьбы» ищут прежде всего те, кто именно страшится мыслить, чувствовать, поступать самостоятельно.
Второй из означенных выше Арканов, «Звезда», напротив, готовых решений не предлагает, но зовет, преодолевая страх перед неведомым, познавать истины самостоятельно, при этом не теряя надежды, которая есть предтеча и веры, и любви.
Посему, эта книга ни в коем случае и не претендует на изложение какой-то незыблемой догмы. В ней изложены не готовые рецепты, но – рекомендации, предложения, примеры возможных путей исследования – основанные на анализе существующей информации и изучении конкретного жизненного опыта. Да, на этом пути возможны ошибки… А голова на плечах зачем?
Думайте, пожалуйста, думайте! Сами! Вы – неповторимый инструмент Господа Бога! И только будучи им, вы сумеете и совершенствоваться сами, и всячески совершенствовать великое учение, Божественную Игру, имя которой – Таро.

Добро пожаловать в наш театр масок!


Рецензии