Ожесточённая жертва ч. 143

                §143. Ожесточенная  жертва

   «Творчества и истории нет без моментов страдания и боли, без жертвы благой непосредственно жизни.
Во всякой любви к дали, к выси, к сверхчеловеческой ценности есть своя жестокость»

   Итак, ожесточение - крайняя стадия или фаза любого действия, вызванного мыслью и усиленного чувством. Ожесточившийся человек, безусловно, способен на жертву, но все менее и менее.
Дошедший до предела душевной усталости, казалось бы, неспособен ни на какие эмоции, поскольку утомление отупляет, однако постепенно в нем нарастает ярость, пусть и не сразу проявленная внешне.

   Ожесточение - своего рода отчаяние, вызванное неправедным ожиданием ответного дара человеком, дарующим небескорыстно.
Иногда человек, изможденный постоянным, раз от разу усиливающимся самопожертвованием, приобретает жуткие черты ожесточения, заменяющие истинное вдохновение и благородные порывы.

   Изначально устремленный к благу человек иногда в результате действия тщеславных помыслов может подпасть под влияние темных сил и, наоборот, искренне раскаявшийся грешник становится более угодным Богу, чему свидетельство - притча о блудном сыне.
Для того, чтобы осознать присутствие в душе Господа, необходимо преодолеть долгий и тяжкий земной путь…

   Ожесточенность - крайность, а значит, ограниченность. К сожалению, иногда это последнее чувство, присущее человеку перед исходом из мира.
Доходя до греховной страсти до ожесточения, человек может получить желаемое, но, увы, ценою гибели своей души, ибо за земной любовью часто кроется ненависть.
И все же, несмотря на всю пагубность ожесточения, оно способно подвигнуть на жертвенность.

   Поскольку все в этом мире жертвой начинается и ей же завершается, даже первый крик и последний вздох есть свидетельство о явлении жертвы и достижении ей предела земного бытия.
Если ожесточенность часто служит обозначением смертного часа, иногда длящегося годы и десятилетия, то она же  и помогает признать себя жертвой.
Славяне, подвергшиеся нападению извне, крайне редко проявляли ожесточение, а если оно и овладевало их душами, то лишь по отношению к вооруженному противнику, но не к пленным.

   Так, Славяне первый раз в истории подвергли преследованию противника во время битвы на Чудском озере. До того они после победы оставались пировать на поле боя.

   Ожесточенной может стать и жертва, загнанная в угол, как это было с солдатами 9-й немецкой армии, окруженной в Берлине.
С безумной яростью сражались гитлеровские вояки, блокированные в Восточной Пруссии. Они сопротивлялись, даже расчлененные на три группировки. После взятия Кенигсберга 9 дивизий фашистов еще 2 недели упорно огрызались на Земландском полуострове.
Ожесточенной может быть отдельная личность или часть общества, но народ, обладающий жертвенностью как самым высшим и действенным оружием отражения, в самом корне своего бытия отвергает ожесточение.


Рецензии