Как мужики козу добывали

Как мужики козу добывали.

 Подъем был ранний. Даже очень ранний, ведь на автомойку – неизменное место встречи смолинских охотников – нужно было приехать к шести часам. А еще нужно позавтракать. Иначе никак нельзя. На голодный желудок охотиться неуютно. Да и проснутся окончательно без крепкого чаечка-кофеечка весьма проблематично. Тем более, что спалось хреновенько – просыпался чуть не каждый час. То ли оттого, что на непривычном месте, то ли от шума тепловентелятора, обогревающего наше временное пристанище. Как бы там ни было, а в пять пятнадцать мы сидели за столом и завтракали бутербродами с чаем. Мы - это я, Олег и Константин Абрамович – знакомый Олега. Старый охотник, исходивший каждый метр полей Кировоградской области. Внешностью и манерами Константин Абрамович напомнил мне старика из фильма «Место встречи изменить нельзя», которого сыграл Зиновий Гердт. Константин Абрамович выглядел значительно моложе своих лет, удивлял меня легкостью движений и оптимизмом. Он без устали рассказывал забавные истории из своей жизни и готов был поддержать беседу на любую тему.
   На мойку мы приехали раньше всех. Чуть погодя, к условленному времени стали подъезжать другие охотники. Они привезли неожиданную для нас весть: есть лицензия на козу. Для меня это было настоящим сюрпризом. Я ожидал охоты на лису, а тут, вы только представьте себе, КОЗА! После встречи и приветствий нужно было ехать за егерями. Я и Олег перегрузились в белую Сашкину «Ниву», а Абрамович сел в УАЗ Василия Ивановича, который он, как оказалось, уже встречал в полях Кировоградщины. И даже участвовал с Василием Иванович в одной охоте.
  И снова тряска по бездорожью, во время которой давно невидившиеся Олег и Саша обменивались новостями, а я просто дремал. В багажнике посапывал Сашин гончак Дик. Потом была рутинная роспись за инструктаж, заполнение карточек и прочая волокита. И вот, наконец, вся наша небольшая зондер-команда под предводительством лесника по имени Олег, бодро, но тихо высадилась из машин на месте первой заходки. Вернее высадились «номера», а загонщики с собаками  - Диком, Куклой и Шельмой - поехали дальше. Запиликала мелодия вызова чьего-то мобильника.
- Повыключайте телефоны! – сердито зашипел лесник и знаком велел следовать за ним.
Мы шагали по грунтовке, обходя перепаханное поле, за которым виднелся лесок. Лесник остановился.
 - Так, давай через поле, вон к тому дереву. – Сказал он мне.  – Там выбери место и становись. Чуть ниже есть балка, я там еще кого-то поставлю.
 Я зашагал по мягкой земле. Когда оставалось пройти еще треть пути, сзади в утренней тишине раздался выстрел. Я оглянулся, но ничего не увидел. «Если стреляли один раз, значит либо удачно, либо зверь ушел» подумал я и продолжил путь.
   «Номер» мне достался с хорошим обзором. В этом месте лес изгибался небольшой подковой, и впереди меня лежало пространство, поросшее травами и редким кустарником. Если собаки выгонят зверя на чистое, то я буду его хорошо видеть и для прицельного выстрела времени будет достаточно. Заняв позицию под большим кустом боярышника, я затаился и стал ждать, прислушиваясь, не слышно ли собак? Было очень тихо и безветренно. Я старался не шевелиться, так как любой шорох разносился на десятки метров вокруг.
  Шло время. Солнце поднималось все выше, на траве заблестели капельки росы. Справа на ветку высокого сухого дерева села большая сова. Тот час же поднялся трескучий сорочий крик. Несколько сорок скакали по веткам вокруг совы и громко кричали на нее, требуя покинуть их территорию. Наконец, сова расправила крылья и упорхнула. Сороки некоторое время летели за ней, а затем угомонились и вернулись в свои гнезда.
  Вдали послышался лай собак. Они видимо нашли зверя и теперь азартно работали по нему. Иногда лай смолкал, чтобы зазвучать с новой силой, но уже в другой стороне. Так продолжалось довольно долго. В конце-концов гон стал удаляться и почти перестал доноситься до меня. Я вытащил из нагрудного кармана телефон, что бы узнать, не звонил мне кто ни будь из охотников. И точно: буквально минуту назад я мне звонил Олег, но я не слышал, так звук у телефона отключил, а вибросигнал давно уже не работает. Перезвонив, я узнал, что собаки загнали крупного козла в высохшее болото и что я должен выйти на дорогу, чтобы подъехать туда. Так я и сделал. На дороге уже дожидались транспорта двое наших охотников. От них я узнал, первый и пока единственный за это утро выстрел был по козлу, которому удалось уйти невозбранно. Но это и к лучшему. А то, что же это за интерес – прекратить охоту после первой заходки?
  Собаки загнали зверя в высокий  - метра два в высоту – камыш, который с трех сторон был окружен большими земляными валами. Позже я увидел, что это узкий заболоченный участок длиннющей балки, которая замыкалась дамбой. Стрелки расположились на дамбе и по крутым склонам. Я пошел в загон вместе с Сашей, Василием Ивановичем и еще одним охотником, который приехал с егерями. Мы шли не торопясь, громко перекрикивались, прислушивались к работе собак. Я поминутно отплевывался от пуха, которым щедро сыпал камыш и думал, что когда выйду из загона, мне, скорее всего, придется раздеваться и вытряхивать этот пух даже из-под футболки. И еще я жалел, что не оставил бушлат в машине и теперь взмок основательно. Но азарт охоты сводил все неудобства к минимуму.
- Гоп-гоп! – доносилось слева.
- Гоп-гоп! – эхом отзывались Саша и Василий Иванович.
- Гоп-гоп-гоп! – не отставал от них я.
Так мы не только должны были тревожить и пугать затаившуюся дичь, но и обозначали свое местоположение. Что-то вроде «я здесь!», ведь в камыше ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, а загонщики должны держать строй. Это и техника безопасности и залог успешного загона.
  Что-то быстро прошуршало по камышу слева, на некотором расстоянии от меня. 
 - Он между нами назад вышел! – крикнул Саша.
Полминуты спустя позади нас на номерах раздались выстрелы. Мы, загонщики, стояли и прислушивались, гадая, успешной ли была стрельба. Наконец, Василий Иванович возвестил о том, что козла упустили.
 - Что дальше делаем? – спросил я.
 - Топчем до конца!
И загон продолжился. В самом конце мне встретилась лежка, в которой, судя по всему, отдыхал зверь.
  Отряхиваясь от пуха, мы выбрались на дамбу, где лесник уже собирал народ для обмена впечатлениями и обсуждения дальнейших действий. Решено было, что загонщики с собаками пойдут по балке, а «номера» перекроют ее поперек далеко впереди.
Загонщиков оставили немного – только егеря и владельцев собак. Я оказался в числе стрелков и по приезду на место, оставив бушлат в машине, занял удобную позицию на левом склоне балки. Сама балка в этом месте была настолько широка, что расстояние между вершинами ее склонов на глаз было не менее ста метров. Склоны местами густо поросли боярышником, внизу вилась наезженная машинами колея.
   Осеннее солнце светило мне в спину и поначалу было тепло, однако влажная от пота после загонки в камыше, одежда согревала очень плохо. Вскоре я пожалел о том, что оставил бушлат в машине.
  Вдалеке послышались голоса гончаков. Приближаться они не спешили, не было слышно и выстрелов. Шло время, а загонщики все не приближались. «Номера» расслабились и стали негромко переговариваться. Акустика в балке была такой, что кричать не было нужды – сказанное на одном склоне слово, отчетливо слышалось на другом. Словно собеседники находились рядом. Наконец, гон стал приближаться. Собаки гнали кого-то по верху правого склона. Там росла дубовая посадка и гончаки бежали по ней. Я их не видел, а только слышал полный азарта лай. Не выходя из посадки, собаки загнали зверя дальше, в лес, к которому мы стояли спиной. Оказалось (сообщили по телефону), что они погнались за лисой, а стрелков на пути не оказалось. Теперь оставалось только ждать, пока  приедут хозяева собак и вызовут их из леса.
«Номера» снимались с мест и шли к машинам. Я взял свой бушлат и удовольствием надел его. Очень скоро мне надоело бестолково топтаться у машин, и я решил вернуться в балку. Вдруг собаки погонят лису из лесу в обратном направлении и мне повезет?
   По дороге шел Саша. Свистя в пустую гильзу, он звал своего Дика.
 - Я стану на том склоне, - сказал я ему, - если Дик пойдет назад, я его перехвачу.
Однако, долго стоять в кустах на правом склоне мне не пришлось – Дик выбежал на дорогу и был взят на поводок. Саша повел его к машинам. Я покинул свое укрытие и побрел в низ. В это время я увидел, как из лесу, метрах в ста от меня, вышли четыре козы и направились в заросли боярышника на левом склоне, на вершине которого стояли машины и большинство наших охотников.
 - Козы! Козы к машинам пошли! – заорал я и побежал вниз.
По грунтовке ехал УАЗ с загонщиками и я на бегу махал им рукой, что бы они остановились. В это время от машин в боярышник уже спускалось несколько человек. Однако козы мелькнули среди кустарника уже совсем в другой стороне. Я подбежал к УАЗу.
 - Козы там пошли. По верху, туда, – я махнул рукой в сторону.
УАЗ развернулся и загонщики поспешили на перехват, а я поспешил занять позицию на левом склоне. Не успел я пройти и десятка шагов, как козы слева от меня снова вышли из боярышника и поскакали  к лесу, мелькая белыми «зеркальцами». Их было только две. Для выстрела было слишком велико расстояние и мне оставалось только закричать:
 - Вашу мать!!! Уходят! К лесу уходят! – эмоции меня просто захлестывали.
На верху, возле машин раздалось несколько выстрелов, а из боярышника выскочил крупный козел и понесся через балку на правый склон. Было далеко, метров сто, наверное, но я все-таки вскинул ружье и, сделав упреждение примерно в два корпуса выстрелил, потом еще раз. Козел лишь немного замедлил бег, продираясь сквозь кустарник, и скрылся в лесу. Наверху раздалось еще несколько выстрелов. Потом все стихло. Я выбрался к машинам.
  Двое охотников несли с поля убитую козу. Скрипнул тормозами подъехавший УАЗ. Я рассказал, как увидел коз, куда они ушли и стал расспрашивать охотников, чей выстрел оказался метким. Оказалось, что по козе стреляли все кому не лень, но в итоге все же добыли. А чей выстрел был самым метким сказать сложно, так как попадали в зверушку несколько раз. Да и не важно, кто свалил ее, главное, что зверь добыт.
  Пока все радовались, обнимались да фотографировались, обнаружилось, что из собак на месте только Дик. Кукла и Шельма слишком увлеклись погоней и ушли за зверем слишком далеко. Решили поехать на то место, где начинался последний загон и там ждать собак. А чтоб время быстрее летело, занялись разделкой добытой козы и стол накрыли на капоте УАЗа. Скоро затеяли и любимую свою забаву: «разверни конфетку». То есть стреляли по подброшенным вверх конфетам и гильзам. Одним словом, коротали время, как могли. Между тем, день подходил к концу, а собак все не было. Охотники заметно нервничали, то и дело всматривались вдаль.
 - А бывало так, - спросил Вовкиного брата Димку, - чтобы собаки подолгу не возвращались?
 - Бывало, что фуфайку Вовкину оставляли и ехали домой. Потом ночью приезжали – собаки на фуфайке спят. А бывало, что и только на утро возвращались.
В это время из-за ближайших кустов выбежала Кукла, за ней трусила Шельма. Вид у них был уставший, но довольный. Собаки были радушно приняты, обласканы, накормлены, напоены и посажены в машину, откуда через некоторое время доносилось их сонное сопение и похрапывание.
  Коза была разделана, разложена равными частями по пакетам и распределена между охотниками. Тем временем совсем стемнело и машины, загруженные уставшими, но  довольными охотниками, покатились домой. 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.