Сломанные пупсики

-Ромик, это кто подосиновик под гераньку в горшок посадил?
-Я.
-А зачем?
-Поливать буду - вырастет. Я его зажарю и съем.
Ольга Николаевна, новая воспитательница детдома, засмеялась.
-Он же расти не будет.
-Будет. Я его только сегодня из лесу принес, свеженький.
-Ты в какой класс ходишь?
-В седьмой, да мы из ЗПР.
-Не надо на это все списывать, ты разве не знаешь, что без грибницы грибок расти не будет?
-А что такое грибница?
-Когда грибок выкручивал, видел,наверное, тонкую такую , как бы паутинку под грибком,это и
есть грибница. Без корней ни из гриба, ни из человека ничего не вырастет.
-А где у человека корни?- Ромик вопросительно смотрел на воспитательницу.
-Где его родина, там и корни.Ты свой поселок или деревню, в которой родился, помнишь?
-Я - да. А Сережка с Артемом ничего не помнят. Им по три года было, когда их привезли, так с туманом проблеснет что-то...
-Жаль. Надо их к себе в гости пригласить.
-Вы меня пригласите. Я вам что-нибудь вскопаю, а вы мне денежек дадите.
-А зачем они тебе, вам все, вплоть до крема и памперсов малышам покупают?
-Сигарет куплю. Курить страшно хочется. Или пивка, а лучше самогоночки у бабок.
- Это прикол такой или ты серьезно? - не нашлась более что сказать Ольга Николаевна, -
администрация детдома за курение вас наказывает, а ты тут наговорил...
-Они не увидят, я по-тихому.
-Нет, я в этом не участница, я, бывший школьный библиотекарь,  стану учеников спаивать и "скуривать", рак от курева заработать не хочешь и цирроз от самогонки?
-У Верки мать от цирика померла, а Верка, дура, думает, что это благородное нервное забо-
левание и всем хвалится:
-У меня мама от цирика и СЭМА умерла,- очень похоже передразнил он Верку. - А знаете,
как все надоедает: туда -нельзя, сюда - нельзя, спать в десять, за территорию детдома -
ни-ни. Вы, как надзиратели: ни ругнись, ни пинка малькам не дай, ночью и то: "руки - поверх одеяла" Возьмешь так и закуришь. И как-то легче.
А вам тоже, наверное,хочется закурить, когда начальство разгонит или мы не слушаемся?
-Бывало,- мысленно согласилась Ольга Николаевна- тем более, что начальство, усиленно сбагривающее детей за "бугор"и имеющее, вероятно, свой процент, начальством для меня не
является, директриса, бедняжка, даже в Москву ездила за разрешением, но там, наконец-то ручонки ей отрубили, в России за рождаемость боремся, а там наших детей то в холодильник
запихают, то зверскими избиениями "воспитывают". Повадилась по десять детей каждый год
сплавлять, сначала мама и папа на водку их променяли - предали, потом родное государство в плен на поругание сдало. А скажешь против - ты неадекватная, ни разряда тебе не видать, ни премии; это  завуч наш "нищенький" к каждому отпуску материальную помощь просит и получает, ну и так некоторые особы," приближенные к императору", а многим даже на пятьдесят лет премию не дали, а кому дали - вычли в следующую получку. Сказать ничего нельзя, весь наш

 коллектив, бедненький, от тебя шарахается, вдруг в немилости окажется.
-Я, Рома, душу вредные привычки, зря вы мне сигареты подкладывали- проверяли со Шпиком
своим, воспитателем-соглашателем,душу потому, что они имеют тенденцию "вести " жизнь че-
ловека, а сам он уже - придаток к привычкам , не более того.
- А еда - тоже наркотик,- живо начал Рома...
-Вот только не заводи мне любимую наркоманскую отмазку, узнаю ее с первого слова...
-Да не понял я ничего,- сказал Рома и убежал.


   Ольга Николаевна, уйдя на пенсию, дома сидеть не захотела. Пенсия с гулькин нос -
5570. Чудное государство, у соседа- шизофреника, пенсия 9700, согласна, ему лечиться надо и есть надо, но он ни дня нигде не работал... Здесь же - 25 лет в школе, к каждому уроку литературу подготовь, праздники - ничего без библиотекаря не обходится...
   Еще дома давила плотная стена дочерней неприязни. Она, работавшая в торговле, взяла правило поучать мать:
-Ты, гуманитарий, твоя судьба уже свершилась,- тыкая сигаретой в пепельницу и потягивая   "Арсенальное" посреди уставленной грязной посудой кухни, ухмылялась она.
- И в чем она теперь, по-твоему состоит?
-Тряпкой возить на кухне.
-Всю жизнь за вами с папочкой провозила и что, меня понимают, любят? Вы мне благодарны,
платите участием, добром, хотя бы за квартиру все эти трудные десять лет при твоих-то
заработках?
- А мне самой деньги нужны, я на тебя тратиться не собираюсь.
-Ты по ресторанам ходила, ни в чем себе не отказывала после развода с твоим папочкой, а
"гуманитарий" сохранил тебе квартиру, в которой уже находиться вдвоем не хочется.
-Твоя воспитательная песня устарела, теперь деньги все решают.
Чему научила, то и получила,- обидно рассмеялась рослая деваха Настеха и, прихватив пол-
торашку крепкого, легла на излюбленный диван в своей комнате перед телевизором.
- Человек еще и сам себя строит, мой папа пил, как лошадь Пржевальского, а мы, трое его
детей,  никогда в жизни не  были замечены в подобном.
 Что ты такая, карма моих предков виновата, я, а ты плывешь, как акула по течению, хватая все подряд: то у тебя "гостевой" брак, то "гражданский", то "воскресный",то "временный", только в законном никто с тобой не спешит зарегистрироваться - всем морды по
пьяни бьешь...
Да зануда ты, старая развалина,- был милостивый ответ.

В субботу Ольга Николаевна взяла Артема и Сережу в гостми, с менщице пояснила: До ужина, вечером лично приведу.
--Попробуйте,- лукаво улыбнулась молодая пышноволосая воспитательница Ирина Григорьевна - бывшая воспитанница этого детдома.
Их, в лучшем областном детском доме, было несколько человек, глубже других воспитателей
понимавших этих детей, жизнь и порядки именно этого детдома. Если другие воспитатели звали директрису работорговкой, то эти - по имени, отчеству...
Здесь они выросли,здесь проходила их непростая жзщнь, здесь они чувствовали себя, как рыба в воде, подобно бывалым " сидельцам"тюрем, не умевшим жить на воле...
   В определенном смысле администрация была у них "на крючке", они знали их прошлые и даже, кажется, будущие грехи , она не могла их уволить за пьянку - грозило разоблачение.
- Мы везде сможем работать , а они только тут,- объясняли "пришлые".
-Да просто поняли они , воспитываясь тут, что все вокруг - халява. Поняли и вцепились мертвой хваткой,- говорили пришлые, которые увольнялись, не проработав и года, их было не удержать и "халявой"...
- Они уже и детенышей своих на всем государственном выучили, выпоили, одели. Обедать -
сюда мамочка волокет. Куртка износилась - государственную берет, новую, а заменяет на списании своей, старой,- говорили учителя с оттенком зависти и легкого презрения, впрочем, в воспитатели они

 идти не торопились: одно дело - продержаться 40 минут урока, другое- жить с детьми весь день.
- Да, возможно, все и верно, что мы тут говорим,- сказала на Дне здоровья Ольга Николаевна,- но вот дети что-то частенько поддатого Алексея Сергеевича, физрука своего, папой величают, а не нас, пришедших из школы, праведных святых.
-Да потому и величают, что свой в доску, сам бывший детдомовец. Вот и запанибрата с ним.
А мы напейся - уволят с ходу.
-Не все так однозначно, коллеги. Вы заметили, как дети, нет, не любят, обожают физкультуру, какой у Алексея Сергеевича мажор на занятиях?! Прямо макаренковский настрой и система его просматривается, как он великолепно артистичен!
 -А вы и Макаренко почитывали?- не без ехидства поинтересовалась воспитательница, откровенно признавшаяся завучу при приеме на работу:
-Мне бы пять лет доработать,столько до пенсии осталось...
   Самое интересное, что и завуч, и директор, спасибо им, ее взяли. А действительно, где работать,если сократили, как дожить? Государственная проблема.
- Я не почитываю , а прочитываю с задумками на будущее.
-Вот оно что, ну, дай-то бог.
   

А купите мне Киборга в шоколаде,- прервал размышления воспитательницы Артем,- а мне  пупсика в шоколаде,- поддержал Сергей брата.
-Ну не знаю, что получится... Ольга Николаевна, ходившая пешком, чтобы съэкономить десятку, рассеянно порылась в карманах. Вроде, есть.
-Мне парочку пупсиков,- она протянула продавцу мелочь.
-Киборга я просил,- уперся набычившийся Артем.
-Не хватает валютки, ребятки,- засмущалась Ольга Николаевна.
Артем стал обгладывать пупсика.
-А я своего сберегу, ребятам покажу,- сказал Сережа.
   Дома Ольга Николаевна, решив угостить ребят, заглянула в холодильник.
-Настя, ладно им сала твоего дам ?- шепнула она дочери.
-Бери, попроси их купить мне в палатке майонез.
-Артем, сходи, сдачи принесешь, деньги не мои.
- Вот майонез, мы себе еще мороженое купили, а остальное я потерял,- сказал Артем. - Мы на качелях около дома покатаемся, в детдоме ведь нет.               
-Хорошо, но от дома никуда, через пять минут проверю.
-Сдача где?- спросила Настя.
-Они ее,кажется, потеряли.
-Не потеряли, а заныкал старший, простота библиотечная.
-Надо было вас после получки в гости пригласить.
Сережа хитро посмотрел на воспитательницу.
-Ольга Николаевна,- начал он, с укоризной посматривая на Артема,- не потерял он, себе
вермишель "Ролтон" в пакете купил.
-Ну, что же, давайте еще вам вермишель заварю и еще кофе попьем.
-Ешьте "Бабушкино печенье",- угощала она ребят.
-А еще сала нет?- спросил Артем.
-Нет.
-Я пустое печенье не ем,- сказал Сережа.
-Масло будешь на печенье?
-Это уже лучше,- изрек Сергей.

Ольга Николаевна вспомнила, как в 2002 году Министерство образования Калуги не давало три месяца зарплату, а она собирала свекольные листья, делала из них салат без подсолнечного масла, голодная Настена говорила, что ничего, есть можно, в войну, мол, ели лебеду, она читала.  С тех пор она и сломалась , в пединститут не пошла, отучившись год на подготовительном и наслышавшись об учительских зарплатах, а хорошо училась.
- Вымрешь с вашими бюджетниками,- сказала она и пошла на рынок, где приобрела особый цинизм и наплевательское отношение к людям.
Ольга Николаевна загрустила. Поняв ее настроение каким-то чувством, ребята засобирались.
-Мы пойдем.
-Может библиотеку мою посмотрите?
-У нас в коттедже книги покруче, мы их и то не читаем,- заявил Артем.
_ Плохо это, ну, провожу вас.
-А на маршрутке нельзя?- недовольно поинтересовался Артем.
-Полезно ходить после обеда,да, Сереж?
-А вы нас еще в гости позовете?
-Наверно,- неуверенно предположила Ольга Николаевна.
-Еще и на День рождения Ирины Григорьевны успеем,- сказал Артем.
Подойдя к коттеджу, он вытащил обглоданного наполовину пупсика , положил его на землю  и- демонстративно раздавил его каблуком...
   Ольга Николаевна опешила и сказала ребятам:
-Заходите в коттедж, сейчас дождь пойдет!
-До свиданья!- сказал Сережа. Артем круто развернулся и вошел в коттедж.
-Нищета, шоколадного Киборга не купила,- догадалась Ольга Николаевна,- а еще усыновить кого-нибудь хотела, с уровнем жизни  ниже детдомовского...
  Она шла домой и то ли дождь, то ли слезы скатывались с ее ресниц.
- Никто их никогда не отогреет,- сказала Настя на ее рассказ о сломанном пупсике.
-А тебя, тебя? - вопрошала в ночи Ольга Николаевна.
А ты меня?


Рецензии