Штрихи к биографии Джеймса Паттерсона

 
 ШТРИХИ К БИОГРАФИИ ДЖЕЙМСА ПАТТЕРСОНА

Михаил Лезинский

Случилось это давным-давно  и произошло почти по Корнею свет Чуковскому -
« У меня зазвонил телефон » :
- Кто говорит? – это я ответил , хотя и эти слова есть у Корнея Ивановича .
- Слон !
У «слона» был удивительно знакомый голос …
- Я снова в Севастополе .
Я никогда не различаю поначалу телефонные голоса , как бы этак незаметно поинтересоваться , кто это мне звонит ? Но тот , звонивший с того конца провода , но явно с этого света , - связь севастопольская оставляла желать лучшего ! – ответил :
- Джо , звонит , не узнал что - ли ?
- Вот теперь узнал ! Ты ж никогда из Москвы не звонил ? Случилось что ?
- Не в Москве я , а в Севастополе .
- Где ты?
- На стадионе Черноморского флота - это рядом с тобой .
- Совсем рядом ! – буркнул я . – Давай до моей хаты . Жинка уехала , а я с дочкой на хозяйстве остался .
- Дочке то сколько лет ?
- Девять , - ответил я , но не уверенно .
- Девять с половиною , - поправила дочка , - а кто это тебя куда зовёт ?
- Джеймс Паттерсон , - ответил я , - ты его не знаешь . Когда он к нам приходил , ты была в детсаду .
- Вот и знаю , вот и знаю , я его в кино видела . Мне мама показывала .
В трубке смех :
- Захватывай дочку , сажай её в тачку и дуй на стадион , - здесь сейчас проходят празднества

 Пока я с дочкой добираюсь до стадиона двумя троллейбусами , - расскажу вам более или менее подробно о залётном московском госте , в судьбе которого тоже был мой Севастополь .

Лет двадцать назад , а может быть, немногим больше , ( писались эти строки в восьмидесятых года прошлого столетия – М.Л. ) , на улицах Севастополя можно было встретить подтянутого офицера. Был он красив и смуглолиц. Люди узнавали знакомые черты, провожали взглядом и по-доброму улыбались.
Да , это был один из героев кинофильма « Цирк ». Этот фильм хорошо помнит, скажем мягко , пожилое наше поколение. Да и большинство молодых его видело: нет-нет и вновь появится на экранах нашей страны одна из первых талантливых кинокомедий , сценарий для которой написали Илья Ильф , Евгений Петров и Валентин Катаев. Сам «бывший негритенок», будучи взрослым, скажет:

«...фильму пришлось сыграть большую роль в моей жизни. До сих пор люди узнают меня на улице, и благодаря этому у меня много друзей во всех уголках Советского Союза и за рубежом ».

«Негритёнок» превратился в советского поэта Джеймса Ллойдовича Паттерсона и о своей первой и последней артистической пробе вспоминает в стихах:

Я не помню себя,
Я не помню подробностей,
Я не помню избытка актерских способностей,
Но я помню, как что-то взволнованно пели
 Две старушки у детской моей колыбели.
И склонились они надо мной , разнокожие,
В чем-то очень похожие и не похожие...

Две старушки.,. Одна с белым цветом кожи - по матери , и с черной - со стороны отца. Склонились над колыбелью внука и поучают с двух сторон:
- Джеймсик , возьми игрушку в правую руку!.. Ну, кому говорят?!
Но Джеймс упрям, тянется левой . Чёрная бабушка вздыхает:
- У нас в роду все мужчины были левшами . И дед, и отец, а началось с прадеда...
Впоследствии Джеймс Паттерсон напишет стихи:

Моим предкам
 по отцовской линии
 Много бед пришлось перетерпеть –
Местной Салтычихой из Виргинии
 Мой далекий прадед брошен в лечь...

Страшные линчующие Штаты ! Патрику Хэгеру - прадеду Джеймса Паттерсона - от рождения несколько дней. Жена плантатора возненавидела негритёнка еще с первых часов его рождения и сейчас , выхватив младенца из материнских рук, бросает Пата в огонь...
Ребенка спасли , но правая рука успела обгореть так, что с тех пор остался Патрик Хэгер левшой.
Прадед всю свою жизнь был рабом. Свободолюбивым рабом. Когда плантатор стал выживать Хэгера с его , потом и кровью окропленной , земли , Патрик - невиданный случай! - явился к белому господину за разъяснением... Он получил ответ: розги и тюрьму.
Через века и континенты Джеймс протягивает левую руку своему прадеду:

« Мой однорукий прадед! Земля, с которой у тебя связано столько надежд, не принесла тебе всходов. Но ничто не могло заглушить зароненного в твою душу стремления к справедливости...»
От прадеда во всех поколениях мужчин неистребимая тяга к справедливости. И эта неистребимая тяга привела Паттерсона-отца в Россию.
Ллойд Паттерсон был художником-декоратором. Безработным художником, В Америке и белому нелегко отыскать работу , а что говорить о черном с бунтующей душой?!.

Из письма Ллойда Паттерсона своей матери Маргарите Глэско:

«Дорогая мама! Ты, вероятно, уже слышала о забастовке в колледже. Забастовка объявлена в знак протеста против поведения администрации , которая , как недавно выяснилось, отказывается принимать на работу преподавателей-негров .
Мы выбрали стачечный комитет и делегацию . Ректор отказался принять делегацию, и тогда мы забастовали... В результате создавшегося напряженного положения колледж закрывается на неопределенное время...»
Ллойда Паттерсоиа внесли в черный список: ни работы , ни хлеба , ни жизни на родной земле.
Однажды Ллойд прочитал в небольшой негритянской газете , что для постановки фильма в России требуется группа негритянской молодежи . Он не раздумывал ни минуты...

Из воспоминаний матери Ллойда Маргариты Глэско:

«Чиновник агентства , узнав, что Ллойду нужен билет на пароход, отплывающий в Советский Союз, изменился в лице и строго сказал:
— Миссис Глэско , неужели вы отпустите своего сына в эту страну?
Я так удивилась, что не смогла даже сразу ответить. Но Ллойд сердито сказал:
— Я не могу найти работу в стране, где я родился и за которую умер мой отец. Но там; в Советской России, мне дадут работу.
Наконец все трудности преодолены и Ллойд уехал. Я много плакала, проводив его.
«Кто знает,— думала я ,— что ждёт его в этой непонятной стране и увижусь ли я когда-нибудь снова с сыном?...»

Увиделась! Я рассматриваю фотографию: на коленях у бабушки Маргариты «кудрявое чудо» — внук Джеймс . Снимок сделан в Москве. Её Ллойд женился на русской девушке Верочке Араловой , сейчас Вера Ипполитовна Аралова — заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени Джавахарлала Неру. Ллойд стал работником Радиокомитета , и его голос звучал над многонациональной планетой.
В 1941 году, когда Москва подверглась жесточайшей бомбежке , после очередной передачи на Европу Ллойд Паттерсон был контужен взрывом фашистской бомбы и скончался в 1942 году. В этот год ему должно было исполниться тридцать два года.

Поэт Джеймс Паттерсон сейчас старше своего отца и намного . Но всегда, когда ему становится трудно, когда он узнает о новых злодеяниях бесноватых расистов , по-прежнему на его родине издевающихся над людьми с черным цветом кожи, когда в душу поэта закрадывается тоска, он вновь и вновь обращается к своим свободолюбивым предкам:

Ранняя чахотка подточила
 Балагура деда моего.
Родину покинувший,
отмеченную
 Горечью лишений и обид,
Мой левша-отец
 в войну Отечественную
 За страну Советскую
 погиб.
Не рассказываю
 сказки я,
Только издавна,
сдается мне,
Левая рука,
как сталь дамасская,
У меня
 закалена в огне...

В судьбу Джеймса Паттерсона вошел и наш белокаменный Севастополь. Сразу же по окончании Ленинградского Высшего военно-морского училища имени Ленинского комсомола его, полного энергии , направили сюда, присвоив звание лейтенанта Военно-Морского Флота.
Джеймс Паттерсон был членом Севастопольского литературного объединения. Печатался в городских и областных газетах. У него рождались строки, которые потом войдут в его книги. Строки, пронизанные историей Севастополя:

Была равнина выжжена
 дотла, и непослушным становилось
 тело, но, надвигаясь в секторе
 обстрела, расплывчатая цепь врагов
 росла.
Смешался запах гари с тишиной ,
от липкой крови гимнастерка
 взбухла, и мать, и севастопольская
 бухта стояли молча за его спиной ...

Молодой офицер Джеймс Паттерсон поступил на заочное отделение Литературного института, окончил его и стал профессиональным поэтом .
У него вышло много поэтических сборников: в «Молодой гвардии» — «Россия. Африка», «Виолончель» ; в «Малыше» — «В какой одежде ходили прежде»; в «Советском писателе» — «Рождение ливня»; в Воениздате — «Морские спутники»... Последняя его книга дышит Севастополем ...

Пока я делал столь пространный экскурс в его судьбу ,троллейбус остановился у Панорамы обороны и освобождения Севастополя  , рядом - стадион Черноморского флота . Оттуда доносятся громовые шумы оркестров - город празднует очередной День Военно-Морского флота .
Джеймс  у входа . Увидел дочку – расплылся в улыбке , протянул ей руку , пожал …

После моя дочурка  Ольга скажет :
- Папа , у него черная и белая рука .
- Как это ? - переспрошу .
- Рука чёрная , а ладошка белая ! – наблюдательная девочка растёт .
Это точно наблюдательная . Когда оба брата идут по Севастополю , - Том и Джеймс , на них оглядываются – копии , как по росту , походке , лицу , но с существенной разницей – Джеймс чёрный , Том белый .

- Джо , что за срочность такая ?..По какому поводу аврал ?
- Два повода , а точнее – один , но существенный … Ты , конечно , знаком с Таней , - и Джеймс называет фамилию , которую я озвучивать не буду .
- Таню , Таню … Эту какую Таню ?
- Брось прикидываться валенком , ты с ней очень даже хорошо знаком !
Конечно , с Таней я был знаком , и знал что Джеймс относится к ней неоднозначно , скажем мягко , и что творческие командировки он берёт не для того , чтобы написать что-то о Севастополе стихи , - он и без приезда может ! – а , чтобы встретиться именно с этой Таней .
Таня писала очень посредственные стихи , посещала литературное объединение имени Ивана Силыча Новикова-Прибоя и Иосифа Уткина в котором я , по утверждению Джеймса , « свирепствовал » и главное достоинство этой двадцатитрёхлетней поэтессы , была её физиономии и осиная талия , перед которой пасовали многие редакторы журналов и газет , печатая её творения . Не оставался в стороне и « всю жизнь холостой » Джеймс Паттерсон .
- А от меня ты что хочешь , Джо ?
- Я хочу чтобы ты… Ну как это сказать … Чтобы ты поменьше критиковал её стихи … Ну ты понимаешь о чём я говорю . Девочка после твоих критических разборок  несколько дней в себя прийти не может … Да знаю , знаю , что пишет бездарные стихи ! Но так пишет половина твоего литРобъединения и ты же не ко всем прикалываешься , вот и от Танюшки отстань !
- Понял . Какие ещё будут пожелания ?
- Будут . Таня мне сказали , что вы собираетесь с выступлениями на военных кораблях Черноморского флота … так включи её в свою бригаду … Стихи я ей подредактирую …со стихами будет всё в порядке .

Забегая несколько вперёд , замечу , матросы принимали наших поэтов и прозаиков очень даже хорошо . А Таню лучше всех , что и говорить : красота – страшная сила ( и имя я изменил , чтобы севастопольцы не узнали , которые очень даже хорошо знакомы , как и с ней , так и с её стихами , которые она печатает до сих пор .

C тех пор прошло около трёх десятков лет и « потерялся след тарасов » , мы с Джеймсом никогда не были близкими друзьями , просто знакомыми и никогда с ним не переписывался … Я , конечно , встречал его фамилию в «Огоньке» , когда редактором был Виталий Коротич , узнавал от общих друзей о его жизни , о книгах , выпущенных советскими издательствами … Ведь был ещё цел Советский Союз … А потом он исчез из моего личного горизонта


 В одной из своих книжек , вышедшей в восьмидесятые годы прошлого века , я написал о нём такие строки :

Сегодня земной шар «уменьшился» в размерах. Двести, сто, пятьдесят лет тому назад голос линчеванного негра с трудом преодолевал пространство, а то и тонул в пучинах океана, а сейчас разносится над планетой в тот же миг. Цивилизованный век, уменьшив расстояние, приблизил к нам Боль всего человечества.
У поэта Джеймса Паттерсона легко ранимое сердце. Оно вобрало в себя муки негров, линчеванных в Джорджии и Миссисипи , боль Джеймса Мередита, переступающего под охраной порог университета , тоску и страдания Хейзел Рус Адамс, негритянки , занимающей место в «белом» колледже.
- Иногда я думаю, как бы сложилась моя судьба там, в Америке? — говорит Джеймс Паттерсон. И понимаю, наказан был бы со дня рождения... В тридцати штатах моим родителям грозило бы десятилетнее тюремное заключение, в пятнадцати — смертная казнь. И только за то, что белая породнилась с черным.
 ... Поэт стоит на шумной севастопольской площади , и ветер треплет его начинающие седеть волосы.
Из репродуктора несутся гневные слова: «...В Чили бесчинствует фашистская хунта. Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили Луис Корвалан в застенках концлагеря...»
В памяти Паттерсона возникает доброе лицо Корвалана и он «слышит» его слова: «Народ Чили никогда не поставить на колени. Никогда! »
Левая рука Джеймса Паттерсона, гражданина Союза Советских Социалистических Республик, сжимается в кулак и поднимается в антифашистском приветствии.
Совершенно советские строки , хотя и в них наша тогдашняя правда жизни…
А потом началась горбачёвская перестройка и многие из нас оказались за пределами своих стран …

Джеймс , отзовись , если до тебя дойдут эти строки , а в наш интернетовский век , дойдут обязательно! И припомним мы с тобою город нашей юности Севастополь , который был в нашей судьбе .
 +++
И отозвались , хотя  очерк был опубликован в севастопольской газете :
 +++
Сирый Александр Сергеевич . Из Санкт-Петербурга .  11.03.2007
Да, Джеймс Ллойдович хороший русский парень. Жалко , уважаемый Михаил, не описали детство Паттерсона, проведенное в Рижском Нахимовском училище. Семь лет все-таки. Не привел его детских стихов, не сказал что, дружен был он еще будучи нахимовцем с другим замечательным поэтом - Игорем Ждановым.
Вообще за информацией о Паттерсоне лучше обратиться к нахимовцам. Они своих берегут, независимо от того, кто кем стал. Можно на сайте www.nvmu.ru набрать в поисковике имя, думаю выпадет много материалов. Видео у них точно есть, приезд режиссера Александрова с Любовью Орловой к уже подросшему и подтянутому нахимовцу Паттерсону. Можно написать админу.
Джеймс Ллойдович умер в США в 2005 году. Всю жизнь писал о возврате в "родную" Африку, а скончался в родных Штатах, которые тоже всю жизнь ругал. Вот такой получился цирк.
 +++
Михаил Лезинский ,  Хайфа 13.03.2007 
Александр Сергеевич , в свои семьдесят пять с хвостиком я давно привык к смертям , и совершенно не ожидал ,что Ваше сообщение так меня шандарахнет по темечку . Да , Джеймс , как и я , были порождение ЭПОХИ СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИЗМА , и зачастую , видя белое , говорили чёрное ... И самое страшное в этом мы верили не себе ...
Действительно - ЦИРК .
© Copyright: Михаил Лезинский, 2011
Свидетельство о публикации №211122900149   

 Сегодня (17.05.2013 )  смотрел по телеку ПЛАНЕТУ и встретился с живым , но сильно постаревшим Джеймсом Паттерсоном . Он живёт в Нью-Йорке . А я его давно похоронил .
Видел его и сегодня в передаче Андрея Малахова  "ПУСТЬ ГОВОРЯТ"  1 февраля 2014 года  .

 

 


Рецензии
Сегодня смотрел по телеку ПЛАНЕТУ и встретился с живым , но сильно постаревшим Джеймсом Паттерсоном .Он живёт в Нью-Йорке . А я его давно похоронил .
Вот это сообщение :
Сирый Александр Сергеевич . Из Санкт-Петербурга . 11.03.2007
Да, Джеймс Ллойдович хороший русский парень. Жалко , уважаемый Михаил, не описали детство Паттерсона, проведенное в Рижском Нахимовском училище. Семь лет все-таки. Не привел его детских стихов, не сказал что, дружен был он еще будучи нахимовцем с другим замечательным поэтом - Игорем Ждановым.
Вообще за информацией о Паттерсоне лучше обратиться к нахимовцам. Они своих берегут, независимо от того, кто кем стал. Можно на сайте www.nvmu.ru набрать в поисковике имя, думаю выпадет много материалов. Видео у них точно есть, приезд режиссера Александрова с Любовью Орловой к уже подросшему и подтянутому нахимовцу Паттерсону. Можно написать админу.
Джеймс Ллойдович умер в США в 2005 году. Всю жизнь писал о возврате в "родную" Африку, а скончался в родных Штатах, которые тоже всю жизнь ругал. Вот такой получился цирк.

Михаил Лезинский   17.05.2013 22:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.