Мои начальники

               
        Отрывок из книги « Мои начальники».
         

                Что в головах у главарей?
    
      Весь мой многолетний бухгалтерский опыт указывает на то, что голова у директоров устроена как-то иначе, нежели у обычных людей. А из этого проистекают и прочие оригинальности, присущие данному биологическому подвиду. Получается этакий «homo directorus». Возможно, делая бизнес, нельзя мыслить иначе, но лично мне непонятно, как можно делать бизнес, думая именно таким образом. Может быть, как раз поэтому  я и не директор, а бухгалтер?

Психологический портрет
      
      Не один год проработав в малом бизнесе, я провела некий психоанализ своих руководителей. Разложила по полочкам их психологические характеристики. Практическая польза этого анализа заключается в том, что еще во время устройства на работу можно узнать о потенциальном начальнике много интересного.
      
      И это несмотря на то, что, на первый взгляд, все начальники очень разные. Во время поиска работы по объявлениям в газетах одни из звонивших мне директоров считали, что 40 минут езды до работы - это много, другие говорили, что до их фирмы я буду ехать всего-то полтора часа. Третьи утверждали, что менее часа никто у нас в городе Москве на работу и не ездит. Какие они разные, директора эти. И не только по возрасту и образованию, но и по воспитанию, и по характеру, и по интересам. 
      
      Однажды мы с директором ехали в банк на его иномарке, не самой дорогой. Вместо того чтобы смотреть на светофоры и дорожные знаки, он всю дорогу рассматривал проезжавшие мимо нас автомобили. Увидел самую крутую на тот момент иномарку и даже притормозил, чтобы на нее полюбоваться. Посмотрела я на него. Ну, какой он директор? - взрослый малыш, да и только. Просто игрушки поменялись.
      
      Я сделала вывод о том, что директора ревнуют к игрушкам своих коллег-руководителей. Меня один  периодически расспрашивал о том, чем занимается мой второй работодатель. Я ему говорила, что это коммерческая тайна. Так он обижался на меня за такой ответ и говорил, что, возможно, они смогли бы сотрудничать друг с другом.
      
      А есть и те, что ведут себя не как малыши, а как без пяти минут министры. Мне приходилось наблюдать, как выпендриваются некоторые начальники из Подмосковья. Во время обеденного перерыва они отчаянно демонстрируют окружающим, что не могут съесть салат «Оливье» без использования ножа. А ведь еще вчера кое-кто из них козу пас и печь растапливал. А тех, чей путь («По шпалам, по железной дороге…») пролег из тайги, да сразу на Тверскую, выдает их любимый глагол «лОжить» с ударением на первом слоге.

Региональный колорит.
      
      Много фирм открывается, чтобы заниматься торговлей, и это понятно. Там оборачиваемость больше, а хлопот меньше, чем в производстве. Но рынок Москвы быстро насыщается товарами. Открываются крупные сетевые магазины. Что же будут делать через несколько лет в нашем городе азербайджанцы? Ведь торговлю на наших рынках в основном ведут только они. Неужели обратно уедут?
      
      Многие предприниматели из других регионов, занимающиеся торговлей, приезжают в Москву развивать свой бизнес, и некоторые удивляются тому, что здесь их товар не идет. Забыли о конкуренции. Не мешало бы сначала как следует изучить рынок. В результате некоторые ООО часто лопаются, как мыльные пузыри. Меня один из таких мечтателей уговаривал пойти работать в его фирму, занимавшуюся продажей часов.   
      Условия работы были очень хорошие. Пришлось согласиться. Я сразу ему сказала, что рынок у нас в городе этим товаром уже насыщен, да и кому нужны часы, если почти у всех они есть в сотовых телефонах. Но ведь директоров не переубедишь. Он решил, что умнее  всех, в том числе и своего бухгалтера. Через некоторое время в его бизнесе, естественно, появились проблемы. Зарплату он мне стал задерживать, но работу продолжал давать регулярно. Пришлось уволиться.
      
      В начале 90-ых годов прошлого века я ушла из госторговли  в частный бизнес, имея за плечами бухгалтерское образование, полученное в техникуме в брежневские времена, высшее бухгалтерское, добытое в перестроечные годы, а также приличный 20-летний стаж практической работы бухгалтером. Дала одно объявление в газету о поиске работы на должность главного бухгалтера. Звонили месяц с лишним с утра до вечера. Я выбрала автомобильный бизнес. Директор был из Азербайджана. Встретились мы в метро, там он меня и принял на работу. Офиса у фирмы не было. Потом еще пару раз встретились, сходили к юристу, в банк, и я получила аванс. После этого руководитель без предупреждения исчез на две недели. А, действительно, зачем бухгалтера предупреждать? Перед исчезновением он мне как-то позвонил домой по городскому телефону, а меня не оказалось дома. Босс удивился. Когда, наконец, он  до меня дозвонился, я узнала, что мой рабочий день: с девяти до восемнадцати часов, обед - с часу до двух, а свой домашний телефон я занимать не должна – вдруг директор позвонит. Ну, в общем, напугал. Таким образом, следующие две недели я просидела дома у телефона, а он, оказывается, летал в эти дни в Азербайджан.
      
      Через некоторое время пошли мы с ним в налоговую инспекцию. Он, спрятавшись за мою спину, сказал мне: «Я ничего не знаю и ничего не понимаю, ты будешь тут все решать». У меня возник вопрос: «Если бухгалтер такой умный по сравнению с директором, то почему - такой бедный?».
      Как-то этот босс мне сообщил, что управляющий банком, в котором у фирмы открыт счет – его друг. Я очень удивилась. Только приехал в Москву и уже такие друзья. Вот бы мне так. А то родилась в Москве, живу тут, а друзей банкиров у меня до сих пор нет. «Как же так?» - спросила об этом у директора. И в ответ слышу: «А я ему немного денег дал и теперь, когда захожу к нему в кабинет, он очень радуется». «Наверно, еще хочет», - подумала я.
      
      С автомобильным бизнесом у этого бизнесмена не получилось, пришлось заняться более традиционной торговлей овощами в палатке. Через некоторое время он уехал на свою свадьбу и не появлялся в Москве три месяца. В работе остановка, с балансом задержка, зарплаты нет…
      Рекомендации начинающим бухгалтерам: ищите директора – москвича. В Москву не только приезжают, но и уезжают из нее. Некоторые занимаются здесь туризмом, путешествуя из офиса в офис. Результат затянувшейся свадьбы работодателя - нет печати в трудовой книжке бухгалтера. А еще в аптечке были поглощены все успокаивающие  средства. Аптечный пункт, расположенный около моего дома, будет иметь прибыль все время, пока на своем трудовом пути я буду встречать таких директоров.

Что-то с памятью его стало…
      
      Решила я как-то отдохнуть от запутанной бухгалтерии и устроилась к частному предпринимателю тыкать пальцем в компьютер, не мороча себе голову налогообложением. Восстанавливала ему количественный учет. Договорились о том, что я буду работать три дня в неделю по 3-4 часа. Работала, не поднимая головы. Он меня так завалил накладными, что я постепенно перешла на ежедневную работу, но зарплату не увеличил, а иногда еще и задерживал. «Золушку» из меня решил сделать. Однажды, проработав три с половиной часа, я начала собираться домой. Директор сразу стал демонстративно разглядывать свои часы. Долго разглядывал, как  будто, первый раз увидел. «Какая же плохая память у некоторых директоров», - подумала я. Бухгалтер договоренности не нарушает, наоборот, вкалывает все больше, а руководитель в знак благодарности задерживает ему зарплату.
      
      В другой фирме, где я работала позже, босс целую неделю обещал мне заменить картридж для принтера. У этого мужчины тоже была плохая память. Я знала, что он всегда реагирует на словечки и шутки, связанные с сексом. Пришлось расклеить по офису бумажки с текстом: «Весна! Принтер хочет картридж!». Такой вид напоминания подействовал, и уже на следующий день наш принтер заработал.
    
      Однажды в нашей фирме потерялась печать. Генеральный с заместителем обвиняли в этом друг друга. Никто не знал, когда это произошло, где и при каких обстоятельствах.
      Иногда директор мог дать мне устное указание, о котором тут же забывал. Через год - два приходила проверка, и именно последствия выполнения забытого указания становились предметом разбирательств. Директор был удивлен и как бы ни причем. Я на обороте документов обычно делала пометки карандашом, чтобы потом в случае чего освежить память руководителя. С этой целью  писала директорам служебные записки, которые ими тут же выбрасывались в корзины для мусора.
      
      Договора на поставку или покупку товаров начальники часто заключают не читая. Более того, есть такие руководители, которые даже не знают, что такое договор, и зачем он нужен. Однажды мой директор из обувного магазина привез товар, разгрузил его и сидит спокойно. Я ему говорю: «Где накладная?» А тот отвечает: «Я ее тебе давно отдал». И такие чудеса у нас в фирме уже не в первый раз. Он отдает, а я не получаю. Мыши что ли ее съели. Потом выяснилось, что он не взял накладную у поставщика. Забыл где-то у них в фирме на столе. Склеротик.
      
      Я пришла к выводу о том, что все предприниматели не любят документы. Бухгалтер, наоборот, относится к ним трепетно. Какие мы разные. Может потому, что руководители в основном мужчины, а бухгалтеры – женщины. Многие из директоров сначала совершают хозяйственную или финансовую операцию, а уж потом думают о последствиях, вместо того чтобы планировать деятельность заранее и дать задание бухгалтеру все просчитать.
      
      Недостатки начальственной памяти распространяются даже на такую важную бизнес-категорию, как деньги. Индивидуальные предприниматели иногда такое говорят, что на пару минут теряешь дар речи. Например, меня один ЧП спросил: «А зачем нужна ведомость на выплату зарплаты? Я же прекрасно помню, что заплатил работникам». Уж не знаю, о чем он там помнит, но мне лично он два раза забывал выдать аванс, утверждая потом, что я его якобы уже получила. В начале апреля этот предприниматель выдал мне зарплату со словами, что это за апрель. А я ему говорю:"За март". Тот принялся уверять, что я у него зарплату всегда получаю вперед. Пришлось «поставить человека на место» вопросом: «С чего вы взяли? Кто у нас в стране зарплату за текущий месяц получает уже 3-го или 5-го числа?»
Налоговики частных предпринимателей называют "физиками".
    
      Все тот же предприниматель пытался списать на меня ошибки предыдущих бухгалтеров, доказывая, будто я работала у него в тот период. Я же говорила ему, что пришла в их фирму кварталом позже. Это можно было проверить по документам, хотя я работала неофициально. Да и потом каждый нормальный человек помнит, когда он устроился на работу: в апреле или в июне.
      
      Почему эти люди не пьют таблетки, улучшающие память? Однажды я послушала по радио передачу о здоровье человека, в частности о клетках мозга, отвечающих за память. Над ними проводился такой эксперимент: их высадили в каком–то растворе для выращивания. Потом одну партию подкармливали минеральными веществами и глюкозой. Был отмечен очень маленький рост количества клеток. Другую партию заставили поголодать. Здесь, наоборот рост клеток был огромен. Значит, для улучшения памяти надо периодически голодать, а не есть сладкое, как нам советовал делать перед сессией один педагог в институте. У бизнесменов денег много, кушают они тоже много. Следовательно, память у них всегда будет плохая, если не пользоваться медикаментами для ее улучшения.

Счастливые часов не наблюдают.
      
      Может быть, именно проблемы с памятью являются источником еще одной директорской причуды – их постоянных опозданий. На встречи с бухгалтерами они опаздывают чаще, чем к деловым партнерам. Вывод: бухгалтеров не уважают.
      
      Предприниматели без образования юридического лица, как правило, работают на рынках. Встретиться и обсудить какой-то финансовый вопрос там негде. Не за прилавком же! Обычно офисов у них тоже нет. Приходится подписывать документы прямо в автотранспорте, им принадлежащем. 
      
      Моя подруга жаловалась, что ее предприниматель все время опаздывал к ней на встречи на 30-40 минут и даже не извинялся. Неужели нельзя просчитать время пути с учетом пробок на дорогах? Каждый раз одно и то же. Через некоторое время она уволилась, устроив меня на свое место. Ко мне начальник тоже опаздывал на 30-40 минут. Норма у него такая. Встречи в офисе мы с ним всегда назначали на 10 часов утра. Жил он в двадцати минутах езды на авто. Если надо выспаться, можно же назначить встречу на 11 часов. Я ехала двумя видами транспорта целый час и все равно приезжала раньше намеченного срока. Опоздание – это проявление неуважения к человеку, с которым вы встречаетесь.
      
      Неудивительно, что привычкой опаздывать от начальства быстро заражаются и некоторые подчиненные. Во время поиска работы я приходила на собеседование, естественно, чуть раньше назначенного срока, а надо бы чуть позже, потому что работодатели на свидание с претендентками на высокую должность главного бухгалтера никогда не торопились.
      Однажды зимой я целый час ждала под дверью офиса моей новой работы. Вскоре подъехали учредители и удивились, что на работе до сих пор нет девушки–менеджера, которая, кстати, являлась любовницей директора. Новичкам ключи от офиса не доверяют. Надо проработать некоторое время, чтобы заслужить такое доверие. У учредителей тоже не оказалось ключика, и они разрешили мне уйти домой. А скольких клиентов фирма потеряла за этот час?
      
      В небольших частных предприятиях главному бухгалтеру приходится работать и за кассира. Иногда, на дорогу в банк уходит до часа времени. Работая в одной фирме, мы с директором назначали встречу в банке на 10 часов утра, чтобы сдать выручку и подписать документы. У него было несколько торговых точек. Виделись мы не каждый день, больше общались по телефону. Руководитель жил в десяти минутах от этого банка. Опаздывал он всегда. Иногда даже на 30 минут. Я же обычно приезжала немного раньше. Охранники банка стали меня замечать, вопросы задавать. Однажды один спросил: «А ваш директор в курсе, что вы его ждете уже полчаса?» Босс, конечно же, был в курсе и в следующий раз опять назначал время встречи ровно на 10 и снова опаздывал. Точность – вежливость королей. Несколько лет назад я и не думала, с какими невежливыми директорами мне придется столкнуться на своем жизненном пути.
...
Целиком книга на сайте xinxii/com
 


Рецензии
Если верить написанному, то вам не везло постоянно. Все начальники оказывались плохими. Не стал читать рецензии, но интересно знать, кто-нибудь отметил это? Почему меня интересует сей факт? А потому, что хорошие начальники в основном похожи друг на друга и говорить о них особо нечего.

Знаю об этом из своего опыта. Несколько лет я работал секретарём нотариуса у своей жены. Насмотрелся на всяких клиентов и много писал о встречах с плохими особями. Мои читатели, из особо тонких натур, постоянно задавались вопросом, почему я пишу только о плохом.
И не хотели понять, что нормальные люди одинаковы, особенно в кабинете нотариуса.

Сергей Марфин   07.02.2021 00:03     Заявить о нарушении
Это всего лишь отрывок из книги. Информация о 90-х годах, когда был бардак в стране. В конце я пишу о том, что мне попадались и хорошие начальники, которые платили зарплату своевременно, отпускали в отпуск, даже подвозили на машинах домой. Только их фирмы быстро банкротились, так как они работали честно - по белому. Тяжело конкурировать с ворьем.

Ирина Савинова 2   07.02.2021 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.