Молох тоталитаризма

    Неподалёку от Петербурга, на  мемориальном кладбище жертв политических репрессий в Левашово, семейная и художественная чета В.Гамбаров-Н.Галицкая оставила после себя  величественный и скорбный монумент  «Молох тоталитаризма» высотой около пяти метров (4,8 м). В эпохальном изваянии столько силы и экспрессии, что он навсегда оставил неизгладимый след в истории монументального искусства России.
   Сам термин  "молох тоталитаризма" (или объединение этих двух слов в одно понятие) был придуман художниками в 1992 году  во время работы над этим памятником. До этого такого словосочетания  просто не существовало. Именно Нина Галицкая, как доминантный создатель скульптуры, сумела впервые провести аналогию между  страшным финикийским божеством и тоталитарной репрессивной политикой государства эпохи Сталина.  В огнедышащей утробе Молоха  граждане свободного города Карфаген сжигали  в качестве ритуальных жертв детей, невинных девушек и юношей. Позднее на Гревской площади в Париже людей массовой уничтожали с помощью гильотины. Термин родился в наше время и  оказался белее точным, как отображающий явление. Он сходу вошел в обиход и стал международным. Сейчас, набрав такое словосочетание в интернете, можно найти полторы тысячи ссылок, но Гамбаровы-Галицкие были первыми.
   https://ru.wikipedia.org/wiki/               
   «Молох тоталитаризма» - это  скорбный знак  и  новое понятия  в  монументальном искусстве. К нему не возложить цветов, не  "поклониться".  Мороз по коже.  Есть похожее сооружение в Европе, отдаленно перекликающееся с памятником в Левашово. Его поставил наш соотечественник Осип Цадкин "Памятник разрушенному Роттердаму ". Но там - констатация факта, талантливо исполненная, а в Левашово  -  актуальность государственной машины - "госстандарт" - по убийству инакомыслящих и – предупреждение потомкам.
 «Молох тоталитаризма»  - это  третий и самый значимый мемориал семьи, за который Гамбаровы-Галицкие,  как его авторы,  были вписаны  в Энциклопедию Санкт-Петербурга. Памятник был  установлен 15 мая 1996 года;  в печальных торжествах на открытии мемориала участвовали, будучи тогда членами правительства Санкт-Петербурга,  Путин и Кудрин и один из главных «прорабов перестройки» первый мэр города Санкт-Петербург А.А.Собчак (1937-2000
   К сожалению, до сих пор не нашлось искусствоведов, кто бы смог выдвинуть «Молох тоталитаризма»  на Государственную премию. Ведь этот памятник был первым, посвященным теме сталинских репрессий и считается он одним из лучших монументов Европы, хотя и противников и антагонистов у нас было немало.
 Из Петербурга в Монреаль Гамбаровы привезли с собой дочку Стефанию и редкостный бюст А.С.Пушкина. Сорвав покровы обычного зрительского восприятия, скульптор Виталий Гамбаров  и его супруга Нина Галицкая представили Пушкина чёрным. Открытие монумента состоялось 6 декабря 2002 года. Непривычный для россиян чёрный-чёрный бюст нашего чёрного и контрастного национального гения выставлялся в Летнем саду рядом с изящными беломраморными наядами и нимфами да белоснежными лебедями русского классицизма.
 Святое место! Навсегда озарённое светом пушкинской гениальности! Помните ли из «Евгения Онегина»?
    «Monsieur l'Abbе, француз убогой,
    Чтоб не измучилось дитя,
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой,
    Слегка за шалости бранил
    И в Летний сад гулять водил».
В Монреале непривычно чёрный, но исключительно правдивый скульптурный образ А.С.Пушкина, первый в Канаде, обрёл приют  во дворике Русского православного собора святых апостолов Петра и Павла в Монреале, являющегося одним из  старинных приходов Американской Православной Церкви, начало которой положено Аляскинской Русской Православной Миссией конца XVIII века.
Здесь, в заповедном уголке, раз в год на День А.С.Пушкина, а иногда и чаще по другим культурным случаям собирается активное ядро скромного русского землячества Монреаля. Не ошибусь, если скажу, что не будь у них «своего» Пушкина монреальские эмигранты чувствовали бы себя круглыми сиротами. 
    Внутри полый бюст  из нержавейки с напоминанием о «Пушкина пресветлом взгляде» сковал отец семейства - ищущий и талантливый скульптор, Master of Fine Arts, The Corresponding Member of Saint-Petersburg Academy of Humanities  Виталий Гамбаров. Самой «правой рукой» ваятеля в этом технически сложном деле стала его  деятельная супруга  Нина Галицкая тоже Master of Fine Arts, а кроме того, Member of the Sainкt-Petersburg Union of Artists, Union of Russian Artists and the International Academy of Humanities. 
    -Правдивее будет говорить о семье Гамбаровых - Галицких, - замечает Виталий Гамбаров в пояснительном письме к автору очерка. - Потому что все наши творческие проекты, монументы и тексты мы делаем вместе, вынашиваем их, рождаем их, обсуждаем, спорим и выполняем их вместе с Ниной Галицкой. В некоторых проектах доминирую я, в некоторых - Нина, какие-то пополам. В том то и состоит уникальность нашей семьи, что каждый из нас, каждый из членов семейства - равноправный творец, причем каждый со своей сильной творческой индивидуальностью, особым стилем, характером, уникальностью дара, собственным видением мира и неповторимым творческим почерком (поэтому  у нас разные фамилии!). Просто: мы умеем слушать друг друга и помогать друг другу, развивая идей. После приезда из Нью Йорка дочери Стефании, мы работаем втроем. А вообще-то, в нашем семействе15 человек художников: живописцы, скульпторы, графики, дизайнеры, режиссеры, музыканты. В этом-то и состоит уникальность. В том, что все творцы - носители высоких творческих идей. Это порождает конфликты и споры, иной раз до утра, но именно это и придает силы для творчества.
   И далее Виталий Гамбаров изображает свои чувства поэтически, хоть и в прозе: «Нина, она у меня моя муза-вдохновения, ангел -хранитель. Я её искал 12 тысяч лет, искал когда был солдатом в армии Тамерлана, искал когда был лихим уланом у Наполеона или простым вперёдсмотрящим матросом на корабле Кука. Я семь раз обошёл всю землю в поисках своей возлюбленной и только в отрогах Тянь-Шаня, в Кумушкане (в переводе "серебряный родник") мне повезло: я нашёл своё счастье, мы познакомились».
     В своём искусстве скульптор и художница, подобно Джону Леннону и Йоко Оно практиковавших общую философию, руководствуются своей, отработанной совместно концепцией перевоплощения, концепцией артинкарнации. Виталий и Нина твёрдо  уверены, что великие таланты имеют потрясающее   свойство воплощаться в ныне живущих и имеют продолжение в будущем. Вообще, срывание всяческих покровов, проникновение в суть вещей, извлечение  из конкретного материала ранее неиспользованных или не открытых прежде никем качеств – характерная черта в творчестве Гамбарова и Галицкой. В подтверждение своих ново-эстетических устремлений  художники ссылаются на слова Конфуция: «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон».
   «Артинкарнация - это моя философия,- утверждает известный скульптор Виталий Гамбаров.- Сам термин, придуман мной как новое направление в искусстве. В нём я соединил два слова: «Искусство» и «Реинкарнация». В моём представлении,  актом  искусства является сама человеческая душа, обогащённая  творческим жизненным опытом. Дух, покинувший бренное тело, несёт огромную информацию. Это тончайший синтез  атомов музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, поэзии, лицедейства. Моей задачей является схватить эту эманацию и облачить её в новую, современную форму.
   Я выступаю как медиум, поймавший Дух и надевающий на него новое платье актуального искусства.
   Души народов ушедших эпох - это вместилище символов, знаков, цвета, формы, действия. В них есть сакральное стремление к единению с мировой гармонией. С сегодняшним днем, с будущим. Это - цепь времён.
   Не дать этой цепи порваться. Артинкарнировать  мир. От  календаря майя до телескопа Хаббл и далее. От наскальных рисунков  и клинописи до Энди Уорхола, Достоевского и дальше, дальше, дальше... Я – проводник».
   В русле  философии  «Артинкарнация»,- поясняет также В.Гамбаров,- я делаю ряд  перформансов. Объединяющим элементом  в них является РОКОВАЯ ПУЛЯ.
Серебряная пуля - для оборотней. Платиновая пуля – для певца. Золотая пуля - для избранного. Бумажная пуля -  треугольное письмо - похоронка. Пуля-дура – для генералиссимуса А.В. Суворова (1729—1800)».
   Первый из перформансов намеченной серии «Джон Леннон. Артинкарнация»   был представлен публике 8 декабря 2010 года - в День Джона Леннона, убитого 30 лет тому назад в 10.30 вечера возле своего дома в Нью-Йорке.   Яркое, запоминающееся представление состоялось в помещении «VitartStudio»,  хорошо известной монреальским любителям искусства, при участии недавно созданного Союза художников Северной Америки (AUNA).
   Таинственное и загадочное даже угрожающее действие с кровоточением искромсанных кинжалом артефактов разворачивалось во времени и на глазах смущённой публики.
   Чуть позже интернет-портал газеты Запад-Восток монреальского выпуска  писал об этом в статье «Посвящено Джону Леннону» http://1001news.ca/2011/01/17  и в других материалах.
   ...Сотворение нового всегда подобно библейскому таинству. Это на грани сакральности. Прежде, чем создать нечто девственное, значительное и осязаемое, художник  обязан пересмотреть всю предшествующую ему  концепцию   мира. Через отрицание прошлого, сквозь тернии жизни – к звёздам.
   Для того, чтобы наиболее полно выразить себя, творец обязан сконструировать  мир для себя.  По своему разумению, пониманию, мироощущению - по своему подобию. Сформировать свою  собственную философию духа. Без этого ты – никто. Потому что без гигантской подготовительной  работы  не бывать большому художнику и не бывать большому творчеству.
   Таким неимоверным творцом был Джон Леннон (John Winston Ono Lennon).  Единственный среди многих живущих в ХХ веке, Джон обладал своим неповторимым, индивидуальным видением мира и новым представлением о художественных ценностях. Истинность человеческих отношений была для него правдой жизни и высшей справедливостью. Этот монументальный   постулат творчества  Джон Леннон утрамбовал в скоростную дорогу  своего музыкально-песенного творчества и общественной деятельности.
    В 1966 году  Джон Леннон познакомился с художницей Йоко Оно, стремящейся сформировать и выразить в красках  свой собственный авангардный  мир и с тех пор они никогда не разлучались. «Мы, - иногда говорил Леннон,- не Джон и Йоко, а одна душа в двух телах, Джон-и-Йоко». Музыкальную теорию справедливого устройства мира они сочиняли вместе.
   Супружеская пара провела знаменитые  «постельные интервью»  в Амстердаме,  а затем  в канадском Монреале, где Леннон экспромтом сочинил песню «Give Peace a Chance», ставшую гимном пацифистского движения.
   Проще простого и легче лёгкого выступать  под расплывчатыми лозунгами «за мир во всём мире»,  уклоняясь от критики собственного правительства.  Это – мура. Джон и Йоко были не из таких. В знак протеста против британского вмешательства в конфликт Нигерия-Биафра, против американской войны во Вьетнаме, против того, что люди  живут в бедности и по ним бегают крысы, против того, что толпы богатых бездельников расхаживают в модных тряпках, за гражданские права американских индейцев, за улучшение условий содержания заключённых в тюрьмах - «за» и «против» много иного Джон Леннон вернул английской королеве Орден Британской Империи.
     Во многих странах тоталитарного режима, каким среди многих других  являлся в то время и  СССР,  музыка Леннона и Йоко, их песни и страстная критика несправедливого устройства общества сделали музыкантов кумиром творческой молодежи. Перенималась смелость в общественном поведении, будоражащие песни понимались как непосредственный призыв к духовному раскрепощению, к отрицанию всякого вида рабства. Для многих молодых советских художников слова, мастеров кисти и сцены жизнь Джона Леннона и его творчество явилась школой их собственной жизни и академией духа...
   Задумываешься над прошедшим и видишь: много, порой перенасыщено много в состоявшемся 8 декабря 2010 года в русском перформансе «Артинкарнация» символизма, светящихся цифр, географических и календарных совпадений, слишком много проникновенного чувства и мысли. Но в этом как бы и нет случайности. Ведь, в сущности, все русские - создатели прекрасного в Монреале - земляки и духовные дети Джона. В номере 1742 монреальского отеля «Куин Элизабет», стихийный создатель теории «нового мышления» мира  Д. Леннон проводил свою знаменитую «лежачую» забастовку, выступая против войны во Вьетнаме. 
    Одно из главных совпадений для русских художников слова, поэтов, писателей и артистов сцены Монреаля - эмиграция.
    С сентября 1971 года,  «нелегалы» Джон Леннон и Йоко Оно проживали в Нью-Йорке и получили право на жительство в США лишь после продолжительной борьбы с иммиграционными властями. И никогда больше чета  Леннонов  не посещала Великобританию.
    ... 8 декабря 2010  буквально на глазах зрителей эзотерическое таинство в честь эпохальной деятельности  выдающегося музыканта, мыслителя и политического деятеля Джона Леннона и супруги Йоко Оно  обретало осязаемые формы. Из небытия   появлялись на свет произведения искусства. В итоге, бодрящий общество дух Джона Леннона был артинкарнирован: в перформансе, посвященном Джону Леннону, речь шла о бессмертии и оно состоялось.
    Перформансом иногда называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. В современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.
 Очередным  деянием,  действием, акцией четы Гамбаров-Галицкая в Монреале, стало сооружение монумента в честь русской балерины Л.А.Ширяевой – основоположницы Большого Канадского балета, Королевы орденов Квебека и Канады (1924-1996). Людмила Александровна долгое время жила и похоронена в Роудоне. (См. www.proza.ru/2010/05/03/7 а также
1001news.ca/2010/05/02/на-воинском-кладбище-в-роудоне/).
    Формат перформанса «Монумент Людмилы Ширяевой в Роудоне» состоял из трёх  органично слитных величественных акта.
   К этой важной дате (1 октября 2011 г.) в двух выпусках с продолжением монреальского вкладыша газеты «Запад-Восток» №38(578) и № 39(579)  был опубликован художественный очерк «Па-де-де мадам Людмилы Ширяеффъ», спонсором которого выступил агент по недвижимости Сергей Биндер, и  первым актом открытия монумента явился молебен за упокой души Людмилы Ширяевой в церкви Святого Серафима Саровского Чудотворца под руководством отца Александра и посещение могилки русской балерины на кладбище Святых Первопрестольных Апостолов Петра и Павла  под Монреалем. Там автор очерка об эмигрантской балерине и его супруга Татьяна впервые встретились с детьми Ширяевой Анастасией и Авдеем, с внучкой Валерией от сына Глеба.
   Проявлением высокой воли и энергии в совершении работы, общественной акцией,  в которую были вовлечены многие участники перформанса, стал момент открытия  монумента   в сквере мультиэтнического центра Роудона. Среди присутствующих – Генеральный консул РФ в Монреале  г-н А.Исааков и мэр Роудона месье Жак Борегар (Jacques Beauregard).
   Изящная балерина в обрамлении прорастающих ветвей и листьев предстаёт перед зрителем в виде бронзовой скульптуры.
   - Ветви, - пояснила Нина Галицкая  в  беседе с автором этих строк, - это, следуя нашей с Виталием теории артинкарнации, будущие поколения. А сегодня – это и мы с вами.
   Перформанс, спектакль, акция, посвящённые Людмиле Ширяевой, закончился хоровым выступлением монреальских любителей пения в Rawdon`s Christ Church.
   Самым последним из серии запланированных семьёй Гамбаровых перформансов явился спектакль-перформанс «Пушкин. Артинкарнация», поставленный «Экспериментальной театральной лабораторией» семьи, к деятельностьи которой примкнула и когда-то маленькая Стефания, а ныне высокая молодая женщина с артистической фамилией под старо-русских американцев Стефани Гамбарофф. Как, скажем, Людмила Ширяефф.
   В 2006 Стефани  окончила Монреальского университет Конкордия, отделение Fine Art.  Она скульптор, видео художник, режиссер, обладатель Гран-При за короткие фильмы на фестивалях в Торонто и Нью-Йорке. Многое прибавили ей три года жизни и творческой работы в «столице мира». В артистическом Нью-Йорке оригинальная художница Стефани самостоятельно поставила социальный спектакль «Чужие» (Aliens). Стефани – семейный скульптор в третьем поколении. Первой была её бабушка, скульптор Нина Константиновна Крымская, уроженка Санкт-Петербурга. В годы революции Нину  совсем маленькой ещё девочкой ,  вывезли из Петрограда (на город наступали войска  генерал Юденича) в Самарканд - в летний домик родителей, переждать революционные  и пост революционные события.  Интересная историческая деталь: Покидая Петроград, родители сдали  всё домашнее столовое серебро и драгоценности на хранение в ломбард, причём квитанция до сих пор существует.
   Позже Нина Крымская  стала первой женщиной-скульптором в Средней Азии и одним из организаторов в 1938 году Союза Художников Узбекистана, её скульптуры до сих пор украшают интерьеры и экстерьеры города Ташкента и Алматы.
   "Вообще,- говорит Стефни,- свои первые перформансы я организовывала ещё в конце 1990-х годов на Пушкинской 10, в Санкт-Петербурге. Во многом это культовый адрес, где с конца 1980-х располагались мастерские художников, редакции журналов и многое другое. Мне тогда было 16 лет, я ещё только  училась в училище Рериха, бывшем Серовском училище, на отделении скульптуры. Меня бы выгнали из училища, если бы профессора узнали о моих перформансах. Первый из них назывался «Эмпирическое обобщение одной иллюзии». Тогда современное искусство считалось баловством, моветоном".
   В ходе первого «классического», загадочного и  жуткого перформанса «Леннон. Артинкарнация» прямо при  зрителях, ставших как бы и участниками, при помощи открытого, шипящего огня и металла был создан портрет легендарного музыканта. А в этом году, 27  ноября, по адресу Centre Communautaires CDN, 6767 Cote-Des-Neiges  проект эволюционировал в театральное  действо. 
   С целью раскрыть трансагрессивность внутреннего портрета великого поэта Стефани Гамбарофф, возложившая на себя режиссёрские обязанности в новом проекте,   постаралась новаторски  соединить лучшее из театра Станиславского и театра жестов. С этой целью она привлекла к участию не только художников, но и монреальских музыкантов, бардов, певцов, актеров и танцоров. С их помощью был как бы перевоссоздан дух светлой поэзии Пушкина и обстоятельства его трагической гибели. Таковы были роли Поэта и его Души, Творца и Музы, Пули и Вдохновения, Светских химер и Папарацци. В колдовском фиолетовом цвете, символизировавшем  электромагнитный ультрафиолет. Это современная интерпретация истории великого поэта Александра Пушкина, его фатальной ошибки и оскорбленной чести.
  На очереди у семьи Гамбаровых – богатырский «Мечь-кладенец». Самый настоящий, кованный, с золотым лезвием и с рукояткой усыпанной драгоценными камнями. Не каждому по плечу Богатырский меч – только тому, кто станет достойным спонсором и партнёром творческих устремлений  художников.

  На снимках: портрет Джона Леннона работы Нины Галицкой (фото Димы Финна); монумент Л.А.Ширяевой и его создатели (фото Самвэла Шарояна/ Samvel Sharoyan); на кладбище  Святых Апостолов Петра и Павла слева-направо: В. Морган, дочь Л. Ширяевой Анастасия, внучка Людмилы Александровны Валерия от сына Глеба, Т.Каплан и сын балерины Авдий(фото Д.Финна). 
    Ссылки по теме:
 www.gambarov.com
 www.galitskaia.com
 http://peterpaul.sobor.ca/ru/
 www.proza.ru/2010/05/03/7
 http://peterpaul.sobor.ca/ru/?page_id=309
 http://1001news.ca/?p=11754


Рецензии
Спасибо Вам, Владимир! Благодаря Вам я узнал о жизни моих соотечественников в Канаде. Очень приятно, что на территории этого государства стоит памятник всеми любимого Александру Сергеевичу. А ещё я узнал происхождение термина артинкарнация и его значение. С Вашими мыслями о Ленноне согласен. Он действительно был единственным в 20 веке музыкантом, так тонко воспринимавшим связь человека и вселенной. С уважением

Дмитрий Ильинский   24.10.2012 22:12     Заявить о нарушении
Здесь русские, ерничая, иногда говорят, коверкая французский и русский: "мерси бо". Это они говорят "мерси, бон" -"спасибо, хорошо".
А я вам по-нашему: Спасибо,дорогой Дмитрий Ильинский!
С добром,

Володя Морган Золотое Перо Руси   26.10.2012 00:53   Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Владимир. Я давно искала сведения о создателях этого необычайно мощного по воздействию монумента. Еще когда я впервые увидела памятник, очень захотела написать о нем. Для себя, естественно, чтобы просто формализовать, тем самым, нейтрализуя, тот вихрь ощущений, который просто не позволяет думать ни о чем другом, кроме этого страшного и скорбного образа. Помимо всего, ценность работы в том, что идея ее легко прочитывается даже обычным неискушенным зрителем, но образ настолько метафоричен, что трудно представить, что его создали мои современники. Это высокая классика. Памятник сразу рождает тот напряжение, которое позволяет адекватно воспринять картину, открывающуюся за забором, в этом страшном лесу.Счастлива, что работа высоко оценивается в мире. Поражена, что у нас имена Галицкой-Гамбарова не на слуху. Это,естественно,не их беда, а наша. У нас на родине сейчас в ходу убогие лобовые решения. Жаль, что создатели памятника далеко, и нельзя их увидеть и поблагодарить от всего сердца. Марина

Демичева Марина   09.08.2013 20:15   Заявить о нарушении