Поклоняться Спартаку?

                Книга седьмая

                I

Квинт Фабий Торкват
               
                Против семиаксиев

                Брату Павлу

                «альфа»
                (греческие символы не отображаются)

  Зная твой интерес к семиаксиям и их учению, попытаюсь описать тебе в своей книжке мои взгляды на эти вопросы.

  По благородству и справедливости ты защищаешь этих людей от кажущихся тебе нелепыми нападок, не хочешь и разделить мнения толпы. Но и оставлять без рассмотрения;те крупицы разумного, что попадаются в её взглядах, означало бы проявить излишнее безразличие. Как;будто бы выкидывать на ветер тот речной песок, что несёт в себе ценное золото. Посему я позволю себе иногда использовать суждения толпы, предварительно разобрав их и, так сказать, отсеяв пустое. Больше того, я даже начну с подобной точки зрения.

  Все квириты, эллины и египтяне, все варварские народы, узнавая о том, кому поклоняются последователи новой религии, смеются над последними и сразу же находят их вполне заслуживающими презрения. Семиаксии провозглашают Богом казнённого на кресте, удостаивают апофеоза распятого преступника. Несчастные! Если не презрение, то сожаление вызывают они, и если не насмешку, то сочувствие. Ибо нужно лишиться разума, чтобы почитать за Божество преданного такой казни. Чего в какой-то мере, к слову, и требует от своих последователей эта вера.

  Что скажут о сенаторе, если он предложит причислить к Всевышним, к примеру, Спартака, а его соратников чтить как героев? О Великий Геркулес! Что наделал, например, Красс, распяв тысячи рабов? Будь его легионеры столь же безумны, как семиаксии, никогда бы им не добраться до Города – каждый крест стал бы объектом бешеного почитания. Бросив всё, доблестные усмирители восставших занялись бы людоедством! Ведь пить кровь распятого и поедать его тело – ежедневное занятие сумасшедших иудейских фанатиков, одна из главных их мистерий. Только потому, что их много, а тело было одно, кровь и плоть заменены вином и хлебом.

  Что же, хоть здесь есть толика разума – пить вино во время таинства. Но по нищете абсолютного большинства участников божественного напитка достаётся каждому совсем мало.

  Об этой мистерии я знаю точно. Достоверный источник поведал мне о ней, как и о некоторых других обрядах и обычаях, введённых у семиаксиев. К тому же прямое указание к таким действиям исходит от самого «родоначальника» новых коллегий. Он якобы учил делать это – пить его кровь и поедать тело – своих ближайших спутников, так называемых апостолов.

  Сам он ничего не записывал – как Сократ и некоторые другие мудрецы. Но существуют записки нескольких его ревностных последователей, устные легенды. Мне как раз, весьма счастливым образом, попали в руки подобные записи. Они содержат основы учения, главная часть называется «О благой вести»; также включены так называемые «Деяния» – жизнеописание двух главных последователей основателя учения.

  Но вернусь к объекту поклонения. Несчастные перекладывают, как говорится, с больной головы на здоровую или, иначе выражаясь, переворачивают всё с ног на голову. Порицают, как они выражаются, «идолопоклонников», сами же боготворят – по меньшей мере, в нескольких собраниях, о которых мне немного известно – распятого, его крест и их изображения.

  Крест как символ, естественно, заимствован последователями распятого Иисуса, не они его выдумали. Многие варварские секты использовали его в том или ином виде. Чтобы не утруждать себя дальним походом, когда можно лишь протянуть руку к искомому, обратимся к одному из самых известных египетских знаков. Уже которую тысячу лет символом египетского Ра (или Амона, т.е. Бога Солнца) является тау. Лишь слегка видоизменив его, иудейские фанатики создают свой идол, навеянный способом казни. Да ведь и всю их (иудейскую) культуру многие историки возводят к египетской: иудеи переняли там ещё в древности очень многое. Не постеснялись заимствовать и теперь, в наше время.

  Впрочем, некоторые, из самих же семиаксиев, утверждают, что галилеянин был казнён на простом столбе, без перекладины. И тебе, брат мой, должно быть лучше известно, что таким образом обычно принято распинать у иудеев. Но оставлю мнение большинства. Да и не в том суть, была ли перекладина.

  Немного рассмотрю в этом месте и такой аспект. Понятно, что крест лишь символ. Но что за ним скрывается? Что адепты семиаксиев могут объяснить профанам, недоумевающим по поводу такого объекта почитания? Оказывается, Иисус, сын Иосифа, из Назарета – так звали распятого – прежде чем пойти на казнь, уже зная о своём приговоре, кое-что наговорил одному своему ученику. Дабы придать благородства предстоящему событию, по сути, весьма для него позорному, учитель внушает, что он идёт на казнь не за свои какие бы то ни было действия. Нет, сам он чист и безгрешен. Он будто бы жертвует собой ради других, ради своего народа, который он призван вывести из заблуждения. То есть всех иудеев он своей смертью спасает. Это он якобы подробно объясняет своему самому преданному последователю и некоторым образом преемнику. Куда делась остальная толпа его слушателей – об этом дальше. Как и о том, от чего надо спасать весь народ, всех и каждого. Каждого, так как не может быть, по его словам, ни одного безгрешного иудея, даже теоретически. Об этом, говорю, в другой части моего исследования.

  Пока же приведу ещё один довод в пользу того, почему в данном вопросе, то есть при рассмотрении коллегий семиаксиев и их воззрений, не следует пренебрегать пусть даже и слухами, гуляющими в толпе. А именно, я веду речь о составе этих коллегий. За редким исключением все семиаксии – рабы и чернь, следовательно, часть той же самой толпы. Посему мнения последней, как целого о своей части, вполне, я считаю, могут заслуживать некоторого внимания.

  Поскольку нет сведений о статуях, бюстах, прочих изваяниях Иисуса, портретах, каких-либо других прижизненных изображениях, а также весьма мало описаний его внешности, весьма кстати будет хотя бы в этом вопросе прибегнуть к устным характеристикам, имеющим хождение среди черни. Через иудеев, прибывающих и привозимых в Рим, те воспоминания об облике Иисуса, что кое-где ещё сохранились на его родине, распространяются в народе. Который любопытствует, конечно, порою, что собою представлял внешне этот распятый, раз ему поклоняются как Богу. Может, он был красив, как Нарцисс или Гиацинт? Быть может, от него исходило олимпийское очарование? Отнюдь. Люди рассказывают, что этот самый Иисус росточка был весьма мелкого. Наверное, как тот упоминаемый Гомером народ, с которым воевали журавли, я говорю о пигмеях, возможно, он их потомок. Этого нельзя исключать. Происхождение этого человека загадочно, его отец, Иосиф, был весьма удивлён, узнав, что жена, девственная Мария (ударение на втором слоге), уже беременна. А ведь сам Иосиф к ней ещё не прикасался, дефлорации не было, девственная плева на месте. Предположим, что пигмеи заключили с журавлями перемирие, один из первых попросил одного из вторых доставить его в Иудею, и ночью как-нибудь, тайно, своим маленьким – пропорциональным росту и сложению – и тонким чЦном проник в отверстие в плеве той девы и зачал будущего проповедника.

  Вероятно и другое, не столь забавное, но тоже любопытное. Мой врач как-то говорил, что очень редко, но случается – он почерпнул это из одной греческой медицинской книги – случается, что у девственницы, ни разу не бывшей с мужчиной, появляется плод. Это если не принимать версию семиаксиев о непорочном зачатии от Божества. Тоже, кстати, далёкую от оригинальности – достаточно вспомнить хотя бы запертую в подвале Данаю.

  Но вернусь к тому, что говорят про облик Иисуса, считавшегося сыном Иосифа. В основном рассказывают ещё, что лицо этого, с позволения сказать, пигмея, было такое некрасивое, что вызывало отвращение. Некоторые упоминают и о том, что всё его тело: руки, ноги, спина, грудь и живот – было сплошь покрыто густыми и не самыми короткими волосами. Почему, передают, он и говорил о себе «сын человеческий, сын человеческий» каждый раз к месту и не к месту, как бы – или без «как бы» – отвечая на насмешки, что он родился от животного.

  Следует выслушать и другую сторону. Но и сами семиаксии не питают иллюзий о внешности своего распятого. Они, естественно, употребляют эвфемизмы, но, по сути, признают то же самое. Вот их слова: «Облик его был лишён какой-либо красоты и обаяния».

  Почему же нет изваяний или портретов этого иудея из Назарета? Ведь даже при такой внешности скульптор легко может приукрасить лицо, рост скроет отсутствие предметов, с которыми можно его соотнести… Не оттого ли, что Иисуса не сочли достойным даже портрета? Он был далеко не единственным проповедником, учившим в Иудее в то время. Кстати, замечу, что казнили его  в консульство или нового Принцепса с Суллой Феликсом или нашего дяди, Персия (и Луция Вителлия). Который, наш дядя, весьма заинтересовался бы, думаю, пигмейским способом бездефлорационного проникновения и зачатия. В правление Божественного Августа, ещё и до нашего времени, в Иерусалиме, Кесарии и всей провинции бродили кучи всяких учителей, проповедников. И, по словам образованных иудеев, без преувеличения дюжина из них была куда влиятельней Иисуса, плотника из Галилеи. Вот почему никто и не слыхивал о его портретах или изваяниях, сделанных при жизни. К тому же все его последователи были (и есть) крайне бедны и не могли себе позволить заказать пусть даже бронзовую или мраморную статую. Если и встречались, весьма редко, двое-трое, богатые слушатели, то они, как почти все иудеи, оказывались слишком жадны. Как, по книжке «О благой вести», тот молодой человек, который с детства соблюдал всё, о чём учил Иисус; но когда юноша услышал, что нужно отдать всё своё состояние, тут же отвернулся и ушёл. А ведь он, между прочим, и без всяких проповедей назарянина вёл, в общем-то, правильную жизнь, достойную хорошего человека, не считая скупости, конечно.

  Заведя речь о достоинстве, напишу о своём, как мне показалось, небезынтересном наблюдении. Как поведал мне один последователь рассматриваемого учения, у них при принятии в жрецы мистагоги – как и в некоторых эллинских культах – говорят над посвящаемым «аксиос». Следовательно, семиаксий – наполовину колесованный, наполовину «достойный». Впрочем, для нас, квиритов, все эти сумасшедшие из недозволенных коллегий безусловно достойны колесования, сжигания на столбах, роли бестиариев и прочего, ещё более жестокого отправления во владения Прозерпины. Нужно лишь заботиться о том, чтобы их не распинали на крестах, ибо для этих безумцев такая казнь будет наградой – они рады таким образом уподобиться назарянину. Ближе к концу моей книжки я надеюсь убедить тебя в этом – что семиаксии подлежат истреблению.

  Кстати, не считаю возможным – в этом и я не разделю мнение толпы – не считаю возможным называть их «христианами». Буду именовать семиаксиями, вредной иудейской сектой, последователями Иисуса-назарянина, отверженным иудейским меньшинством или изгоями, изучающими назарейскую ересь. Так как самого Иисуса никто, кроме этих умалишённых, в том числе, собственно, и сами иудеи, никто не зовёт Христом. Ибо «Христос» – это Мессия, Царь, Спаситель – но подавляющее большинство соплеменников не признают его таковым. И до, и после смерти этого Иисуса, иудеи ожидали и ожидают прихода Мессии (по-гречески Христа), который должен будто бы – вот тёмные и глупые варвары – освободить их от нашего владычества и поставить во главе мира. Среди них есть так называемые зелоты, которые активно призывают к вооружённому сопротивлению – тебе это должно быть прекрасно известно. Они говорят, что если действенно противостоять нам, римлянам, только тогда придёт Христос, поддержит и поможет сбросить захватчиков, что нельзя мириться с положением «римских рабов». Настоящий никогда не придёт – даже некоторые иудеи и особенно зелоты наверняка понимают это, не говоря о нас. Но, используя это имя, лже-Христы возмущают народ, увлекают за собой толпы, и в таких лже-Спасителях нет недостатка. Иудейские пророки якобы говорили о том, что явится Христос-Царь и дарует своему народу, Израилю, свободу. Но Иисус пришёл, сам про себя сказал, что прорицали как раз о нём, казнили его, а Иудея до сих пор под римским владычеством. Вывод: Иисус – не Христос. Минимум в этом аспекте, чего, в общем-то, и достаточно. Что и требовалось в данном случае доказать.

  Пусть даже он творил разные чудеса, это не послужило признанию его Царём и Спасителем. О том, что это были за чудеса, что им способствовало, я исследую ниже. Пока же буду придерживаться мнения, что все они действительно имели место быть, как о том сказано в писаниях назарейской ереси. У меня в руках, как я уже говорил выше, записи одного семиаксия, приверженца этих коллегий на протяжении тринадцати лет, с самого детства. Приму за истину все описанные в книжках «О благой вести» и «Деяния» чудеса, буду исходить из того, что они свершались; за небольшим исключением. Как в основном и все прочие происшествия не стану тщательно опровергать, сводить их ко лжи. Считаю это лишним; во всяком случае, это выходит за рамки моей работы.

  Отмечу лишь, что записи эти, «О деяниях», а особенно «О благой вести», беспорядочны, как-то по-варварски хаотичны, трудны для понимания. Скажу и более: во время чтения они вызывают раздражение отсутствием порядка, нормального построения, логики – образованному человеку неприятно воспринимать подобные книги. Единственно, хронологически более-менее выдержано подобие порядка, но и здесь есть очень существенное упущение. Чрезвычайно значительное. Но об этом дальше.

  Прежде чем приступить к разбору записей учения, оговорю один момент. Пусть на меня не обижаются даже семиаксии, что я, быть может, по их мнению, занимаюсь богохульством – отнюдь нет. Я чту Богов: римских, эллинских, некоторых египетских и восточных. К Божествам варварских народов также стараюсь относится, насколько возможно, почтительно, не нарушать и их почитания благочестивых обычаев. В следующих главах я попытаюсь рассмотреть физическую природу Иисуса – Божественная она или смертная. Но теперь, чтобы защититься от возможных беспочвенных обвинений со стороны безумных участников недозволенных коллегий, приведу высказывание самого распятого: «Кто скажет на сына человеческого, простится ему».


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/29/439


(Иллюстрация - египетский тау)
------------------------
1) мнения толпы – считалось – насколько обоснованно, неизвестно – что христиане отравляют колодцы, приносят в жертву младенцев, вступают в кровосмесительные связи и творят прочие мерзости и чудовищные преступления.
2) триумвир Красс – М. Лициний Красс подавил восстание Спартака, распял восставших на крестах вдоль дороги от Бруттия (где и был разбит в решительном сражении Спартак) к Риму. Казнь на кресте считалась очень позорной.
3) Ра – или Амон, Амон-Ра – египетский Бог солнца, в некоторые периоды египетской истории – верховное Божество.
4аксиос – гр. достоин.
5) семиаксии – буквально означает «наполовину колесованные» из-за распространённого способа их казни – сожжения на обложенном хворостом столбе.
6) Цитаты из «Евангелия от Гнея» в большинстве случаев соответствуют совр. текстам евангелий от Матфея и Марка, послуживших, вероятно, основными источниками для переписчика. Поэтому перевод берётся из этих русскоязычных изданий.
7) новый Принцепс – здесь: Луций Оцелла (Гальба);
    консульство нового Принцепса и Суллы Феликса – 33 год н.э.;
    консульство Фабия Персия и Луция Вителлия – 34 год н.э.
8) ересь – в то время это гр. слово означало учение, направление, школу, напр-р, в философии.


Рецензии
Публий, какой ты смелый!
Хочу признаться, что мечтала прочесть у тебя что-то очень серьезное.
Подозревала, что в романе о Фабии и ее подругах ты не раскрываешь и третью часть своих знаний.
Мне хотелось получше узнать твое мышление, твою глубину. Расширить представления о тебе.
И вдруг я нахожу эту вещь.
Пишу тебе отзыв, подошла мама (я у родителей в гостях. И мы на днях рассуждали о личности Христа, хотя все мы атеисты, можно сказать)
Я стала делиться тем, что только что прочла у тебя.
Чуть позже, за ужином, пересказывала твою главу всем. Как могла, конечно, старалась))
Потому что ты меня удивил этой главой, а что будет в следующих главах -
уже не важно, потому что я хочу их прочесть, даже если в них будет рецепт запеканки из человеческого мяса.

Восхищена твоей смелостью. Боюсь, как бы тебя не забили виртуальными камнями.
Можешь рассчитывать на мои двери, всегда рада принять тебя)

Тереза Пушинская   05.01.2012 23:04     Заявить о нарушении
П. Валерий приветствует Татию и приносит свою благодарность за вышестоящую рецензию! )

Кстати, о рецепте)) Он уже был)) Ты пока не дочитала просто до того места)) Это в третьей книге, главе в четвёртой примерно (сейчас посмотрю)) Ага, в третьей, 3-III, http://www.proza.ru/2011/12/03/566 . С Цицероном связано))

Весьма и весьма приятно читать твои слова!

Были бы эти главы широко известны - может, и нашлись бы камнекидатели)) Да и какая смелость нужна сейчас, в начале третьего тысячелетия? Примерно такая же, как в начале первого, когда и писалась эта работа "Против семиаксиев")) Вот в середине второго - другое дело! ))) А теперь-то не так уж реагируют)) Аутодафе уж не готовят)) (Снова о запеканке))) Но всё же рассчитываю на твой приют)

Публий Валерий   06.01.2012 05:16   Заявить о нарушении
Я не совсем понимаю - чье больше это сочинение? Ты опираешься на труд Квинта Фабия,
полностью его цитируешь, переводишь или как? Запуталась.
Где-то есть предисловие к книге? Сориентируй меня, друже)

Тереза Пушинская   06.01.2012 12:19   Заявить о нарушении
Перевожу))

Публий Валерий   06.01.2012 18:47   Заявить о нарушении