Отброшенная жертва ч. 145
Согласно мнению одного из крупнейших философов - экзистенциалистов Мартина Хайдеггера, человек заброшен в этот мир.
Однако стоит заменить всего лишь одну приставку, и мы получим вместо заброшенности Отброшенность, которая, прежде всего, означает временную отринутость, неприемлемость или неприятие жертвы.
Происходит это либо в наказание за грехи, утяжелившие изначальную участь человека и, соответственно, исказившие сущность жертвы, либо вследствие её недостаточной содержательности.
Любая истинная жертва призвана, а Отброшенность изменяет предначертание вплоть до полной его подмены.
И здесь уже все зависит от силы жертвенного духа.
Сумеет жертва в полной мере осознать свои ошибки и привести себя в соответствие - ей будет позволено занять место в ряду необходимых и вечных жертв.
Если же работа над собой не будет проведена, жертва из отброшенной превратится в обрушенную. Меж тем отброшенный человек отходит на прежние позиции.
Итак, Отброшенность в отличие от экзистенциальной заброшенности есть явление временное.
Чаще всего Отброшенность подразумевает четкое видение цели, уяснение задачи, подготовку к последующему рывку или штурму.
В то же время заброшенность - понятие почти необратимое. Заброшенной ощущает себя личность, посторонняя всему и вся. Отброшенная же, к сожалению, чаще всего родственна или свойственна, если не данному сообществу, среде, поприщу, то все же приближена к реально существующем явлению.
Хотя, если говорить прямо, то реально существует абсолютно все. Граница между бытием и небытием неразличима, что убедительно доказывает А.Ф.Лосев в своем труде «Самое само».
Отброшенность от чего-либо родственного с другой стороны означает вхождение в чужеродность.
И, как это ни странно, причиной мучительного счастья отброшенного вполне может предстать чуждая сила, проявленная конкретным фактом наиболее мощного действия, например, физической гибели.
Тогда при посредстве чуждой среды, внезапно ставшей упругой и превратившейся из трясины в батут, отброшенный возвращается «на круги своя».
«И, таким образом, именно опыт горя и крушения научил нас, цивилизация обогатилась тем, что перед ней распахнулись двери ада, каким предстал внутренний мир человека, ставшего жертвой самого себя» 1
Таково мнение видного католического мыслителя Франции 20-го века.
Отброшенный человек отчасти подобен Одиссею /Улиссу/. У него есть своя Итака, родной дом, верная супруга.
Лаэртид знает об этом и стремится туда, но долгие годы перед ним предстают ложные образы, застящие цель.
В середине странствие Одиссей тоже оказывается сброшенным с корабля, хотя и остается целым.
В отличие от него Эней, пустившийся в путь из горящей Трои, скорее всего является заброшенным человеком.
Но в конечном итоге он тоже обретает свою землю, свою незнаемую цель.
Здесь мы обнаруживаем одно из важнейших отличий человека заброшенного.
Отброшенному заведомо известна цель и он знает, что рано или поздно он ее достигнет.
Заброшенный же не знает ничего из предстоящего. Конечно, перипетии пути неведомы и отброшенному, но ему все же известен хотя бы конечный пункт.
Заброшенный знает только то, что обратной дороги нет. У нег есть лишь точка и ему, пожалуй, труднее всего.
И все же образ Одиссея не совсем точно характеризует смысл отброшенности.
Цель его впереди и в то же время как бы сбоку. Она приземлена и упрощена. Герой откинут как бы слегка, боковым ударом, но не в лоб, как бывает ошарашен встречным ураганом путешественник, идущий к смутному горизонту.
Скажем кратко: «Цель Одиссея - дом, обитель мыслителя - цель…»
В данное время Славянство является еще и отброшенной жертвой, помимо прочих отрицательных аспектов. В геополитическом плане Россия как одна из ярких и основных Славянских держав отброшена к рубежам 17-го века.
Многое утрачивается в области культурной. Фундаментальная наука, хоть и не потеряла полностью своих позиций, но все же большее внимание уделяется прикладным отраслям, которые, по мнению «макроэкономистов», ближе к «рынку».
Сельское хозяйство, и без того едва дышащее, тоже загнано в «пятый угол».
Отбрасывается вообще все, что не служит сиюминутной выгоде и потребностям тела.
Ведь в конечном итоге развитие рассудочной науки обслуживает статуарность. Но почему именно «статуарность»? Статуя неподвижна. Человек в техническом средстве передвижения, будь то автомобиль, самолет и т.д., ограничен в движении, хотя и окружен удобством.
Именно окружен, блокирован комфортом, является безвольной жертвой.
Поклонение кнопке, рычагу и всему якобы облегчающему жизнь, устраняющему усилия, на деле ведет, а точнее, везет к гибели.
Скорость отбрасывает человека, не «вписавшегося» в поворот к рынку.
Отброшенными жертвами преисполнено бытие. Бросают жены мужей, матери детей, повзрослевшие отпрыски - родителей, жители - страну и т.д.
Человечество втайне готовит пути отхода с Земли, поруганной и обезображенной им. Конечно, все эти «прожекты» пока существуют лишь на страницах фантастических романов, но все, совершенное «в натуре», уже было до того выработано в сознании.
1 Маритен Ж. Интегральный гуманизм// Философ в мире.-М.,1994.-С.70
Свидетельство о публикации №211122900623