Феномен творчества В. Цоя?

    Каков феномен творчества Виктора Цоя? Каков образ человека-творца, Поэта созидается
 в сознании и в памяти воспринимающих? Какова актуальность проблемы феномена творчества
 Поэта на сегодняшний день? О феномене творчества Поэта сказано не так много, как
 должно бы быть, не так много серьёзных философских исследований, а из того что уже
 сказано, то можно выделить лишь десяток статей, в которых обнаружена и открывается
 актуальность проблемы. Какова актуальность проблемы? Посмотрите, например, на статьи
 таких авторов, как Зуфар Кадиков, Алина Бартули и Андрей Дамер, то вам откроется пер-
 спектива крайности пределов интерпретации феномена творчества Поэта.
    Какова проблема? Каковы пределы сомнения? Например, статья Андрея Дамер "Не сотвори
 себе В. Цоя" есть как бы реакция на статью и книгу З. Кадикова "По следам пророка
 света" и на тенденцию в духовной области на протяжении 20-ти лет, начиная с 1990-го
 года. Общая проблема, которую затрагивает А. Дамер, как бы верна, основной мотив проб-
 лемы: "не сотвори себе кумира и не поклоняйся идолам". Но из этой верной предпосылки
 Андрей Дамер совершает необоснованные оценки творчества Поэта. Кратко говоря, А. Дамер
 утверждает, что творчество Поэта ничтожно: написано Поэтом мало и сами произведения,
 как тексты песен, не представляют собой какой-либо возвышенной ценности. Но по критерию
 творчества Бориса Вышеславцева, такая интерпретация, оценка творчества есть профанация,
 то есть сведение ценностей на понижение. Те, кто размышляет также, как и автор статьи
 "Не сотвори себе В. Цоя", подобны тем людям религиозного сознания, которые, восхваляя
 Бога-Творца, одновременно же говорят, что как бездарно, ничтожно и пошло Его творение.
 Сомнительная операция сознания "хитрого рацио", не правда ли? Перефразируя мысли Бориса
 Вышеславцева, направленные в адрес Фрейда, обращаясь к обличителям творчества Поэта,
 скажу, что самое серьёзное возражение тем, кто умышленно профанирует творчество Поэта,
 состоит в том, что в вашем мировоззрении сублимация невозможна, ибо для вас сублимация
 иллюзорна. Сказано верующим: "не сотвори себе кумира", так и поступайте по тому, чему
 учил Иисус Христос апостолов, а не так, как книжники и фарисеи 2000 лет назад, воспри-
 нимали Спасителя, как Царя, во славе и во власти? Перефразируя мысли Б. Вышеславцева,
 скажу, что кто не ведает трагизма Голгофы, тому Христос ничего не говорит; и тем более
 не говорит им ничего про Триумф и Голгофу Виктора Цоя. Тот, кто не испытал трагизм
 жизни и творчества Виктора Цоя, тот вряд ли поймёт и трагизм Голгофы. Ибо тот, кто
 сердцем испытал трагизм Голгофы, тому понятен и ясен трагизм Пути к Триумфу В. Цоя.
 Слово Божие многим сказано во всеуслышание, но кто способен увидеть образ и вслушаться
 в потаённое сердце? Вспомните притчу про Сеятеля и про зёрна, что сказана в Евангелии?
 И вслушайтесь в слово Поэта и уразумейте про что сказано:
                "Зёрна упали в землю, зёрна просят дождя, им нужен дождь.
                Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь:
                Ты увидишь - там всё горит огнём".
                "Закрой за мной дверь. Я ухожу".
   Но кто из вас способен увидеть и постигнуть огонь любви Поэта и те зёрна, что Поэт
 сеял в человеческие души? Кто способен постигнуть то нечто Вечное, что выражал Поэт в
 слове, как откровение сердца? Кто познал огонь сердца и увидел Путь Поэта, и кому от-
 крылся Смысл Пути? Никто, молчание? Ибо никто ещё, кроме единиц-одиночек, не испытал
 себя в дерзновении духа прикаснуться к постижению Смысла творчества и к постижению Пути
 жизни Поэта? Скажут: а нужно ли это постижение? Но задам обратный вопрос: а кому
 нужна русская Литература и Поэзия, и русская Философия, исходящая из синтеза Поэзии и
 Религии? Кому и для чего? И, как говорил С.Л.Франк, что проблема религиозного смысла
 Поэзии российских творцов есть проблема русского национального самосознания. Кто не
 осознаёт глубины проблемы национального самосознания сквозь зеркало феномена творчества
 ПОЭТА, тот, наверное, считает, что произошёл от приматов, а потому люди должны
 возлюбить друг друга по завещанию приматов? Но, как говорил Н. Гоголь и Ф. Достоевский,
 что не было бы так смешно, как грустно на самом деле, вглядываясь в общественное соз-
 нание людей, которые не прислушиваются к одиночкам-чудакам и не внимают слово в сердце
 потаённое и не уразумеют. И сколько было этих одиночек, и кто их слушал? Но всё же
 Слово, воплощающееся в сем мире, воплощается не напрсно, ибо Путь Его в всем мире
 труден, но возможен и осуществим, даже сквозь тернии сорняков произрастают златые злаки
 подлинной Жизни и Культуры. И мы обязаны углубиться в постижении проблемы феномена твор-
 чества Поэта и разрешить проблему должным образом, то есть подлинно увидеть неисчерпа-
 емый образ Поэта. И задача эта возможна и осуществима, ибо по данному нам завещанию
 Н.Кузанского и С.Л.Франка: "Непостижимое постигается через постижение его непостижимо-
 сти".
                Декабрь, 2011.
 
 
   
               


Рецензии