Нирвана

1 января 2012 года. Утро.

Вы проснулись на диване в незнакомой квартире. Первая мысль, которая вам приходит в голову: «Наверное, я перебрал вчера на вечеринке, и добрые люди сгрузили меня на диван».

Сначала вы лежите и осматриваетесь. Пытаетесь припомнить, как вы тут оказались? Но тщетно. Вот вы садитесь на своём нехитром ложе, круг обзора увеличивается. В поле зрения попадают многочисленные предметы и дверь из комнаты.

Вы прикидываете: встать и выйти к людям, которых вы не помните, или ещё вздремнуть, а все выяснения обстоятельств оставить на потом?

– Полежу, высплюсь. Тепло, светло и мухи не кусают. Что ещё надо? – Говорите вы себе.

Но нет. Душу свербит мысль: «Где же я? Как я сюда попал?»

И вот вы стряхиваете сонную апатию и дёргаете за ручку двери. – Облом! Дверь не открывается. Вас закрыли!

– Ах, чёрт… Да что же это такое? Где я?

Вы выглядываете в окно комнаты. Под окнами незнакомый городской пейзаж с высоты многоэтажного дома. Редкие прохожие. Белым-бело. Где-то шумят автомобили, видимо рядом дорога. Напротив стоят дома. Серое небо. Сыплет редкий снежок. Деревья все в инеи. Всё располагает ко сну в этот первый день нового года. Но нет. Вам уже не до него. Вы заперты! И даже не знаете, что лучше? Начать стучать в дверь, или наоборот не привлекать к себе внимания? Вот вы возвращаетесь к двери, снова дёргаете за ручку.

И тут обнаруживаете, что ручка с кнопкой. Вы нажимаете на кнопку, поворачиваете ручку и… выходите из спальни в зал.

– У-уфф…

Оказывается всё не так уж плохо. Перед вами праздничный стол (вернее то, что от него осталось после вчерашнего). Но всё равно – еды валом. Стаканы, рюмки, бутылки с недопитой водкой. Лимонад, сок, полузасохший хлеб, заветренный сервелат и сыр, потемневший и покрывшейся капельками жира. Разорённые салаты, остатки пельменей. Рыбные консервы в масле. Запах селёдки под шубой, колечки лука, зелёный горошек. Что-то ещё. Вы находите боле-мене чистую тарелку, пододвигаете стул, усаживаетесь и начинаете уничтожать кулинарные призраки новогодней роскоши. При этом вы непроизвольно пытаетесь всё время понять, знакомы ли вам окружающие предметы или нет? И на слух определить, есть ли кто-то ещё в квартире? Но, похоже, никого. Если перестать чавкать, то в тишине слышно как тикают часы, гудит холодильник. За окном бибикает машина.

Минут двадцать уходит на трапезу в одиночестве. Размышлениях о превратности судьбы. Признания себе, что ни что из увиденного вам раньше не встречалось. И после третьей рюмки, когда оптимизм и жажда деятельности в вас восстанавливаются, вы решаете, что надо найти свою верхнюю одежду и ботинки и выйти наружу. Раз уж хозяев нет дома, то надо взять «языка» на этаже.

После шараханий по всем углам, вы, наконец, находите ваш гардеробный набор. Одеваетесь. Накручиваете на шею шарф. Нахлобучиваете шапку. И застываете перед входной дверью. – Замок изнутри не открыть. – Нужны ключи…

– Та-а-ак… – Говорите вы себе. – Приплыли.

И садитесь в прихожей на маленькую скамеечку, которая, видимо, служит хозяевам подставкой для ног.

– Чёрт. Что ж такое? – не везёт сегодня.

Пять минут проходят в разглядывании настенного календаря, который вам совершенно не помощник. Наконец, вы начинаете ставить себя на место хозяина квартиры.

– Где бы я держал запасные ключи? В тумбочке, – решаете вы и начинаете шарить.

Но, видимо, у хозяина этой квартиры другое мнение. Вы рыщите по квартире. Прямо в одежде. Потный, злой. Уже осмотрели все пенаты. Побывали и на кухне, и в ванной, и в туалете справили нужду. И, наконец, добравшись до спальни, откуда начинали своё пробуждение, находите на журнальном столике связку незнакомых ключей.

– Вот они! – Ёкает ваше сердце. – Ура! Только бы подошли…

Вы бросаетесь к входной двери и начинаете тыкать наудачу в замочную скважину все подряд. Наконец-то ключ найден. Поворот, другой. И вот она. – Свобода!

Перед вами коридор. При первом взгляде ничего особенного. Но потом вы понимаете, что что-то не так. Коридор тянется вдаль и теряется в сумраке. Так не бывает. Обычная планировка жилых многоэтажек этого не допускает. Должна быть лестничная площадка. Две-три двери обитые дерматином кто во что горазд. А тут? … Безобразие! Ну, кто так строит? И где же я, в конце-то концов?

Вы начинаете бродить по коридору, торкаясь в закрытые двери и заглядывая в доступные проёмы. Снова поиски. Снова тревога. Вы снова потеряли ощущение Свободы. Наконец вы понимаете, что находитесь не в жилом доме. А в каком-то учреждении.

– Ёлки-палки! – Мысленно восклицаете вы. – Если они закрыли вход и ушли все по домам, то я могу просидеть тут до конца новогодних праздников. С ума сойти можно! Как же я сюда угодил? И каким образом в нежилом учреждении находится абсолютно жилая квартира? Что за мистика?

Вы обошли все этажи. Были на первом. Массивная входная дверь закрыта безнадёжно. Ещё и решётка из стальной арматуры сварена, как тамбур со второй промежуточной дверью.

– Может я в банке? Но я вообще никогда не ходил в банки. Что мне там делать, что хранить?!

– Нет. Это не банк. – Рассуждаете вы. – Если бы это был банк, то была бы охрана. Если даже охрана напилась в стельку, в честь Деда Мороза, то были бы датчики движения. Сигнализация бы сработала! Уже бы тут было полно ОМОНа, полиции и я бы сидел на полу с фингалом под глазом и в наручниках, а не разгуливал по этажам.

Вы обходите всё по кругу, держась правой стороны. Уже потеряли счёт этажам, дверям, проёмам, лестницам и поворотам. Наконец, вы выныриваете из бокового прохода и понимаете, что вернулись в исходную точку. Вот дверь квартиры, откуда вы вышли в коридор. Круг замкнулся. Вы снова в западне. Вы стоите перед дверью и думаете:

– А не послать ли всё к чёрту и отправиться досматривать прерванный сон? Что мне снилось? Снегурочка? Сейчас дорубаю салаты, доем пельмени, выпью всю водку и положу на всё…

И когда эта идея уже овладевает вами и начинает греть душу, в этот самый момент вы замечаете ещё одну дверь, выкрашенную под цвет стен и потому не бросившуюся вам в глаза сразу.

– Это разве дверь? – Говорите вы. – Фанера! – И презрительно толкаете её наружу.

И оказывается, что за ней лестничный пролёт, который ведёт вниз.

– Вот тебе и раз. А я то, дубина, лазил по этажам! Всё понятно. Тут просто кто-то забыл закрыть на замок двери. И я ушёл через них по коридору в конторы. А квартира имеет свой отдельный вход.

Конечно. Вот эта лестница, которая так стремительно скачет под ногами. Этаж, ещё этаж…

– Ха!

Вот и подъездная дверь! Толчок. Ещё один. Удар ногой!

– О-ой… Больно. Неужели она закрыта? Будь проклят тот день, когда я вошел в это здание! Впрочем, может я и не входил? А меня внесли… Или затащили волоком… Не помню. Ничего не помню.

Вы садитесь на ступеньки и как волк в клетке готовы скулить от жажды Свободы, которая вот тут – рядом с вами. Но для вас – недоступна. Вы хлопаете себя по карманам. Находите сигареты, спички. Закуриваете. И этот привычный процесс возвращает вам некоторое равновесие.

– В конце концов, вполне логично – рассуждаете вы, – что подъездная дверь закрыта также, как и центральный вход. Кому тут ходить? По всей лестнице больше ни одной двери. Значит, у хозяина квартиры персональный подъезд. Шикарно устроился, гад. Вышел, ключиком закрыл и уехал на «Мерсе». А я тут сиди, как собака у выхода и сторожи, когда он появится. Стоп! А почему я про «Мерс» приплёл? Я что, помню на чём ездит хозяин квартиры? Помню. Не помню. Помню. Не помню. Нет. Не помню. От, блин! Чем больше думаешь, тем непонятнее. Вроде какие-то обрывки… или это не воспоминания? А воображение? … Так. Но что же делать? Не сидеть же на лестнице вечно. Надо идти назад.

Для очистки совести, вы ещё раз подходите к выходу. Дверь как дверь. Но уж больно неказистая.

– Ну-ка, где тут замок? Может надо поковырять ключиком? У меня же в кармане целая связка!

Но ни один ключ не лезет в замочную скважину.

– Что такое? – Вы достаёте спички и чиркаете одну за другой, пытаясь рассмотреть эту самую замочную скважину повнимательнее. И вдруг понимаете, что она забита чёрте чем: какими-то свёрнутыми клочками от конфетных фантиков, шелухой семечек, горелыми спичками…

– Ё-моё! Да в эту замочную скважину уже неизвестно сколько не входил ключ! А я тут развёл мыслительный процесс на целый квартал! Ну-ка ребята, навались!

И вы всей массой тела начинаете биться плечом в дверь. После третьего удара вы замечаете, что дверь начала поддаваться. Появился зазор. Снаружи задул холодный ветер, задувая внутрь подъезда снежок.

– Ах ты, зараза! Ещё раз. Ещё!

Бам! Дверь распахивается, и вы по инерции вылетаете на улицу и падаете на тротуаре. Шапка летит с головы в одну сторону. Вы головой в сугроб в другую. Но счастью вашему – нет предела. Вы лежите на земле, раскинув в стороны руки. Смотрите в серое небо. И кричите:

– Ура!!! Свобода-а-а!!! Люди! С Новым Годом!

И понимаете: вот оно, настоящее большое человеческое счастье! И эта минута переполняет вас так, что слёзы встают комком в горле.

– Да что б я сдох, – думаете вы, – пойду сейчас назад в квартиру к этому охламону и на радостях упьюсь. И пусть делает потом со мной, что хочет!

Вы поднимаетесь с заснеженного тротуара. Находите шапку. И оборачиваетесь к двери. И застываете с открытым ртом. Над дверью красуется табличка: «НИРВАНА (похоронное бюро)».

. . .


Я не знаю, сколько вам понадобиться времени, чтобы переварить эту надпись. Честно! Ведь вы никогда не слыхали о таком похоронном бюро, и не имели к заведениям такого рода никакого отношения. Вы вообще… программист, может быть. А может и нет.

Когда язык начнёт примерзать к зубам, вам по неволе придётся закрыть рот. А когда ноги и руки начнут терять чувствительность и перестанут гнуться, то вы вынуждены будете зайти в подъезд. И выкурив на лестнице ещё не одну сигарету, вы, наконец, начнёте карабкаться по ступенькам вверх к той самой квартире, той самой кровати, с которой так неудачно сегодня шагнули в Новый, 2012 год.

Уже на пороге квартиры к вам придёт мысль:

– Ну её нахрен эту жрачку и выпивку. Надо выяснить, в каком я вообще городе. И как мне добраться до автостанции. Я не думаю, что за несколько часов, которые я прибывал в беспамятстве, я мог далеко уехать. Если только меня не загрузили в какой-нибудь Боинг-373. Но у меня бы даже посмотреть на него денег не хватило, не то что взлететь. Так что вариантов нет, либо таксо, либо автобус. А значит, радиус возможной доставки моего тела от точки потери памяти не превышает… сколько ж это будет? 100 км? Почему нет? Хорошая круглая цифра. Мне нравится.

– Что там у нас рядом с городом в районе 100 км? Лес. Железнодорожное полотно. Промышленный сектор. Автозаправки. Спортзал от какого-то завода ящика. Но никакого многоэтажного массива нет. И никакого похоронного бюро «Нирвана» тоже.

– Ничего не понимаю…

– Фу! Как я замёрз… И как жрать хочется. А как выпить! У-у-у… Ничего, сейчас мы согреемся, и тогда уже будем соображать. Во всяком случае, выход из дома найден. Значит, я свободен. А всё остальное уже не так важно. Вот только есть ли у меня…

Вы начинаете хлопать себя по карманам в поисках портмоне, кошелька или затерявшейся случайно золотой кредитки. Ха-ха… Увы! Нет. Ни каких намёков на финансы. Видимо они где-то в таборе вместе с цыганами допевают свои романсы. Это коламбур. Прошу прощения, что в эту трудную минуту вашей жизни, я всё порчу своим топорным юмором.

Вы раздеваетесь. Организуете себе обед. Ходите по квартире туда-сюда. Разогреваете, достав из холодильника наваристый борщ с изобилием мяса. Видимо, здесь обитает и женщина. Не мог такое сварить мужик. Он просто бы не стал заморачиваться. Сварил бы себе синих фабричных пельменей за 10 минут и всё.

Вот уже всё накрыто на стол на расчищенном от посуды пятачке. И вы пробуете борщ, старательно дуя на ложку.

– Нет. Горячий слишком. Даже вкуса не почувствовал. Надо обождать…

Вы встаёте из-за стола. Цепляете бутерброд с колбасой и сыром, и бредёте наугад в тёмный угол, там, где стоит огромное мягкое кресло. Вы усаживаетесь на него. Находите рядом светильник. Щёлкаете выключатель. Плафон из цветного стекла освещает вашу ошалевшую от впечатлений рожу. Вы смотрите перед собой на стену и видите вмонтированную в неё дверцу сейфа.

– Ол-ля-ля! – Восклицаете вы почему-то на французский манер. Возможно, призрак финансов непроизвольно настроил вас на эту игривую волну. Сейф несомненно по уши набит бабками. И надпись на входе в подъезд этому 100%-я гарантия.

– Вот это я вляпался! – Думаете вы.

Доев бутерброд, вы подёргали ручку сейфа, покрутили недолго наугад колёсики в разные стороны. Закрыто, конечно. Намертво.

– Пойду есть борщ. А там видно будет.

Сидя за столом и обедая, вы вдруг с удивлением ощущаете, что ваша Свобода куда-то незримо улетучилась. Даже когда вы были заперты внутри комнаты, квартиры, дома, безнадёжно бродили по этажам в поисках выхода, даже когда обнаружили, что не имеете в карманах ни копейки денег – вы были свободнее, чем сейчас. Когда вон на той стене поблескивает из темноты стальная ручка сейфа…

Я не знаю, сколько вам понадобиться времени, чтобы убедиться, что открыть его вы не в состоянии. Может быть, час. Может быть, шесть. Но чем больше вы потратите на него своего времени, тем ваша состояние будет всё хуже и хуже. Казалось бы, нет никаких препятствий, которые бы вас ограничивали в передвижении. Можно встать и уйти. Но! Вся добытая вами Свобода померкла. И сосредоточилась вдруг за бронированной дверцей сейфа. А может там и нет ничего? Да зачем вам столько? Вы ведь жили без денег столько времени и горя не знали. А если вернётся «ОН»? Вам надо мотать отсюда пока не поздно. Но все уговоры разума разбиваются о стальную дверку. Она отняла у вас лучшую минуту жизни. Там внизу, лежа на снегу, раскинув руки и подставив серому небу лицо, вы испытали такое блаженство, такую гамму чувств. Перед вами был распахнут весь мир. Свободе вашей не было ни конца, ни края!

А теперь вы превратились в запуганного маленького зверька. Скребущего лапками по прутьям клетки. И ждущего, когда же появится «человек». То ли он вас накормит, то ли он вас съест. Непонятно.

– Тфу! Твою дивизию! – Говорите вы, наконец.

Одеваетесь и уходите из этого дома в начинающие густеть сиреневые сумерки. Но Свобода от этого всё равно не возвращается. Этот железный ящик с колёсиками шифров – украл её у вас навсегда…

14:12:30 29.12.2011          D23BC7C0


Рецензии