Жертва вежливости ч. 148

§148. Жертва вежливости

     Вначале позволю себе привести пространную цитату из сочинения, принадлежащего французскому писателю-путешественнику 19-го века маркизу Альфреду де Кюстину, оклеветавшему Россию: «Должно смениться множество поколений полуварваров, чтобы высший слой общества породил действительно вежливого человека, многие годы воспоминаний нужны для воспитания цивилизованного народа. Только ребенок, рожденный у вежливых родителей, может созревать достаточно быстро для того, чтобы понять, что такое истинная вежливость. Вежливость - это скрытый обмен добровольными жертвами» 1

   Итак, что же такое вежливость? Это не только проявление словесной доброжелательности, но еще и действенная или реально ощутимая уступчивость.
Прежде прочего рассмотрим или прослушаем словесную сферу.

   Человек, встречая знакомого, /а также незнаемого/, желает ему здоровья, тем самым, принося или возжигая духовную жертву, ибо желание блага ранее всего осуществляется посредством слова, которое, согласно Евангелию от Иоанна, есть Бог.

   Без выверенной и умеренной речи не представима и вежливость. «Вежа», согласно словарю В.И.Даля, означает башню. В 8-9 веках в степи между Волгой и Доном существовало древнее Славянское поселение - городище «Белая Вежа».
Вероятно, вежливость есть не что иное, как способность к общежительности или коммуникабельности. Вежливость возвышает человека подобно сторожевой башне бытия.
И это вполне естественно, поскольку, не обладая хотя бы малой долей вежливости, не прожить среди людей.

   Не оттого ли столь созвучны слова «невежа» и «невежда», что вежливость несет в себе нечто полезное и конкретное, то есть соединяющее и способствующее познанию. Если глагол «ведать» означает «знать», то быть вежливым значит иметь хотя бы первоначальное знание о людях.

   В то время как вежливость предстает жертвой добровольной не только для применяющего ее, так и для благодарно применяющего знаки внимания, то, напротив, для грубияна и нахала легкой поживой оказывается именно вежливый.
По этому поводу припоминается сердечная строка хорошего русского поэта Андрея Дементьева: «У меня от хамства нет защиты…»
Действительно, это так - у вежливых, а значит, отнюдь не мягкотелых, но, скорее всего, добродушных людей, пожалуй, и впрямь нет противодействия против скотства.

   И все же именно вежливость помогает человеку вжиться в любую среду.
Вежливость есть не просто коммуникабельное свойство человека, но религиозное деяние. Не случайно ведь слово "спасибо" произошло от сочетания двух слов: "Спаси Бог". Не случайно ведь до сих пор люди, искренне верующие, говорят, благодаря друг друга: "Спаси тебя Господь!".

1  Кюстин А. де. Резюме путешествия//Вопросы философии.-1994.-№2.-С.91


               


Рецензии
СЕРГЕЙ!

цепляет-размышления любопытны. однако я сразу вспомнил один спор с дамой о том что красота спасёт мир-будто больш полов преступлений совершаются не из-за неё?

но давайте задумаемся-пехотный прапорщик или окопный штабс-капитан 1917 г явно проигрывал большевистскому оратору в шляпе или чекисту в кожанке внешне и в смысле вежливости...також и грязный политрук 1941 г явно проигрывал надушенному немецкому лётчику или гестаповцу без морщинок на кителе...

значит дело во внутренней красоте?
и её не отнять у человека кот сражается за правое дело!
с покл нч!
пс-а бездумное служение красоте это шоппинг собчих на канарах в то время как их соотечественницы месяцами работают без зарплаты!

Ник.Чарус   10.11.2013 17:00     Заявить о нарушении
Согласен с вами, Ник. Чарус. Но не насчет большевистских ораторов.Скорее вежливыми были деятели Временного правительства. Ведь именно они ввели институт выборности командиров в армии и панибратство. Да и вообще к большевикам у меня больше уважения, чем к компании Керенского, Гучкова, Родзянко и прочих временщиков. Именно они и разложили страну. Да, у большевиков было много ошибок, но они шли на смерть за убеждения в отличие от буржуазной и аристократической мрази. Ведь из за стремления к власти они даже снаряды в тылу придерживали, саботируя поставки.

Сергей Владимирович Жуков   10.11.2013 22:06   Заявить о нарушении
СЕРГЕЙ!

слишком много сионизма было в нашей революции 17 и контрреволюции 91-и только русским миротворцам и цивилизаторам причём многотысячелетним было отказано в границах республике конституции и границах...
и всё же верю что будущее за социализмом хотя у меня как у государственника к большевикам отношение не совсем однозначное!

с покл нч!

Ник.Чарус   10.11.2013 23:37   Заявить о нарушении
Насчет сионизма согласен, но главное - кризис верхов. Ведь генерал Алексеев заставил отречься царя, а не кто-то, царь продал 4 дивизии французам, словно мало им было сенегальцев в окопах. И так фронт России был огромен по сравнению с союзным. Дневник Николая за 1916 год - скучно. Да что говорить...С уважением

Сергей Владимирович Жуков   10.11.2013 23:43   Заявить о нарушении
кризиса не было-обычный царь и обычные дворяне-кризис был в другом... работорговую кочевую азию в 1877 одолели и наступила эйфория-а замирённые народы поняли что необходимости в империи больше нет-а противостояние с колониальной европой проспали...

только народ-титан мог выдержать противостояние и изнутри и снаружи...но ему для этого нужны были бесподобные вожди... они пришли только со сталиным в 1934-с опозданием на 30 лет!
с покл нч!

Ник.Чарус   11.11.2013 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.