Облагороженная жертва ч. 150

                §150.  Облагороженная жертва

«Рабом ли ты призван, не смущайся, но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» 1 Кор. 7.21.

   Улучшение жертвы не всегда есть облегчение, но чаще это утяжеление и усложнение глубинной жизненной основы или духовной сути.
Например, человек поступил в университет, пройдя неопределенный свыше путь обычной жертвы.

   При этом следует знать, что обучение и получение диплома отнюдь не сулит ему в ближайшем будущем, а также в отдаленном грядущем скорого обогащения или хотя бы элементарного благосостояния. Здесь имеются в виду условия России конца 20-го века. 
Таким образом, учеба в высшем учебном заведении есть начальное проявление облагороженной жертвы.

   Несмотря на кажущуюся легкость нового трудового поприща, а также вероятное обретение новых полномочий и ответственности не только за себя, но и  за других людей возводит личность на более высокий уровень жертвенности.
На предыдущем этапе данный человек, безусловно, может поддержать духовно и даже материально кого-то одного или нескольких из окружающих его людей. После улучшения свойств путем обретения знаний и, вследствие этого, получения новых возможностей субъекту приходится вольно или невольно распределять жертвенную субстанцию среди многих окружающих.

   Учитель, стремящийся дать ученикам как можно больше знаний, иногда едва ли не распинается перед ними. Меж тем распинаться не значит постепенно погибать, но жить вечно, даруя знания и тепло души. Чем тяжелее учителю, тем легче ученикам.

    Враги всегда стремятся уничтожить элиту нации. Например, польская официозная пропаганда конца 20-гои начала 21-го веков упрекает Советскую Россию в якобы совершённом насилии над Польской республикой.

    Однако стоит вспомнить не столь отдалённые события. Немецкая оккупационная политика в Польше была направлена на уничтожение интеллигенции. Судьба польской католической церкви, её епископов и духовенства, судьба шляхты и профессуры была предрешена на созванном Гитлером совещании 12 сентября 1939 года, а уже 6 ноября были арестованы и отправлены в концлагерь 186 профессоров Ягеллонского университета. В лагерях, по приблизительным данным, погибло 17 тысяч учителей, 5 тысяч врачей и 3 тысячи священников.
На гитлеровский террор поляки ответили не только вооружённым  сопротивлением, но и созданием сети тайных учебных заведений, конспиративной прессы и даже подпольных театральных коллективов. 1

   Тем не менее поляки забыли об этих жертвах, но неустанно попрекают Россию в жертвах леса Катыни, с которыми ещё надо разобраться.
Возможно, расстрел нескольких тысяч офицеров Польской армии и был произведён, но ведь в это же время формировались польские соединения против немецких захватчиков. Значит, уничтоженные служаки были яростными непримиримыми противниками России.

    Прописная истина - наставник всегда жертва. Патрис Лумумба - пламенный вождь конголезского народа, получив блестящее образование, стал премьер-министром огромного государства в Центральной Африке.
Казалось бы, ничто не мешало ему пожинать «плоды просвещения» и почивать на лаврах, выращенных на духовных плантациях Запада. Он мог бы стать руководителем марионеточного правительства, но это было гораздо ниже его благородного идеала.
Он предпочел стать яростным борцом за подлинную свободу своего народа и не просто принес себя в жертву, но пронес свой благородный дух, словно факел, освещающий путь не только народу Конго, но и другим странам Африки.
Крупнейший мыслитель Франц Фанон, боровшийся в своих трудах за свободу не только стран Африки, но и всего мира. Фанон был врачом-психиатром, он мог бы преспокойно заняться частной практикой, благо в странах Запада он не остался бы без пациентов.

   Франц Фанон боролся против фашизма, был тяжело ранен в Эльзасе в 1944 году. Однако уже после форсирования Рейна полк, в котором служил Фанон, был очищен по расовому принципу: все темнокожие солдаты были отправлены назад в Тулон.
Так Франция отплатила своим освободителям. В 1945 году Фанон вернулся на Мартинику, однако после окончания бакалавратуры навсегда выехал оттуда. Прибыв во Францию, получил высшее образование в Лионском университете, где изучал медицину и психологию, а также посещал лекции по философии.
Получив диплом психиатра в 1951 году, Фанон продолжал заниматься под руководством Франсуа де Тосквилля и начал работать по специальности. В 1953 Фанон покинул Францию и выехал в принадлежавший ей Алжир, где в годы Второй мировой войны некоторое время был расквартирован его полк. С 1953 по 1956 он возглавлял психиатрическое отделение в госпитале Блида-Жуанвиля в Алжире. После начала Алжирской революции в ноябре 1954 присоединился к алжирскому движению за независимость, а в 1956 стал редактором газеты «Воин» - главного печатного издания алжирского Фронта национального освобождения, издававшегося в Тунисе.
Весной 1956 Фанон написал свое знаменитое «Письмо министру-президенту об отставке», в котором окончательно порвал со своим французским ассимиляционным воспитанием и образованием.
Как результат, в январе 1957 года госпиталь в Блиде был закрыт как «рассадник бунтарей», а сам Фанон был выдворен французскими властями из Алжира.
После назначения его в 1960-м году правительством Алжира послом в республике Гана, Фанон посещал конференции в Аккре, Конакри, Аддис-Абебе, Леопольдвиле /нынешней Киншасе/, Каире и Триполи.

   Главные труды Франца Фанона: «Проклятьем заклейменные» и «Черная кожа, белые маски». После его смерти был издан программный сборник Фанона «К африканской революции» /1964/.
Однако Ф. Фаннон остался одним из духовных руководителей угнетенного человечества. В 36 лет он умер от малокровия.

   В России часто можно слышать сожаления по поводу гибели отечественной наследственной аристократии. Да, чисто по человечески жаль всех людей, погибших в Гражданскую войну, но что совершили полезного дворяне конца 19-го века, если не считать великих писателей, вышедших из среды помещиков и являющихся воплощённой совестью высшего сословия: Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев, И.А.Бунин и Н.А.Некрасов.

   Вернее великого Чернышевского нельзя сказать о роли вырожденного дворянства или иной замкнутой касты: «Отдельное сословие приводит себя к дурному концу, принося в жертву себе целый народ. Из этого мы видим, что при столкновениях национального интереса с сословным, сословие, думающее извлечь пользу себе из народного вреда, с самого начала ошибается, ослепляется фальшивым расчётом».  2

   Стоит нелишний раз вчитаться в произведения великого писателя русской земли Антона Павловича Чехова, чтобы понять, сколь паразитарными были дворяне в большинстве своём.

    Да, из среды дворянства вышли герои Отечественной войны 1812 года и других справедливых войн России. Неправедных битв у России не было при любой власти.
Дворянами были такие совестливые и честные люди как Радищев, декабристы, Герцен. Однако по сравнению с массой убежденных крепостников борцов за справедливость было немного.

   Многие ученые были из благородного сословия.
Философы Н.А.Бердяев, К.Леонтьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков и другие мыслители России были дворянами по происхождению, но взгляды их разнились кардинально. Хотя сближения у них были на почве любви к Родине.

   И все же доступ к образованию был почти перекрыт детям крепостных или работных людей.
Стоит вспомнить, сколько лет большой русский художник В.А.Тропинин ожидал личной свободы.
Родившийся в 1776 году, лишь в 1823 он был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

    Следует признать, что, кроме благородства должно быть и благоприобретение.
Обязаны быть не просто «дворяне», поскольку само это слово происходит от двора, то есть имения, имущества. Привилегии могут  принадлежать «творянам», то есть людям творческим, по меткому определению В.Хлебникова.
Прописные истины – писатели должны писать, ученые исследовать и изобретать, учителя просвещать, а врачи исцелять.

   Любая же замкнутость, ограниченность касты или кровного сословия подразумевает некую окостенелость, будь то боярство, дворянство, партия или творческий союз.
Дворяне И.А.Гончаров и А.С.Пушкин дали замечательные художественные образы Ильи Обломова и Евгения Онегина. В чем-то симпатичен Обломов как воплощение незлобивой русской души, но что полезного он дал Отечеству?
Неужели Н.В.Гоголь, сам будучи дворянского рода, солгал в изображении типов помещиков Плюшкина и Ноздрева, Манилова и Коробочки.

   Конечно, во всех них есть черты симпатичные. Например, говоря о Собакевиче, представляют его только держимордой, но не желают видеть его усердную рачительность в ведении хозяйства.
Безусловно, и среди крестьян не все были ярыми тружениками. Дворовое окружение было тоже развращено ленью. В сущности, слуга Обломова Захар тот же Обломов, только подневольный.
Да и родовое имение неслучайно зовется Обломовкой.

   Конечно, дворянами были и великий полководец А.А.Брусилов и поэт-воин Н.С.Гумилев, но были и военные саботажники Эверт и Ренненкампф.

   Не зря выдающийся испанский мыслитель Хосе Ортега–и-Гассет говорил, что  "от отсутствия жизненных условий улетучивается и личность наследственного аристократа. Отсюда и то редкостное размягчение мозгов у родовитого потомства и никем не изученный роковой удел наследственной знати - её внутренний и трагический механизм вырождения"  3
При всех временных недостатках советской власти детям рабочих и крестьян все же были созданы условия для продолжения образования.
Учились ведь не все, но самые способные ребята. Были созданы "рабфаки", то есть подготовительные отделения высших учебных заведений. Конечно, были и недостатки, в том числе ограничения на приём в институты потомков дворян, священников и других прежде высших сословий.

   Порою в кровавых муках рождалось новое служилое сословие. Создавалась своего рода "аристократия духа", "сословие мысли", элита творчества.
Военачальники, составившие славу и гордость России, были самого разного происхождения.
Г.К.Жуков был из крестьянской семьи. Рокоссовский в молодости трудился каменщиком. Василевский был из духовного сословия.

   Ни при какой власти, ни в какой стране не были созданы столь благодатные условия для писателей, художников, музыкантов. Конечно, при всём этом ставились условия соблюдения социалистического реализма и партийности искусства. И всё-таки ценился прежде всего труд, физический или умственный, но труд, а не наследственное владение имущества.
К сожалению, именно интеллигенция выступила застрельщиком так называемой «перестройки», говоря устами некоторых видных своих представителей, что «так жить нельзя». Однако после чудовищного ограбления народа, совершённого в 90-е годы, большинство либеральных журналистов и публицистов оказалось не у дел.
Поэтому людям, которые стали духовной и умственной элитой общества, всегда надо помнить, что на них возложены не только права, но и тяжёлые обязанности.

   Теперь, говоря словами выдающегося русского мыслителя И.А.Ильина: «Русская интеллигенция должна завоевать доверие и любовь своего народа, должна сама проявить любовь, понимание и жертвенность по отношению к народу, перестроиться, слиться с родной землёй, вобрав в себя великие, подлинные основы характера собственного народа».

   В данном случае мыслитель прав, хотя надо помнить о том, что Ильин совершенно не воспринимал положительные стороны советской власти, в отличие от позднего Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина и Г.П. Федотова.




1  Филиппов Б.А. Иоанн Павел 2-й //Вопросы истории.-1993.–№3.-С.55
2  Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии //Избранные эстетические произведения.–М.:Искусство,1974.-С.57

3  Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс //Эстетика. Философия культуры.-М.:Искусство,1991.-С.335

4   Ильин И.А. Гении России //Собр. Соч. в 10-ти томах. Том 6. кн.3.–М.:Русская книга,1997.-С.355


Рецензии