Моя

      Страшное время оккупации закончилось.А уже в апреле на Кавказе во всю даже не весна.а лето.Помню огород нашей хозяйки.Она вместе с мамой копают его и сажают картошку.По межам ее участка  вместо заборов стоят огромные яблони.Они все в цвету!И эти моря бело-розовых цветов окутаны движущимися прозрачными жужащими шапками!Это-майские жуки!Их так много!Они такие матово-коричневые.брюшки у них ложматые.они такие большие!и гудят басом!За всю свою дальнейшую жизнь я этих майских жуков видела всего несколько раз и все поодиночка!...Пока наши мамы занимались весенними заботами работами.мы.дети.играли на улице.Старшие-где то.а мы.младшие-я и хозяйский сын Ванька-.недалеко от родителей.Играли.конечно же.в"дом".Он-хозяин.съездил в горы за дровами.надо их все порубить.Дрова-солома.топор-настоящий.Идем к плахе.на которой обычно хозяин рубил все-и дрова.и курам головы.Кладу "дрова"на плаху.взмах топора-и части моего пальчика почти-что нет...Слава Богу!мальчик еще маленький!Крик.кровь.слезы!!!Так у меня на всю жизнь осталась памятка о том времени...
      А весеннее буйство южной природы продолжалось!Начала поспевать вишня.Красота и вкуснота!Не отставая от мальчишек.я залезала на вишневые деревья и проводила там целые дни.А те вишни до сих пор стоят у меня перед глазами:крупные-крупные и темно-вишневые.почти черные.такие они спелые!Поедали мы их в неимоверном количестве!
      Мама с тетей работали в детском доме.Когда стали поспевать абрикосы.их в детдом привозили целыми телегами.Почему-то в памяти запечатлелась такая картина:у ворот стоят 3 телеги:на первой-гора мелких абрикос;на второй-более крупные.а на третьей-просто огромные!
      Меня.конечно.чаще всего оставляли дома со старшими на целый день:куда они-туда и я.За станицей протекала небольшая речка-Уруп.куда старшая сестра со своей компанией очень часто бегали.Речка небольшая.но горная и .поэтому. очень бурная и быстрая.Однажды эти.уже довольно большие:13-14 лет-дети решили искупаться.Выбрали небольшой обрывчик с небольшим омутом под ним(речка-то была.как говорят.глубиной воробью по колено!)и начали прыгать с него в воду!Не успели они оглянуться-и я за ними сиганула!Очень хорошо помню этот момент!Слава Богу!успели меня схватить.а то быстрый поток вмиг бы меня утащил...Ох и попало сестре от мамы!Так вот привольно и сыино мы жили на этом благословенном Кавказе!Одна только была беда-не было никаких известий от папы...Были.наверное.и другие беды.да мы.дети.их не знали.Наша мама всегда старалась своих детей оградить от плохого.по мере своих возможностей...
      И вот в это солнце.в это фруктовое изобилие приходит письмо из холода и голда.Не такого.конечно.как в блокадном Ленинграде.но все-таки из очень скудного сущаствования.В Кировской области в маленьком районном городке Зуевка жили родителт моей мамы.И они слезно молили маму приехать к ним.т.к. их сживает со света невестка.Просто выгоняет стариков на улицу-и все!Ну какая настоящая русская женщина может устоять перед слезами ребенка или мольбами стариков-родителей?!И эта безумная и жертвенная женщина начинает опять собираться в дорогу!...Я поняла это истинно-русское васпитание много-много лет спустя.У меня в Сухуми жила однокласснтца с парализованной мамой.Мы приехали со своим маленьким сыном отдыхать на море.Я встретилась с ней.У нее в то время родилась вторая дочка.И она рассказывает.как.когда у нее родилась Лиза.заболела дизентерией мама.Слушая все это.буквально.безумие.я ей говорю:"Надо было маму в больницу положить!" Она сначало посмотрела на меня с недоумением.а потом с ужасом сказала:"Она же ведь там сразу же умерла!Кто там за ней стал бы ухаживать!"Мне было так стыдно!Но она -из старого дворянского рода.но.видимо.в старину всех так воспитывали!
      Началась осень 43-го года.Мы едем по разбитой.но уже освобожденной.нашей огромной стране.Кругом развалины.разбитые танки.машины...Однажды едем-едем.а за окном по насыпи железной дороги никак не заканчивается сплошная лента сбитых самолетов.Сколько их там было?Сотни?Тысячи?Наверное.очень много.если так запомнилось рабенку.Как позже я узнала-это мы проезжали Сталинград.Ехали очень долго.Воровство было невероятное!Все сидели.вцепившись в свои вещи.Помню:сидит моя тетя.крепко зажав между ног чемодан.Вдруг-крик.и чемодан исчезает!Это вор пролез с другой стороны под лавкой и выхватил чемодан!К концу пути у нас из 3-х остался только один чемодан.
      И вот мы в Зуевке.Приехали поздно вечером.в октябре.Темнота.холодно.подмораживает.Помню-идем по чему-то чавкающему и мокрому.я замотона в огромную шаль.Потом стоим под окном и стучим в стекло...Так начался следующий многострадальный период жизни моей мамы.
      


Рецензии