Человек и животное сравнение

               
                Куда идет человечество.
     (Попытка осмысления: предварительные наброски и фрагменты.)
    
                Введение.
                --------

      Давайте пофилософствуем немного на такую тему - соотношение в
человеке животного начала  и того, что  не присуще животному  миру,
т.е.  чисто   человеческого,  в   частности,  того,   что  называют
духовностью.
      Следует  сказать,  что   понятие  духовности  является   очень
размытым. Каждый думает, что  он знает, инстинктивно понимает,  что
такое духовность. Но пределы этого понимания имеют широкий спектр  в
зависимости от  образования, воспитания  и каких-то  еще причин.  В
философской  литературе,   в  частности   в  философском   словаре,
отсутствует однозначное, точное определение этого понятия.
      Вначале, когда упоминается духовность, автор статьи опирается
на указанное  инстинктивное ее  понимание, которое  автор попытается
уточнить позже.
      В  первых  разделах  статьи  рассматриваются  вопросы в плане
сравнения того, в чем  и как проявляется существование  животного и
человека в окружающей  природной среде. Затем  дается характеристка
человека как общественного  животного, после чего  делается попытка
сформулировать  понятие  духовности.  И,  наконец,  дается  прогноз
автора о дальнейших возможных путях в судьбе человечества.
      Все это связано с целыми пластами различных областей  знания,
различных наук - философии,  биологии, социологии, истории и  др. и
их отдельных направлений. Рассмотреть подробно все зти  направления
в  их  взаимосвязи  и  взаимообусловленности  означало  бы написать
многотомный капитальный межотраслевой  труд, который можно  было бы
назвать, напимер,  как "Философия  существования". Автор  дает себе
ясный  отчет  в  том,  что  ему  это  не под силу, т.к. он не имеет
необходимого   научного   багажа   в   силу   ограниченности своего
образования  (технический  вуз,  в  котором  был  единственный   не
технический предмет - Краткий  курс марксистской философии). И  все
же хотелось бы поразмыслить над всем этим хотя бы на своем уровне.
      Содержание  статьи  носит  фрагментарный  характер, требующий
дальнейшего  развития  и   множества  уточнений,  после   чего  все
полученные  результаты    могут  быть   в  дальнейшем   объединены,
возможно,  в  некоторую   систему  философских  взглядов,   т.е.  в
философскую позицию, если на то будут желание, достаточное время  и
возможности автора.
      А пока что данный текст предназначен только для узкого  круга
приятелей  и  близких   знакомых  -  единомышленников   в  качестве
"затравки" для бесед за рюмкой хорошего вина.



     1.Существование человека и животного в природной среде.
     -------------------------------------------------------

      Рассмотрим  прежде  всего,   что  общего  между   животным  и
человеком.  При  этом,  говоря  о  животном,  мы  будем иметь ввиду
животных, относящихся,  в основном,  к классу  млекопитающих.
       Естественно, самое очевидное общее - и человек и животное
являются живыми организмами, существующими в определенных условиях
внешней среды - в земных условиях.
       При реализации этого существования и его продолжения живому
организму необходимы:
       1.питание;
       2.защита от неблагоприятных физических параметров окружающей
         среды;
       3.репродуцирование себе подобных (размножение).

                Питание
                -------
      В  отношении  питания  можно  рассматривать  две  стороны   -
характеристика источников пищи и способы ее добывания. К источникам
пищи могут быть отнесены два ее вида : а)растителный мир,  б)другие
живые существа.
      Растение  -  это  своеобразная,  очень  сложная "фабрика", по
преобразованию  минеральных  веществ  почвы  с  помощью   солнечной
энергии (фотосинтез)  в живой  организм, который,  как правило,  не
обладает способностью самопередвижения.

      Животные, использующие в  качестве пищи только  растения того
или иного  вида, относятся  к типу  "травоядных". К  числу "хищных"
принадлежат те животные, пищей которых являются другие животные. И,
наконец, к третьей группе  относятся те животные, которые  питаются
как растениями, так и другими животными (всеядные).
      Животный   мир   состоит   из   необозримого   числа    своих
представителей,     образующих     соответствующие     общепринятые
зоологические классы, семейства, отряды, виды и т.д. В нашу  задачу
не  входит  рассмотрение  этой  классификации,  нам  в  наших целях
достаточно  иметь  ввиду  только  наличие  упомянутых групп по типу
используемой пищи.
      В природе имеет место динамическое равновесие между хищниками
и  травоядными,  при  котором  образуется  определенное   численное
соотношение между этими  группами животных, которое  поддерживается
более или менее постоянным, но с отклонениями в ту или иную сторону
в зависимости от колебаний условий внешней среды.
      При  этом,  при  уменьшении  числа  травоядных  (при  засухе,
например) уменьшается и число хищников (уменьшается количество пищи
для  них),  при  уменьшении  числа  хищников численность травоядных
начинает снова возрастать. При отсутствии хищников рост  чисенности
травоядных мог бы привести к  нехватке для них растительной пищи  с
возможным последующим вымиранием. Наличие тандема "хищник - жертва"
является   регулятором   численности   в   животном   мире, который
обеспечивает гармонизацию их существования (гомеостазис).

      Однако  обратим   внимание  на   трагическую  сторону   этого
гомеостазиса  -  ведь  он  реализуется  ничем иным, как убийством и
поеданием одних существ другими!
      Представьте себе - быстрый бег тигра в погоне за его жертвой,
прыжок,  в  горло  жертвы  вонзаются зубы... Отчаянный, исполненны
смертельного  ужаса  крик  жертвы,  бульканье  крови  из  горла...И
довольное урчание и чавканье убийцы...
      Таким   образом,    средством   Природы    для   гармонизации
сушествования  и  гомеостазиса   является  зло  -   убийство!  Т.е.
существование живых организмов несет  в себе трагизм, оно  трагично
по самой своей сути!

      Человек в начале своей истории также относился, в основном, к
хищникам,   и   сравнительно   небольшой   вес   в   питании  имело
собирательство  плодов  растительного  мира.  Если  в животном мире
орудием  убийства  служили  зубы  и  когти,  то  у  человека такими
"зубами" служили предметы  - сначала камни,  потом стрелы, а  также
ловушки.  Такой   способ  добывания   пищи,  называемый   "охотой",
продолжался  длительное  время  -  до так называемой "неолитической
революции".
      Неолитическая революция обозначает  тот выдающийся в  истории
человечества  рубеж,  когда  совершился  переход  к  земледелию   и
скотоводству. Он поставил людей в новое отношение с природой.
      Этот переход  не был  одномоментным, а  происходил в  течение
длительного   времени.   При   этом   охота   продолжала   занимать
существенное значение и ее доля убывала достаточно медленно. И даже
в настоящее время в северных областях планеты она остается основным
источником  пищи,  всвязи   с  невозможностью  земледелия   в  этих
областях.
      Скотоводство  возникло  в  результате  такого  же длительного
процесса  приручения,  одомашнивания  животных,  таких, как лошадь,
корова, свинья,  гуси и  др. Одомашненные  животные были источником
таких продуктов, как молоко и его производные, яйца, мясо и др.
      При этом потребление мяса домашних животных указывает на  то,
что  человек  продолжал  оставаться  в  значительной мере хишником,
только убийство животного  на природе (охота)  заменилась убийством
на территории места жительства человека.

      Но так или иначе, земледелие  явилось тем феноменом, который
резко отделил человека от  мира животных.

                ***

          Защита от неблагоприятных условий внешней среды.
          ------------------------------------------------
      В  части  защиты  от  неблагоприятных  условий  внешней среды
человек также отличается от  животных существенным образом. В  мире
животных  эта  защита  осуществляется,  так сказать, "естественным"
путем - использованием нор и пещер в теплых краях, или специальными
свойствами организмов  - наличием  шерстяного покрова  и подкожного
жира.
      Человек в этом  отношении прошел также  длительный путь -  от
использования  пещер  и  звериных  шкур,  затем хижин из дерева или
камня до строительства многоэтажных домов со всеми удобствами.

      Таким  образом,  строительство  искусственных  жилищ является
вторым существенным отличием человека от животных.

                ***

         Репродуцирование себе подобных (размножение).
         --------------------------------------------
      Половая жизнь животных и человека имеет очень много общего. В
обоих случаях  она подчинена  природным инстинктам,  обеспечивающим
сохранение  вида  путем  размножения  (функция   репродуцирования).
Отличием   человека   является   "окультуривание"   этого процесса.
Содержание  этого  окультуривания  зависит  от  исторической эпохи,
особенностей той или иной национальности, принадлежности человека к
тому или иному  классу общества и  т.д. и т.п.  Но первооснова и  у
животных,  и  у  всех  людей  одна  и  та  же - природный инстинкт,
которому подчинено  все живое.  И темный,  необразованный человек и
нобелевский лауреат одинаково бессильны устоять перед ним.
       Все явления, сопровождающие процесс репродуцирования животных и
человека могут быть весьма разнообразными, но все эти явления имеют,
как правило, три основных этапа, по крайней мере, у человека и высших
животных (приматов). А именно:
      - завоевание самки, соперничество (борьба) самцов за нее;
      - спаривание;
      - забота о потомстве.

      Соперничество у  животных может  принимать все  формы -  от
мягкого  соревнования  до   яростного  столкновения,  вплоть   до
убийства. У человека это соперничество "окультурено", но и  здесь
диапазон поведения  достаточно велик  - от  избиения соперника со
стороны малокультурного  индивидуума, иногда  с поножовщиной,  до
демонстрации  своих  преимуществ  перед  соперником  в каком либо
отношении в глазах избранницы (достижения в спорте,науке и  т.д.)
- в более культурной среде.

      Другой формой завоевания самки является привлечение самцом
внимания самки и ухаживание за ней. Приведем некоторые примеры.
      Широко  известен  испанский  обычай  -  привлечение  внимания
исполнением серенады под балконом желанного объекта женского  пола.
Забавно,  но  факт  исполнения  "серенады"  можно отметить и в мире
животных,   например,   самцы   обезъян-гиббонов и орангутанов
призывают самок своеобразным пением. Как тут не умилиться!
      Если самец данного вида должен будет кормить самку и птенцов,
проверяется,  насколько  он  к  этому  способен. Токуя, самка вдруг
начинает изображать птенца, издавать птенцовые звуки. Самец  должен
на  это  ответить:  у  одних  видов  принести или отрыгнуть пищу, у
других - схватить какой-нибудь предмет и поднести его как  подарок,
у  третьих  -  хотя  бы  прикоснуться  ртом  ко рту. Это ритуальное
кормление этологи обнаружили и у пауков, и у птиц, и у волков, и  у
обезъян.  Есть  оно  и  у  людей  .  Вспомните  поцелуи,   подарки,
приглашение в ресторан. Чем расточительнее ухаживающий мужчина, тем
он привлекательнее.
      Самки многих  видов проверяют,  сколь активно  самец готов их
защишать.  Для  этого  они  провоцируют  стычки своего претедента с
другими  самцами.  Женщинам  тоже  очень  нравится  это  качество в
мужчине. Девочки-подростки проверяют его бессознательно, провоцируя
мальчишек к конфликтам.
      Можно приводить множество примеров завоевания самок  самцами,
но в этом  нет необходимости, особенно,  если это касается  людей -
написаны целые  горы любовных  романов, в  которых описываются  все
подробности этого явления, в том числе и действия донжуанов -  этих
"специалистов" по завоеванию женщин.
      Описанная  соревновательность  обеспечивает  наблюдающим  его
особям противоположного пола возможность выбора брачного  партнера,
не  позволяя  тем  самым  генам  слабых  особей перейти в следующее
поколение. Иначе говоря,  биологическая цель соревнования  и выбора
состоит   в   том,   чтобы   обеспечить   воспроизведение  наиболее
полноценных   особей   и   чтобы   воспрепятствовать    размножению
неполноценных. И человек подчиняется тем же самым законам животного
мира.

      После того, как выбор сделан, начинается период спаривания  -
совокупления   самки   с   выбранным   самцом,   который   является
кульминацией в осуществлении процесса репродукции.
      В  этом  процессе  человек  полностью  или  почти   полностью
уподобляется животному, хотя, конечно, и здесь имеют место признаки
окультуривания. Например,  включение возбуждающей  музыки во  время
совокупления,  разбрасывание  цветов  на  постели,  опрыскивание ее
благовониями и т.д. и т.п.
      Всякое   живое    существо   является    феноменом   Природы,
представляющим   собой   единство   материальной   и информационной
структур.   Генерирование   информации   играет   огромную   роль в
формировании жизни и  осуществлении жизнедеятельности. Поэтому  это
генерирование,как  физиологический   или  психологический   процесс
организма, должно  находить эмоциональную  поддержку и  стимуляцию.
Это и наблюдается в природе. Высочайший жизненный  и информационный
  акт  создания   нового  существа  (новой   программы  развития)
одновременно является высочайщим эмоциональным актом. И не только у
человека, но  и у  животных.  (Любопытный  факт -  в зоопарке можно
наблюдать,  как  при  спаривании  льва  с  самкой  он  издает почти
по-человечески страстные звуки и взревывания.)

      После появления  потомства родительская  пара вступает  между
собой в отношения, связанные  с заботой об этом  потомстве (брачные
отношения).  Формы  и   содержание  брачных  отношений   достаточно
разнообразны,  но  у  человека  и  животных  они  во  многом  также
совпадают.
      Можно отметить две основных формы брачных отношений - моногамный
и полигамный браки. В  моногамном браке участвуют две особи - самец
и самка, находящихся в более или менее постоянной связи между собой.
У людей это муж и жена, у животных это, например, львиная, волчья
семьи и др.
      В полигамном браке участвуют один самец и несколько самок.
    У человека полигамный брак распространен, в основном, в восточных
странах. Широко известно, например, такое явление, как содержание
гаремов властителями, особенно в прошедшие времена.
      Но есть и такие виды животных, у которых самец,  оплодотворив
самку,  в  дальнейшем  не  принимает  никакого  участия  в заботе о
потомстве.
      Соотвественно  и  у   человека,  среди  мужчин,   есть  такие
индивидуумы, которые  часто вступают  во внебрачные  связи, но  при
этом  не  хотят  ничего  и  знать  об их последствиях, перекладывая
заботу о потомках целиком на плечи их матерей.
      Таким  образом,  на   всех  трех  основных   этапах  процесса
репродуцирования   между   человеком   и   животными   нет какой-то
принципиальной разницы.
      Но это  так выглядит  только с  физиологической точки зрения,
если не принимать во внимание эмоционально-психологическую  сторону
взаимоотношений  человеческих  самцов  и  самок. Здесь можно видеть
довольно  существенную  разницу,   которая  отличает  человека   от
животного - это так называемая любовь. Следует сказать, что феномен
любви не имеет четкого определения и имеет различные толкования.
      В  зависимости  от  того  или  иного  толкования  зависит   и
заключение, существует ли у данной пары любовь или нет.

      Например,  называют  любовью  устойчивое  половое  влечение
между  мужчиной  и   женщиной  (сексуальная  гармония),   хотя  в
остальном -  во взглядах  на мир,  в степени  их проникновения  в
душевный мир другого, в готовности поступиться своими  интересами
ради  любимого  существа  у  них может осутствовать гармоническое
взаимопонимание. В  этих случаях  пары неустойчивы  и могут легко
распадаться.  Можно  ли  это  назвать  любовью?  Но ведь бывает и
такое, когда  члены пары  гармонически вписываются  друг в друга,
как  говорят,  живут  душа  в  душу. Серебряные и золотые свадьбы
справляют   именно   такие   пары.   И   смерть   одного   из них
воспринимается другим как крах всей жизни и влечет за собой  даже
уход из этого мира, особенно в пожилом возрасте,

      Этот второй случай можно назвать истинной любовью, в то время
как первый - ее суррогатом, приближающимся к животному уровню.
      Жизнь  показывает,  что  истинная  любовь  не такое уж частое
явление. Чаще мы имеем дело с суррогатом любви. Отсюда и измены и
разводы и поломанные судьбы.
      Ну, а как обстоит  дело с любовью у  животных? Есть ли у  них
что-то похожее на любовь? Или все ограничивается только инстинктом,
половым  влечением  без  каких-либо  "душевных переживаний" ? Наука
этология не говорит об этом что-либо внятное и определенное.
      Можно  только  предположить,  что  какие-то  зачатки  "любви"
имеются и у некоторых животных. Эти зачатки можно усмотреть в таком
явлении, как привязанность  некоторых пар животных  друг к другу  в
течение  времени,  превышающем  период  спаривания  и  производства
потомства. Такие факты отмечаются биологами и этологами.
      Но  во  всех   случаях  без  исключения   все  сопровождается
спариванием, как  и у  большинства людей.  И все-таки  есть, хотя и
незначительная,  часть   людей,  у   которых  любовь   может  и  не
сопровождаться   сексуальной   близостью   -   это   так называемая
"платоническая" любовь, которая совершенно не свойственна животному
миру.  Но  и  у  человека  такая  любовь является достаточно редким
явлением.

      Возникает вопрос - может ли служить любовь служить признаком,
существенно отличающим человека от животного?
      При  этом   необходимо  иметь   ввиду  многозначность   слова
"любовь". Например, любовь к литературе, к какому-либо виду занятий
и т.д. Эти значения "любви" не имееют отношения к нашей теме.
      Родительская любовь к своему потомству, особенно  материнская
любовь,   свойственна   как   человеку,   так   и   животным.   Это
физиологическое  чувство,  и  оно  не  может  служить отличительным
признаком. Речь идет о половой любви между особями противоположного
пола. А это достаточно неопределенный вопрос.

      Возвращаясь  к  уже  сказанному,  спросим  себя,  является ли
любовью  предпочтение  одной  особи  другой?  Как  уже  говорилось,
предпочтение  одного  самца  другому  является  следствием   закона
природы  о  таком  выборе,   при  котором  генотип  сохраняется   в
максимальной мере. Но ведь этот закон действует и для человека!
      Сопровождается ли таком предпочтение чувством любви? Да и что
такое  чувство  любви?  Сильная  особь, которой отдали предпочтение
возбуждает  любовь?  Кто  даст  на  это  ответ?  Кроче  говоря,  не
существует  строго  определения  понятия  любви.  Является  ли  она
"духовным" явлением или  материальным, физиологическим, присущим  и
человеку и животному? На это нет ответа.
      Интересно отметить одно  интересное мнение, опубликованное  в
журнале  "Химия  и  жизнь"  (  не  помню его номера, года издания и
автора статьи).
      По утверждению автора, любой организм, как человеческий,  так
и   организм   животного,   излучают   некие   биологические  поля,
характеризующиеся  некотороми  параметрами.  Причем  значения  этих
параметров  тесно  связаны  со  структурой  белков  того  или иного
организма, не всегда тождественных друг другу.
      В  случае   их  тождественности   или  достаточной   близости
возникает резонанс полей. У особей одного и того же пола  возникает
чувство  дружбы,  а  у  особей  противоположного пола этот резонанс
воздействует   на   сексуальную   сферу,   вызывая   соответствущее
препочтение,  которое  мы  и  называем  любовью. И это относится не
только к человеку, но, возможно, и к животному.
      Из  сказанного  видно,  что  понятие любви является размытым,
очень неопределенным, и  поэтому, по мнению  автора, не может  быть
принято в качестве признака, отличающего человека от животного.

                ***

      В  заключение  этого  раздела  следует сказать следующее. При
выживании человека и  животного в природной  среде у них  возникают
одни   и   те   же   проблемы   выживания   -   питание,  зашита от
неблагоприятных условий внешней среды и продолжение рода.
      Отличие человека  от животного  мира в  этом отношении  можно
сформулировать следующим образом.
      Человек   -   это   животное,   которое   в   процесее своего
существования научилось:
        - заниматься земледелием;
        - приручать других животных;
        - воздвигать исусственные жилища.
      Что касается продолжения рода, то человек мало чем отличается
от животного. Отличие состоит лишь в форме выполнения этой функции,
а  именно  -  в  "окультуривании"  всех  этапов  этого  процесса  у
человека. Это  окультуривание, как  уже сказано  выше, может  иметь
различные проявления. В частности, в воспевании и идеализации любви
на примере таких пар, как Лейла и Меджнун, Тристан и Изольда, Ромео
и Джульетта и др.
      Но какие бы ни были формы и проявления такого окультуривания,
за всеми ими стоит стоит одна и та же конечная цель и для животного
и для человека,  один и тот  же конечный акт  - совокупление особей
противоположного пола.

           2. Мыслительная деятельность.
           -----------------------------
      Мыслительная деятельность  - это  понятие расплывчатое  и его
слержание раскрывается через более узкие частные понятия, которые в
свою очередь также достаточно расплывчаты.
      К числу понятий из  этой области, опрелеленных в  философском
словаре (Ф.С.), относятся, в частности, следуюшие.
      Разум  и   рассудок,  мышление,   язык,  знак,   воображение,
восприятие, воля, сознание, самосознание и др.
      Посмотрим,  как  в  Ф.С.   опреляются  разум  и  рассудок   в
соответствующей статье.

  ¦        "Разум  и  рассудок  -  понятия,  выражающие две взаимно
  ¦ необходимые  стороны  развития   научного  познания,  а   также
  ¦ нравственного   и   художественного   мышления,   две   взаимно
  ¦ помогающие друг другу способности...
  ¦        Рассудочная  способность  отличается   тем,  что  в   ее
  ¦ пределах  понятия  не  находятся  в  процессе  преобразования и
  ¦ сохраняют устойчивую форму...
  ¦        Разумная  способность  отличается,  напротив,  тем,  что
  ¦ здесь понятия ввергаются в процесс преобразования..."

      Мы привели самые существенные моменты из этой статьи, и  вряд
ли  можно  согласиться  с  тем,  что в ней приведено сколько-нибудь
внятное определение понятия "разума".
      Автор берет  на себя  смелость дать  хотя и  более узкое,  но
более  операциональное  определение  разума,  которое в этом случае
соответствует  понятию  "интеллекта",  отсутствующему в философском
словаре.
      "Разум (интеллект) _  это способность его  носителя различать
между собой предметы и  явления окружающего мира, устанавливать  их
свойства и отношения и находить причинные связи между ними, а затем
использовать эти  сведения для  планирования и  осуществления своих
действий по достижению поставленных целей."
      При  этом  чем  больше  количество  предметов  и их отношений
связываются межлу собой, тем более развитым является и интеллект.
      С этим определением перекликается следующее определение:
      "Под  "интеллектом"   я  подразумеваю   способность  мышления
предвидеть события, предвидеть прежде всего результаты  собственных
действий,  анализировать  и  оценивать  свое состояние и окружающую
обстановку   и   принимать    решения,   сообразуясь   со    своими
представлениями об окружающем мире"
          ( Н.Моисеев. Человек и ноосфера. стр.112 )
      Мыслительная  деятельность  является  предметом  исследований
большого   круга   ученых   различных   специальностей   таких, как
психологов,  нейрофизиологов,  лингвистов,  кибернетиков, этологов,
зоопсихологов и ряда  других, каждый из  которых видит проблему  со
своей  точки  зрения,  а  философы  пытаются  как-то  обобщить  эти
результаты.
      По   всем   этим   вопросам   написаны   монбланы литературы.
      Разобраться во  всем этом  невозможно и  не нужно.  Наша цель
состоит лишь в  том, чтобы определить,  чем же человек  СУЩЕСТВЕННО
отличается от самых "продвинутых" высших животных, в частности,  от
обезьян шимпанзе и дельфинов.
      Работы  и  эсперименты  этологов  и  зоопсихологов  с   этими
животными   показывают,   что   они   обладают   довольно развитыми
мыслителными способностями и мышлением. Например, установлено,  что
дельфины способны  усваивать абстрактные  понятия, напимер,  такие,
как  формы  предметов  -  крулый,  квадратный и т.п. Шимпанзе могут
решать логические задачи. Например, подвешивают к высокому  потолку
связку бананов в комнате,  в которой есть ящики.  Шимпанзе способен
сообразить, что для доступа к бананам необходимо поставить друг  на
друга ящики. Можно привести множество таких примеров, некоторые  из
которых выглядят очень эффектно.
      Среди  исследователей  существуют  различные  точки зрения на
пределы этих пособностей и степень их приближения к человеку.
      Но существует некоторое явление, которое однозначно  отделяет
мир животных от мира человека. Это язык.
      В философском  словаре дается  достаточно полное  определения
понятия языка. Приведем выдержку из этого определения.

  ¦        "Язык  -  знаковая  система  любой  физической  природы,
  ¦ выполняющая познавательную и коммуникативную (общение)  функции
  ¦ в  процессе  человеческой  деятельности.  Язык  может  быть как
  ¦ естественным,  так  и  искусственным.  Под  естественным языком
  ¦ понимается язык повседневной  жизни, служащий формой  выражения
  ¦ мыслей  и  средством  общения  между людьми. Искусственный язык
  ¦ создается  людьми  для  каких-либо  узких  потребностей   (язык
  ¦ математической символики и т.д.)...."

      В этом определении применено в свою очередь понятие "знаковой
системы",  но  при  этом   возникает  вопрос,  что  такое   "знак"?
Определение знака также имеется в Ф.С., начало которого  приводится
ниже.

  ¦        "Знак - материальный чувственно воспринимаемый  предмет,
  ¦ событие  или  действие,  выступающее  в  познании  в   качестве
  ¦ указания,  обозначения  или  представителя  другого   предмета,
  ¦ события, действия, субъективного образования. ..."

      Это  определение  имеет  очень  обобщеный, несколько туманный
характер.  Поэтому   более  наглядным   будет  определение   знака,
даваемого в  брошюре специалиста  по семиотике  Ю.А.Шредера "Логика
знаковых систем (элементы семиотики)."
      Приведем некоторые необходимые нам выдержки из этой работы.

           "ЗНАК.  Вряд  ли  стоит  пытаться  точно определить, что
  ¦ такое знак. Это  невозможно, как невозможно  определить никакое
  ¦ из первоначальных понятий науки. Мы попробуем только  объяснить
  ¦ это понятие,  являющееся для  семиотики основным.  Для этого мы
  ¦ начнем с понятия "знаковая  ситуация". Речь идет о  ситуации, в
  ¦ которой есть  что-то обозначаемое  и есть  знак для обозначения
  ¦ этого. Знаковая ситуация -  это пара из знака  и обозначаемого.
  ¦ Для  последнего  в  семиотике  общепринятый термин ДЕНОТАТ. Так
  ¦ называется то, что обозначается данным знаком."

      Далее  автор  брошюры  приводит  примеры  различных  знаковых
ситуаций, некоторые из которых указаны ниже.

   Знак.                Денотат.
   -----                --------
   Собственное имя (ф.и.о.)  -  человек, который носит это имя
   V                -  скорость тела (число)
   T                -  интервал времени (число)
   Чертеж                -  устройство
   Этикетка к товару         -  товар
   Номер в гардеробе         -  пальто и шляпа
   S = VT                -  величина пути тела, движущегося со
                скоростью V за интервал времени Т
                (число)
   Уравнение, описывающее
   поведение физической
   системы                -  физическая система

      Таких примеров можно привести бесчисленное множество.
      Опустив другие  высказывания в  этой работе  по поводу знака,
перейдем  к  понятию  знаковой  системы,  даваемому  автором той же
работы.

   ¦       "До сих пор мы говорили о конкретной знаковой  ситуации,
   ¦но,  в  сущности,  рассматривать  знаки  изолированно  не имеет
   ¦смысла.  В  этом  случае  мы  не  сумели бы увидеть общие черты
   ¦знаков, образующих единую знаковую систему."

   
   ¦       "Понятие  знаковой  системы  является  также  одним   из
   ¦первоначальных понятий,  поэтому не  имеет определения.  Однако
   ¦можно дать объяснение этого понятия.
   ¦       Знаковой системой называется  некоторый набор знаков,  в
   ¦которой  есть  какие-то  внутренние  отношения  между  знаками,
   ¦отображаюшие отношения между означаемыми."

      Самым  существенным  в  знакоаых  системах является именно то
обстоятельство,  что  отношения  между  знаками  в  этих системах и
правила установления этих отношений соответствуют отношениям  между
реальными предметами. Т.е. получаем некоторую абстрактную  знаковую
модель действительности.
      История  возникновения  и  развития  знаковых систем уходит в
глукбину  веков   и  тысячилетий,   и  это   развитие  никогда   не
прекращается.
      Вначале,  на  заре  первобытного  человеческого  общества   в
процессе совместной деятельности  людей возникли звуковые  знаковые
системы (речь).  Со временем  на ее  основе возникла  письменность,
представляющая  собой  знаковые  системы  на материальных носителях
знаков -  сначала в  виде наскальных  изображений, затем  знаков на
шкурах животных, на глиняных дощечках, папирусе, бумаге и, наконец,
в  виде  намагниченных  участков  на  магнитных  лентах  и дисках
и в других типах запоминающих устройствах ЭВМ.
      С   развитием   производительных   сил   (наука,  технология)
появились знаковые системы, отображающие законы природы, вплоть  до
знаковых  моделей  процессов,  происходящих  в глубинах микромира и
бескрайних  просторах  Вселенной.  Таким  образом, знаковые системы
являются  средством   приближенного  (абстрактного)   моделирования
окружающего мира.
      Как   можно   видеть   из   определения   понятия интеллекта,
приведенного выше, результат его деятельности как раз и фиксируется
в знаковых системах. Иными  словами говоря, знаковые системы  - это
совокупный интеллект человечества, зафиксированный на  материальных
носителях на данный момент времени.
      Наличие   таких   материальных   носителей   является основой
накопления знаний, что в свою очередь способствует развитию  земной
цивилизации  вообще  и   множеству  культур  различных   народов  в
частности.
      А  что  же  можно  сказать  в  этом плане о высших животных -
шимпанзе и дельфинах?
      Шимпанзе  не  имеют  даже  звуковых  знаковых  систем (речи).
Издаваемые ими звуки  являются отдельными сигналами,  не связанными
между  собой  каким-либо   зависимостями,  т.е.  они   не  являются
грамматическими   предложениями.   Например,   крик   (сигнал)   об
опасности, или сигнал угрозы сопернику (рев, рычание) и т.п.
      Исследователи,  работающие  с  дельфинами,  утверждают,   что
дельфины владеют речью в ультразвуковом акустическом диапазоне.  Но
если это  даже так,  то это  только звуковая  знаковая система,  не
позволяющая  осуществлять   накопления  знаний.   От  поколения   к
поколению дельфины  передают одну  и ту  же видовую  информацию без
каких-либо существенных изменений.
      Таким  образом,  наличие  знаковых  систем  на   материальных
носителях  и  накопление  знаний  человеком  положило принципиально
непреодолимую  преграду  между  ним  и даже наиболее "продвинутыми"
представителями животного мира.

                ***

      Подводя итоги всему вышеизложенному, можно назвать  следующие
коренные отличия человека от остальных животных.
      Человек - это животное, которое:
      1)научилось воздвигать искусственные  сооружения для жилья  и
производственных процессов;
      2)овладело  земледелием  и  скотоводством  (умением приручать
других животных);
      3)обладает способностью создавать заковые модели  окружающего
мира, накапливать знания и  на этой основе развивать  цивилизацию и
культуру.
      Вместе  с  тем  человек  сохранил  особенности  и   признаки,
унаследованные от животного мира. К ним относится в первую  очередь
поведение  человека,  связанное  с  его репродукциионными функциями
(размножением), мало отличающееся от поведения животных.
      К  второй  черте   человека,  сближающей  его   с  животными,
относится  хищность.  Дело  не  только  в  том, что человек поедает
других  животных.  Эта  хищность  в процессе исторического развития
получила еще одно воплощение, свяэанное с общественными отношениями
в  человеческом  социуме.  Это  воплощение  выражается в том, что в
борьбе  за  существование   часть  людей  стала   приспосабливаться
существовать  за  счет  других  людей,  используя  для  этого такие
общественные феномены, как власть и деньги. Но об этом ниже.


         3. Общественные отношения. Зверизм и звероиды.
         ----------------------------------------------

      И  в  животном  мире  и  в человеческом обществе можно видеть
такое  явление,  как  объединение  отдельных  особей  в группы, или
сообщества, в которые эти особи объединяются для совместных  усилий
для  выживания.  В  животном  мире  в  сообщества объединяются, как
правило, преимущественно травоядные. Это, в частности, помогает  им
более   успешно   противостоять   хищникам.   Хищники   же являются
"индивидуалистами",  и  их  сообщества  ограничены  величиной одной
семьи - самец, самки и детеныши, т.к. им некого бояться.
      В первобытном обществе  люди, как и  травоядные, объединялись
для борьбы  с хищниками,  а также  для совместной  охоты на крупных
животных таких, как мамонты.
      В процессе  длительного периода,  исчисляемого сотнями  тысяч
лет и более, формы и содержание деятельности человеческих сообществ
значительно изменялись  и получали  тот или  иной вид  не только  с
течением времени,  но и  в зависимости  от многих  других факторов,
например,  таких  как  географическое  положение,  климат  и другие
факторы  природной  среды  данного  региона.  Мы  не будем подробно
останавливаться  на  этом,   так  как  этим   занимаается  история,
этнография  и  другие  науки.  Для  нас  существенным  в   процессе
исторического  пути  человеческого  общества  является только такое
явление, как общественно-экономические формации и их смена.
      Автор  не  будет  тщиться  дать  какое-то  свое   определение
формации, т.к оно уже  существует и выработано марксизмом.  Поэтому
мы обратимся к философскому словарю и приведем сокращенные выдержки
из него, в ряде случаев в несколько вольном изложении, но не искажая
основного смысла.


 ¦  Общественно-экономическая формация - исторический тип общества,
 ¦основывающийся на определенном способе производства и выступающий
 ¦как ступень прогрессивного развития  мировой истории человечества
 ¦от  первобытнообщинного  строя  через   рабовладельческий  строй,
 ¦феодализм и капитализм к коммунистической формации.
 ¦  Понятие "О.-э.-ф."...составляет краеугольный камень материалис-
 ¦тического понимания истории.
 ¦           ........................................
 ¦  Понятие "О.-э.-ф." позволяет рассмотреть человеческое общество
 ¦в каждый  период  его  развития как единый "социальный организм",
 ¦включающий  в  себя  все  общественные явления в их органическом
 ¦единстве и взаимодействии на основе способа производства.
 ¦Наконец,... оно позволяет свести стремления и действия отдельных
 ¦людей к действиям больших масс, классов, интересы которых опре-
 ¦деляются их местом в  системе  общественных  отношений  в данной
 ¦формации.
 ¦ Каждая формация имеет  свои особые законы возникновения и разви-
 ¦тия. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связы-
 ¦вающие их в единый процесс мировой истории.
 ¦
      Не  вникая  в  подробности,  приведем  краткие характеристики
упомянутых формаций.

             Первобытнообщинный строй (П.с.).
             -------------------------------
      Началом  П.с.  считают  фазу  первобытного  стада. Наибольшей
структурной завершенности  первобытнообщинные отношения  достигли в
период родового строя.  Основой производственных отношений  служила
здесь   общая   собственность   на   средства   прозводства (орудия
производства, земли,  а также  жилище, хозяйственный  инвентарь), в
пределах  которой  существовала  и  личная собственность на оружие,
предметы домашнего обихода, одежду и т.п. В дальнейшем в результате
совершенствования   орудий   труда,   форм   хозяйства,    эволюции
семейно-брачных и других отношений первобытные отношения постепенно
вытесняются  новыми  социальными  отношениями, намечается классовая
дифференциация.

               Рабовладельческий строй (Р.с.).
               ------------------------------
      Это   общественно-экономическая   формация,   основанная   на
эксплуатации классом рабовладельцев класса рабов, которые не только
лишены собственности на средства  производства, но и сами  являются
собтвенностью своих  хозяев как  одно из  условий производства, как
"говорящие орудия труда".
      Р.с.  возник  в  результате  длительного  периода  разложения
первобытнообщинного  строя  и  формированияи  институтов классового
общества -  частной собственности  и государства.  Производительные
силы Р.с. составляли ручные орудия труда и и большие массы рабов.
      Производственные  отношения   были  отношениями   жесточайшей
эксплуатации рабов  при сведении  к минимуму  их потребностей,  что
позволило получать значительный прибавочный  продукт, а это вело  к
укреплению  частной  собственности,  развитию  товарных  отношений:
обмена, торговли  и денег  (формула К.Маркса:   "товар  - деньги  -
товар").
      Рабы вели борьбу,  восставая против рабовладельцев.  Особенно
крупные восстания рабов были в древнем Риме (восстание Спартака).
      Обострение  классовой  борьбы  и  вторжения  извне  привели к
гибели Р.с. и его смене феодальным строем - феодализмом.

                Феодализм.
                ----------
      Экономический строй феодализма при всем многообразии его форм
в разных странах и в разное время характеризуется тем, что  главное
средство производства - земля находится в монопольной собственности
господствущего класса феодалов (иногда почти полностью сливающегося
с  государством),  а   хозяйство  ведется  силами   и  техническими
средтсвами мелких производителей - крестьян.
      Основное  экономическое  отношение  феодализма  находит  свое
проявление  в  феодальной  ренте,  т.е.  в  прибавочном   продукте,
взимаемом  господами  (или  государством)  с производителей в форме
работ,  денег,  или  натурой  (отработочная,  денежная, натуральная
рента). В систему феодальных  отношений включается город, т.к.  без
сбыта продуктов сельского хозяйства горожанам феодализм не знал  бы
денежной ренты.
      Антагонизм феодального общества, основанного на  эксплуатации
крестьян   феодалами,   порождал   многообразие   форм   проявления
социальных   противоречий,   высшую   форму   которых  представляли
народные, крестьянско-плебейские восстания и войны.
      Политическое устройство феодального общества на разных этапах
его    развития    различно:    от    мельчайшей    государственной
раздробленности   до   весьма   централизоваанных    абсолютистских
монархий.
      Поздний период феодализма  характеризуется зарождением в  его
недрах  мануфактурного  производства  -  зачатка  капиталистических
отношений.  В  Западной  Европе  это  время  назревания и свершения
ранних буржуазных революций.

                Капитализм.
                ----------
      Это общественно-экономическая формация, основанная на частной
собственности  на  средства  производства  и  эксплуатации наемного
труда. Цель капиталистического  производства и источник  обогащения
капиталистов - присвоение прибавочной стоимости.
      Основное антагонистическое  противоречие капитализма  - между
общественным характером производства  и частной формой  присвоения.
Основные  классы  капитализма  -  пролетариат  и  буржуазия,  между
которыми идет непримиримая классовая борьба.
      Капитализм   проходит   различные   стадии   своего развития.
Свободная конкуренция, характерная  для первой стадии  капитализма,
постепенно  приводит  к  высокому  развитию  производительных  сил,
совершенствованию    техники,    концентрации    и   обобществлению
производства, образованию монополий и империализму.
      Для  современного  капитализма  характерны  дальнейший   рост
концентрации  и  интернационализации  производства   (возникновение
транснациональных корпораций) межгосударственная регуляция  мировой
капиталистической  экономики  ("Общий  рынок"  и  др.), разрастание
военно-промышленного комплекса,  милитаризация экономики,  усиление
государственно-монополистического капитализма.
      Происходит дальнейшее расширение и совершенствование  системы
эксплуатации,   обусловленное   новывми   формами  капталистической
организации производства и его рационализацией. Усиливается процесс
социально-экономической  поляризации  капиталистического  общества,
возникают новые социальные антагонизмы.
      В  то   же  время   капитализм  обладает   возможностями  для
экономического роста, главным фактором которого является  ускорение
научно-технического     процесса,     использование      достижений
научно-технической революции.
      Однако капиталистческие отношения препятствуют  использованию
использованию  материального  и  духовного  потенциала  общества  в
интересах всего населения, усиливается разрыв в доходах буржуазии и
трудящихся, усиливается опасность экологической катастрофы в  связи
с  частнособственным  эгоизмом   капиталистов,  не  считающихся   с
вредными последствиями их отказа  от принятию дорогостоящих мер  по
сохранению  окружающей  среды,  усиливается  борьба за ограниченные
природные ресурсы, зачастую переходящая в вооруженные  столкновения
и   войны,   возрастают   и   многие   другие   негативные  факторы
капиталистических отношений. Короче говоря, капитализм не  способен
рационально  управлять  общественным  развитием.  Все  это  создает
предпосылки для социалистической революции.

                ***

      Все  рассмотренные  выше  формации, кроме первобытнообщинного
строя,  характеризуются  антагонизмом  между классом собственников-
эксплуататоров,  с   одной  стороны,   и  нещадно   эксплуатируемым
угнетенным классом, с другой. Между этими классами идет непрерывная
борьба, принимающая в различное время ту или иную форму.
      Учение о классах и  класовой борьбе также представляет  собой
один  из  краеугольных  камней  марксизма,  который утверждает, что
классовая    борьба    рабочего    класса    необходимо    ведет  к
социалистической революции  и установлению  диктатуры пролетариата,
цель которой  - уничтожение  всех классов  и создание бесклассового
коммунистического общества.
      Рассмотрим    очень    кратко,    что    представляет   собой
коммунистическое общество (или, вернее, что оно должно представлять
собой  согласно теории марксизма).

                Коммунизм.
                ----------

      Коммунизм -  общественно-экономическая формация,  особенности
которой  определяются   общественной  собственностью   на  средства
производства,    соответствующей    высокоразвитым     общественным
производительным силам.
      Переход к  коммунизму -  закономерный процесс,  предпосылки и
условия  которого  создаются   при  капитализме.  Он   (капитализм)
развивает   мощные   производительные   силы,   придает    процессу
производства  общественный  характер,  в  противоречие  с   которым
вступает   сохраняющаяся   частная   форма   присвоения    (частная
собственность),   т.е.   капиталистическая   эксплуатация  рабочего
класса, трудящихся. С  развитием капитализма это  антагонистическое
противоречие  обостряется   до  крайности.   Капитализм  становится
тормозом общественного прогресса.
      Это   противоречие   разрешается   путем   устранения частной
собственности  и  замены  ее  общественной  в ходе социалистической
революции. Освобождая себя, рабочий класс освобождает все  общество
m от эксплуатации и угнетения.
      С победой  социалистической революции  начинается становление
новой  общественно-экономической  формации.  В  своем  развитии она
проходит проходит следующие  этапы: переходной период,  первая, или
низшая, фаза коммунизма - социализм и высшая фаза коммунизма.
      Главным   рычагом   социально-экономических    преобразований
является диктатура пролетариата в разноообразных ее формах.
      (Примечание автора. Весь  мир впоследствии воочию  увидит, во
что  вылились  эти  так  называемые "разнообразные формы" диктатуры
пролетариата!)
      Но    продолжим     далее    краткое     описание    доктрины
марксизма-ленинизма в  отношениии достижения  коммунизма -  этакого
рая на земле.
      Переходной период завершается, когда возникшие  первоначально
в  виде  экономического  уклада  социалистические  производственные
отношения   становятся   базисом   всего   общества,    достигается
необходимый уровень развития материального производства и культуры.

      Переход  к  социализму  означает,  что коммунизм как формация
начинает  развиваться  на  своей  собственной  основе  -  на основе
общественной собственности на средства производства,  обусловленных
ею   отношениях   коллективизма,   сотрудничества   и  взаимопомощи
свободных    тружеников,    планомерного    ведения    хозяйства  с
использованием  стоимостных  рычагов,  товарно-денежных  отношений,
стимулирования  активности  трудящихся  и  их  все  более  широкого
вовлечение  в  процесс  сознательного  созидания новых общественных
форм,  совершенствование  инсттутов  социалистической   демократии,
прогресса культуры,  создания все  более благоприятных  условий для
развития личности и проявления их срособностей.
      Основной  лозунг  социализма  -  "от  каждого по способностям,
каждому - по труду"

     Утверждается, что фаза социализма, являясь исходной в движении
общества к фазе коммунизма, занимает длительное время, в течение
которого происходит постепенный переход к коммунизму. Но что же
представляет собой содержание самого коммунизма - марксизм-ленинизм
говорит довольно невнятно. Говорится о коренном изменениии характера
труда, который станет непосредственно  общественным (что означает
слово "непосредственно"?). Сам труд превратится в первую жизненную
потребность (у всех?), что послужит стимулом всестороннего развития
и проявления способностей каждого члена общества.
      В общем,  то же  самое, что  и при  социализме, только  в еще
больших количествах.
      При  этом  провозглашается  основной  лозунг коммунизма - "от
каждого по способностям, каждому - по потребностям".
      (Не  трудно  видеть  всю  утопичность  и  химеричность  этого
лозунга.  Ведь  если  каждый  сможет  брать  у общества все, что он
захочет, то  снизится стимул  к производительному  труду, неизбежно
упадет   материальное   производство,   общество   будет  вынуждено
вернуться к лозунгу социализма).

      Следуя императиву  марксизма о  неизбежности Социалистической
революции, РСДРП России организовала и провела в октябре 1917  года
такую революцию. Началось "строительство социализма".
      После  победы  над  фашистской  Германией  в восточной Европе
также   возникли   социалистические   государства,   поддерживаемые
Советским Союзом,  - ГДР,  Польша, Чехословакия,  Венгрия, Албания,
Югославия.   На   Востоке   также   образовались   государства    с
социалистическим строем - Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай и
некоторые другие.
      Возникла   так   называемая   мировая   система    социализма
(социалистический лагерь).
      Я не буду описывать историю этого строительства социализма  в
СССР и других упомянутых странах. Об этом написаны горы литературы,
как зарубежной, так и советской (с изрядной доли лжи, конечно).
      Казалась  бы,  осуществляется  вековая  мечта  трудящихся   о
справедливом  обществе,  свободном  от  эксплуатации,  обществе,  в
котором вся власть принадлежит трудовому народу.

      Но !...  Маркзизм -  марксизмом, а  реальность - реальностью!
Диктатура пролетариата  выродилась в  диктатуру партии,  вернее, ее
командной верхушки,  которая, став  "направлящей силой  общества"
(как она  сама себя  оределила), не  несла никакой  ответственности
перед народом,  а представительные  органы народа  были превращены в
машины    для    голосования,    штампующие    решения   феодально-
партократическо  верхушки,  присвоившей  себе  право  на  истину  в
конечной инстанции.
      Всякие  другие  мнения  и  высказывания  ,  хотя  бы  немного
отличающиеся от этой "единственно правильной" истины, расценивались
как анти-народные, анти-советские, с соответствующими последствиями
для инакомысляшими  - лагерями  и психушками,  а в  1937 году  даже
смертной казнью ( дело Бухарина и других).
      Что же  получил народ  вместо социалистической  демократии? -
Тоталитарное,   полуфашистское    правление   кучки    партократов,
узурпировавшей власть народа!
      Но  и  этого  мало!  В  начале  90-х  годов  20-го века часть
партийной верхушки,  видя, что  социализм "заехал"  не туда, решила
начать   так   называемую   "перестройку"   под   лозунгом  "больше
социализма!"  Но,  как  говорится,  "благими  намерениями  вымощена
дорога в ад". Опять-таки, не будем описывать, как проходил  процесс
перестройки, скажем только, чем она закончилась. А закончилась  она
совершенно невероятно  - реставрацией  капитализма! Жалкие  остатки
социализма были  уничтожены, частная  собственность была  объявлена
"священной"!  То  есть  произошел  контр-революционный переворот. И
осуществили его не какие-то внешние или внутренние враги, а сами же
коммунисты!
           Был он ярым коммунистом,
           Стал теперь капиталистом!
      И началась  вакханалия! Словно  свора взбешившихся  хищников,
коммунисты рвали себе народное добро, приватизировали  предприятия,
становились собственниками этих  предприятий, фирм, банков  и т.п.,
нещадно эксплуатируя трудящихся, доводя  их до нищеты, бесправия  и
безнадежности. То  же самое  происходило не  только в  СССР, но и в
других соцстранах.
      Всему  миру  воочию  предстал  крах  коммунистической   идеи,
оглушительное    фиаско    социализма!    Загадочное,    совершенно
необъяснимое  явление  с  позиций  марксизма-ленинизма  и "научного
коммунизма"!

      А между  тем, как  мне кажется,  "ларчик открывается просто".
Идеологи коммунизма, выставляя на первый план вопросы  эксплуатации
трудящихся  классом  собственников  и  классовой борьбы между ними,
озабочены общественными явлениями и отошениями, и при этом  начисто
забывают о том, что человек это не только лишь общественный объект,
но  прежде  всего  он  -  животное,  именно животное! Причем хищное
животное! Это природное свойство человека имеет глубинные основы  в
его психике и поведении. Чтобы существовать, организм животного ли,
человека ли, должен получать  из окружающей среды нечто  такое, что
служит поддержанию структуры организма и выработке энергии для  его
функионирования,  короче   говоря,  пищу   в  том   или  ином  виде
(растительную ли, или животную для хищников).
      Этот  процесс   поддержания  жизни   в  силу   ограниченности
природных ресурсов  и множества  других факторов  приобретает форму
борьбы за существование, в которой одни гибнут, а другие выживают в
зависимости от уровня своей приспособленности к этой борьбе.
      Эта приспособленность  выражается также  в виде  ряда черт, к
числу основных  из которых,  на мой  дилетанский взгляд,  относятся
такие,   как   развитый   инстинкт   самосохранения,    способность
авторегулирования своего  поведения при  изменении условий  внешней
среды   и   достаточный   уровень   агрессивности   по  отношению к
конкурентам.
      В процессе этой борьбы появляется либо изначально  существует
как   природноый   инстинкт,   такой   феномен,   как  стремление к
"владению". Можно привести  множество примеров, подтверждающих  эту
мысль, но мы ограничимся лишь немногими из них.
      Как известно, каждая львиная семья имеет свой ареал охоты,из
которого она беспощадно изгоняет появившегося конкурента, например,
другого льва. Стая бездомных  городских собак точно также  изгоняет
чужаков из "своего"  квартала. Белка живет  в своем дупле,  которое
является ее "домом", в который  она никого не пускает, который  она
маскирует. Если она  не будет этого  делать, кто-то ее  съест.Птицы
отгоняют от своих гнезд других птиц. И т.д. и т.п. Все эти  явления
можно назвать инстинктом "собственности".
      А понаблюдайте за  поведение детей в  детсаде или на  детской
площадке, что вы часто услышите?
      - Отдай, это моя игрушка!...
      - Нет, это моя игрушка!...
      А взрослые:
      _ Это мой дом! (огород, машина, дача...)
      И кто захочет жить в коммуналке? Вот изолированная квартира -
это другое дело!
      Мой, мое, мне!...
      И  это  естественно,  такова  природная  сущность   человека,
заложенная в глубинах его психики на инстинктивном уровне.










       Соотношение   животного   и   духовного   определяет свойства
человека  как  феномена  природы  вообще,  так и свойства отдельной
личности   в   соответствии   с   ее   индивидуальными   чертами  и
осо бенностями.
      Область  взаимодействия  духовного  и  животного настолько
разнообразна,  что   порождает  бесчисленный   спектр  отдельных
личностей, индивидуальностей - от духовности глубоко верующего в
Бога  человека,  честного,   соборного,  живущего  по   божеским
заповедям, до прохвоста, жулика и преступника, для которых   нет
ничего  святого,  которые  ставят  выше  всего  на  свете   свои
эгоистические интересы и  желания, для удовлетворения  которых
они способны на все, вплоть до лишения жизни другого человека.
      Между этими  двумя крайними  полюсами располагается  основная
масса человечества, которая представляет собой "болото", - смесь из
индивидуумов,  тяготеющих  (но  не  принадлежащих) к духовной части
человечества, и из  индивидуумов, предрасположенных потенциально  к
агрессивным (но не обязательно реализуемым) способам удовлетворения
своих интересов.
      Численность    упомянутых    трех    групп     подчиняется
приблизительно соотношению 3:7:90

      Что определяет принадлежнгость человека к той или иной  из
упомянутых  групп?   "Этот  вопрос  в  науке недостаточчно полно
исследован. Но можно сказать,  что здесь имеют место,  по крайне
мере,  два  фактора.  Первым  из  них является наследственность,
определяемая  генами  и  их  флуктуациями.  Ко  второму  фактору
относится воспитание, среда  в которой происходило  формирование
данной  личности,  при  этом  первый  фактор  является  главным,
решающим, а второй имеет подчиненное значение.
      Сочетание  этих  факторов,  их  соотношение и содержание и
определяют  положение  индивидуума  в  рассматриваемом   спектре
человеческих  свойств.  Причем  эти  свойства  мало  зависят  от
профессии  и  образования.  И   среди  ученых  и  вообще   среди
интеллигенции   есть   достаточно   много   "плохих"   людей   -
непорядочных и бесчестных, и даже способных на преступления; и в
то же время и  среди малообразованных не меньшее  число духовных
личностей, в  частности в  среде крестьянства  (что объясняется,
вероятно, близостью  к природе  и физическим  трудом в природной
среде).
      Иными словами, духовность человека - свойство, даваемое не
образованием  (хотя  оно  и  способствует  ее  развитию,  но  не
порождает ее), а чем-то иным, и, повидимому, это физиологическое
свойство, изначально заложенное в данной личности. Воспитание  и
образование  либо  совершенствуют  это  свойство, либо маскируют
временно изначально  негативные черты,  которые рано  или поздно
все равно проявят себя в соответствующих ситуациях.

      Официальная    советская     наука    начисто     отрицала
"изначальность"  рассматриваемых  нами  свойств  и все сводила к
воспитанию  (в  "духе  марксистско-  ленинского  учения")  c его
коррекцией на основе учения о темпераментах (опять-таки в  "духе
марксистско-   ленинского   учения").   При   этом   совершеннно
игнорировались  такие  факты,  когда  при  совершенно идентичном
воспитании  и   образовании,  в   совершенно  идентичной   среде
формируются личности с диаметрально противоположными свойствами.

      Как уже говорилось  выше, факторы воспитания  и образования
действительно влияют на формирование индивидуума, но не  изменяют
его  глубинных,   изначальных  свойств,   а  лишь   видоизменяют,
разнообразят форму их проявления.


Рецензии