Вниманию исследователя

…Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Впервые прочитав это стихотворение, я задумался: «Почему «как гений»? Разве «ангел» не ближе и роднее для определения чистоты женской красоты? Не мог же Пушкин не знать то, что знаю я? Почему же «гений»?»
Этот вопрос мучил меня долгие годы.
Я и не догадывался посмотреть значение слова в «Словаре иностранных слов и выражений».
Да и что там смотреть?
Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности. Гений Пушкина и т. п.
Но оказалось, что в античной мифологии (а Пушкин был знатоком античности!) «гений» – дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей его жизни; позже – добрый или злой дух вообще.
 
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Чтобы хорошо усвоить творчество того или иного поэта прошлого, недостаточно владеть языком своего времени. Надо тщательно изучить время, в котором жил поэт. Только еще и еще раз обдумав значение каждого слова, можно делать какие-то выводы. Необходимо постигнуть, какая литература и культура оказали воздействие на того или иного автора. Только после этого, результаты исследователя будут правильными и ценными.
Как бы подтверждением сказанному, являются строки Пушкина, посвященные Кюхельбекеру:

Да сохранит тебя твой чистый гений
Под бурями и в тишине.   


Рецензии