Из прошлого. Столицы и провинции

               
   Впервые я ощутил разницу между столичными и провинциальными городами еще в юности, когда мой дядя, приезжая в командировку в Киев, увозил к себе в Одессу пачки сливочного масла. В городе у моря масло было редкостью, а в Киеве продавалось не только в магазинах, но даже в продовольственных киосках на улице. Потом я столкнулся с недостатками в снабжении этого курортного города на собственной шкуре, став уже взрослым. В городе ни масла, ни сыра, ни мяса(во всяком случае, по государственным ценам) не было. Приезжая на отдых со своей семьей «диким образом», я привозил с собой все эти продукты в специальной холодильной сумке, которая поддерживала в течение суток необходимую температуру. Но однажды скорый поезд Киев-Одесса опоздал на целых 7 часов(где-то размыло дождями железнодорожное полотно) – и весь вагон был наполнен  самыми разнообразными «ароматами» портящегося мяса. Только наша сумка не дала испортиться продуктам.
   Но и сам Киев, несмотря на то, что  был столицей Украины, снабжался гораздо хуже Москвы. Поэтому, когда я начал ездить в командировки в Москву и Ленинград, я обычно привозил домой копченую колбасу, бананы и цитрусовые, кофе в зернах и кофе растворимый, конфеты. Характерен такой случай: на Всесоюзной конференции в Москве один известный ученый, профессор из Горького сказал нам: « Ребята, если будет что-то интересное – потом расскажете мне, а я побегу в гастроном – там продают сосиски». Вообще, этот закрытый город был на особом положении – местные мясокомбинаты поставляли свою продукцию в Москву, а из Горького по выходным совершались «экскурсии» в Москву за мясом и колбасой. А летом 1986 года, после катастрофы в Чернобыле, в Москве продавали в магазинах кубинскую картошку, колумбийский кофе, бананы и на всех пакетах стояла надпись: «для жителей чернобыльской зоны». Но ни в Киеве, ни в других городах этой зоны этих продуктов не было и в помине. В эти годы из сел и небольших городов Киевской и Черниговской области приезжали по выходным дням колхозники и скупали в гастрономах целые батоны докторской и любителькой колбасы. Оказалось, что дома они из нее делают котлеты, добавляя в нее хлеб.
   Прошло несколько лет и по неизвестной причине  положение резко изменилось не надолго – в  Москве изчезли «дефицитные» продукты, а в Киеве появились. И в 1990-1991 годах я хорошо отвел душу. Я приехал в Москву с сыном. Мы зашли в кафе  - там было кофе, но к нему не было сахара. Но я уже знал ситуацию и сахар взял с собой. В феврале 1991 года я защищал докторскую диссертацию в одном из московских институтов. Зная о продовольственном положении в Москве, я привез с собой все необходимое для скромного банкета в институте. Но самое интересное было перед началом защиты. Я должен был купить и поставить на стол ученого совета шесть бутылок минеральной воды. В течение часа я безуспешно бродил по всем магазинам возле института, пока, наконец-то, не нашел в одном из них последние 6 бутылок «Фанты».
   Правда, к осени 1991 года положение выровнялось, снова в Москве было все, а в Киеве ничего(сахар давали по предъявлению паспорта). И вот в сентябре того же года едут в купе спального вагона Москва-Киев два новоиспеченных доктора наук, только что получивших дипломы ВАКа(одним из них был я) и ведут между собой «научный» разговор: «Вы кофе купили?» - «Купил» - «А Вы сахар купили?» - «Нет, не успел» - «А я успел!»
   Как говорится, комментарии излишни.


Рецензии
Помню анекдот: длинный, красный и пахнет колбасой; что это?

(Это горьковчане везут из Москвы домой мясо и колбасу. Поезд покраснел от красных подтёков мяса.)

Жарикова Эмма Семёновна   05.12.2015 07:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.